Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 2005 Дела ows.422 => ows.422 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Служение
    Служение
    Псковская о., мест.Малые Толбицы, Свято-Духовская церковь 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1962 
    Год окончания 1996 
    Будучи во многом снисходительным к духовным детям, ведя их к спасению средним,
    "царским" путем, отец Борис не признавал для самого себя никаких послаблений
    отпусков и выходных, не считая возможным "отдыхать от Бога".
    Каждый житель села и окрестных деревень знал, где находится дом
    священника, и в любое время дня и ночи мог прийти к нему со своей
    печалью: отец Борис никому не отказывал и без промедления шел
    напутствовать умирающих, крестить, оказывать необходимую помощь.
    О.Борис создал церковный хор, которым сам управлял.
    Он не только обучил, но и духовно воспитал в своих певчих и чтецах любовь
    к молитве и богослужению. Даже те, кто редко посещал церковь, переступая порог
    Свято-Духовского храма, ощущали, что это действительно дом молитвы и училище
    благочестия.
    Недалеко от Толбиц находился о.Залит, где проживал старец о.Николай Гурьянов.
    Два старца — о.Николай Гурьянов и о.Борис были духовными соратниками,
    состояли в духовной дружбе. О.Борис приезжал на остров Залит для исповеди,
    а мама протоиерея Николая дружила с супругой протоиерея Бориса.
    Матушка Мария помогала о.Борису во всех его делах, пока ей позволяли
    силы и здоровье.
    В последний год своей жизни матушка слегла, и батюшка проводил бессонные ночи
    у ее постели. Умирая, матушка сказала супругу, что раньше он был для всего
    прихода отцом, а она — матерью, а теперь ему придется совмещать и то и другое,
    что нужно быть для духовных детей более любящей матерью, нежели отцом.
    Завет своей матушки о.Борис хранил до конца своих дней: его удивительно
    бережное, осторожное отношение к каждому из пасомых испытали на себе и сестры
    обители, которые могли сравнить его заботы о них лишь с заботами материнскими.
    После смерти матушки за короткий срок этот мир покинули и многие пожилые
    прихожане, так что к концу 1970-х гг. едва ли не все труды по храму легли
    на плечи о.Бориса: он сам убирал храм, расчищал от снега дорогу к церкви,
    пек просфоры.
    В начале 1990-х гг. произошло знакомство о.Бориса Николаева
    с сестрами Московского Богородице-Рождественского монастыря.
    Богородице-Рождественский монастырь находился еще в поругании и небрежении.
    Монахиня Викторина, назначенная настоятельницей, по благословению Святейшего
    Патриарха, взялась за трудное дело возрождения обители, и в этом святом деле
    Господь посылал ей помощников. Отец Николай Гурьянов благословил помогать в
    восстановлении монастыря одного благодетеля, раба Божия Николая. От последнего
    сестрам монастыря стало известно, что недалеко от о.Николая Гурьянова,
    живет другой старец — протоиерей Борис.
    В начале 1994г. о.Борис заболел воспалением легких и по просьбе вышеупомянутого
    благодетеля обители Николая согласился приехать в Москву на лечение.
    Тяжело больной и немощный старец был встречен на вокзале настоятельницей
    Рождественского монастыря и Николаем: они отвезли его под гостеприимный кров
    обители. Здесь было устроено все необходимое для лечения отца Бориса,
    так что вскоре он поправился и окреп.
    Скромный и застенчивый человек, отец Борис, как никто другой, умел
    быть благодарным за каждую незначительную услугу. Не любил быть в
    центре внимания, избегал славы, и никогда не предлагал своих советов,
    не будучи спрошенным. Если же к нему обращались с просьбой помочь
    советом — не отказывал в помощи. Но в делах веры был строг и мог
    сказать нелицеприятную правду там, где в этом была необходимость.
    Пока о.Борис проходил курс лечения и жил в монастыре, матушка настоятельница
    имела возможность беседовать со старцем о самых насущных вопросах возрождения
    монашеской жизни обители. Узнав, что духовное окормление обители осуществляется
    духовниками сестер, о.Борис твердо и определенно сказал, что духовник должен
    быть один, только тогда насельницы обители будут единой духовной семьей,
    живущей в мире и любви, а иначе ничего хорошего не получится.
    Исполнить совет старца оказалось не просто. Ни одна из предполагаемых кандидатур
    не была утверждена Святейшим Патриархом. Патриарх остановил свой выбор
    на самом протоиерее Борисе, и в 1996г. благословил его стать духовником
    возрождающегося монастыря.
    Когда о.Борису предложили стать духовником обители, поначалу он отказывался,
    ссылаясь на более чем преклонный возраст и болезни (было ему тогда уже за 80),
    но Святейший Патриарх своего мнения не изменил и не отменил своего благословения.
    И смиренный старец принял это благословение как благословение Самого Господа

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ