Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в.
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX √од—мерти 2005
ƒела ola.210
    Ўмаин »ль€ ’ананович 
    ‘амили€ Ўмаин 
    √од рождени€ 1930 
    ƒень рождени€ 20 
    ћес€ц рождени€ 5 
    ћесто рождени€ ќдесса 
    протоиерей 
    –одилс€ в еврейской семье кинорежиссера ’анана ћоисеевича Ўмаина. ћать его Ћи€
    была преподавателем и переводчиком.
    ”чилс€ в школе в ћоскве
    ‘отографии[1] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[до 1954г.] [1954-1963гг.] [1963-1980гг.] [до 1983г.] [до 1983г.]
      ќбразование
        ћосковский университет, механико-математический факультет, экстернат
        √од окончани€ 1948 
      јресты
        ћосква 
        √од ареста 1949 
        ƒень ареста 19 
        ћес€ц ареста 1 
        ≈ще в 1946г., в 9 классе школы »ль€ Ўмаин начал посещать вместе с
        друзь€ми-одноклассниками кружок  узьмы — такое прозвище было у јнатоли€ »вановича
        Ѕахтырева (1928–1968). ќн был душой и лидером молодежной компании.
        ¬ то врем€ »ль€ был еще не крещенным.
        ”частники кружка занимались литературой, поэзией, философией, духовно-религиозными
        ћолодежна€ компани€, роивша€с€ вокруг  узьмы, имела литературный, философский
        поисками. ћолодые люди были далеки от политики, интерес к ней был минимизирован.
        ѕо воспоминани€м о.»лии:
           
        "‘илософи€, литература, религи€ — вот что их интересовало больше всего.
            √лавное дл€ нас было, — продолжает отец »ль€, — сохранить свободу мыслей:
            мы мыслим так, как хотим, а не иначе и не потому, что на нас вли€ют... ".

        Ќа зан€ти€х кружка, происходивших на квартире Ѕахтырева каждую субботу, »ль€ Ўмаин
        познакомилс€ со своей будущей женой — ћарией ∆итомирской, дочерью ¬алентина
         онстантиновича ∆итомирского, известного ученого и переводчика.
        ќрганы госбезопасности давно "пасли" эту молодежную группу с помощью
        внедренного в нее осведомител€ ‘еликса  арелина.
        ѕо воспоминани€м матушки ћарии ¬алентиновны,  арелин преднамеренно организовал
        три субботних обсуждени€ — не в доме  узьмы, а в заросшем парке, где, как оказалось,
        за кустами сидел второй агент.  арелин специально навел разговор на темы,
        которых раньше не касались — например, на постановление ÷  партии о журналах
        "«везда" и "Ћенинград" 1947г. (в котором осуждались ј.јхматова и ћ.«ощенко),
        на лысенковский погром биологии (генетики — "вейсманизма-морганизма") и на
        нелепость раздельного обучени€ в школах (но реб€та не подозревали, что по этому
        поводу были особые постановлени€ ÷  партии...
        ѕотом все эти темы нар€ду с другими превратились в пункты обвинени€.
        Ѕыло состр€пано дело об "антисоветчиках, посмевших восстать против партии,
        правительства, советской власти.
        ”частники кружка были арестованы и заключены в Ћефортовскую, потом в Ћуб€нскую
        тюрьму.
        (‘еликс  арелин сначала всех выдал, а потом предупредил  узьму о предсто€щем
        аресте. » сам был арестован в конце €нвар€ 1949 года)
      ќсуждени€
        ќсобое —овещание при Ќ ¬ƒ ———– 
        ././1949 
        —тать€ ст.58–10,58–11 ”  –—‘—– 
        ѕриговор 8 лет »“Ћ 
        √рупповое дело "дело  узьмича (Ѕахтырева ј.».). ћосква, 1949г." 
        —ледствие продолжалось 9 мес€цев. ѕо делу проходило 7 человек.
        "ѕолитическое дело  узьмы" и его друзей от начала до конца было сфабриковано ћ√Ѕ.
      ћеста заключени€
        ћосква, Ћефортовска€ тюрьма 
        √од начала 1949 
        Ќаходилс€ в Ћефортовской тюрьме во врем€ следстви€
        ћосква, Ѕутырска€ тюрьма 
        ¬€тлаг Ќ ¬ƒ,  айский р., ж.д. ст.‘осфатна€-—орта 
        √од начала 1949 
        √од окончани€ 1954 
        Ѕудущий отец »ль€ пробыл в ¬€тлаге шесть лет. –аботал на лесоповале
        ¬ том же лагере сидели участник кружка и одноклассник »лии ≈вгений ‘едоров
        (впоследствии — писатель), ».ћазус, поэт Ѕорис „ичибабин и др.
        »ль€ Ўмаин в лагере положил на музыку многие стихи Ѕориса „ичибабина.
        ¬ лагере »лью Ўмаина навещала его невеста ћари€ ∆итомирска€.
        ѕосле смерти —талина родители осужденных по делу подали кассационную жалобу.
        2 окт€бр€ 1954г., после кассационной жалобы и переследстви€ (повторное
        следствие, допросы, оп€ть следственные тюрьмы — Ћуб€нка, Ћефортовска€)
        с группы  узьмы были сн€ты все политические обвинени€. ¬се ее члены,
        в т.ч. »ль€ Ўмаин, были реабилитированы и вернулись в ћоскву
      ќбразование
        ћ√”, механико-математический факультет, заочное отделение
        √од поступлени€ 1954 
        —начала »лью Ўмаина не принимали в высшие учебные заведени€, — как он вспоминал,
        "всюду были одни отказы". Ќо в конце концов с трудом зачислили на заочное
        отделение механико-математического факультета ћ√”.
        24 декабр€ 1954г. он женилс€ на ћарии ¬алентиновне ∆итомирской.
        »з его воспоминаний:
            "Ќам всем, вернувшимс€ из лагер€, было очень трудно входить в новую жизнь.
             я училс€ и трудилс€ на заводе, на т€жЄлой физической работе.
             » если бы не ћаша — а € уже был женат) наверное, бросил бы университет..."
      ћеста проживани€
        ћосква, «убовска€ пл. 
        √од начала 1954 
        √од окончани€ 1963 
        ѕосле окончани€ ћ√” »ль€ Ўмаин работал в научных институтах как специалист
        в области математической логики и программировани€.
        ≈го жена ћари€ ¬алентиновна занималась археологией, историей ƒревней –уси.
        »з воспоминаний о.»лии:
           "ћежду тем продолжалась мо€ духовна€ работа. ќ религии € думал и в лагере.
            ј после лагер€ было ощущение, что заключение принесло мне большую пользу,
            как это ни странно звучит — ведь раньше € был просто интеллигентный —
            даже не юноша, а подросток. ≈ще не сформировалс€... ј теперь почувствовал,
            что смогу заговорить с любым человеком на улице, в трамвае, где угодно.
            » мы поймем друг друга, будем беседовать, как близкие люди.
            ” мен€ изменилось отношение к люд€м, и они мне становились все ближе и
            роднее... ≈вангелие € прочитал еще до ареста, но по-насто€щему осмыслил
            значительно позже. ѕочва была в основном подготовлена.
            “ем не менее прошло еще несколько лет, и в 63-м году € крестилс€ в церкви
            »оанна ¬оина на якиманке. ћоим крестным был ≈вгений Ѕорисович ‘едоров...
            » крестили мен€ в ¬еликий „етверг, накануне ѕасхи.
            ѕон€ти€ о ¬еликом „етверге у мен€ еще не было, но мне хотелось
            на ѕасху уже стать членом ÷еркви... "
      —лужение
        ћосковска€ о. 
        ƒолжность певчий церковного хора, псаломщик 
        √од начала 1963 
        √од окончани€ 1975 
        ѕрин€в крещение, »ль€ Ўмаин с тех пор стал стремительно воцерковл€тьс€ сам
        и воцерковил множество людей.
        ƒуховником его был о.¬ладимир —мирнов клирик храма св.пророка »лии ("ќбыденного").
        Ѕольшое вли€ние на »лью оказал также о.Ќиколай ¬едерников, у которого он служил
        псаломщиком в одном из подмосковных храмов.
        »з воспоминаний о.»лии:
           " рещение произвело на мен€ очень сильное впечатление, и постепенно
            € стал входить в церковную жизнь, петь в церковном хоре, потом читать псалмы...
            ќчень на мен€ повли€л замечательный батюшка — протоиерей ¬ладимир —мирнов
            (отбывший ссылку в 1930-е годы) и служивший в церкви »льи "ќбыденного".
            ј потом всей профессиональной, регентской и певческой службе мен€ обучал
            отец Ќиколай ¬едерников, тоже удивительный св€щенник, композитор, музыкант.
            Ѕыл даже членом —оюза композиторов. ” него есть и духовна€ музыка
            ("Ћитурги€","¬сенощна€"), и классическа€...
            ќ.Ќиколай ¬едерников... обучил церковному пению всю ћоскву — всех,
            поющих в храмах... —ейчас служит в церкви »оанна ¬оина на якиманке...
            » € все больше и больше входил в церковную жизнь.
            Ќо когда началс€ "диссиданс" (так слегка иронично некоторые интеллигенты
            называли диссидентское движение в 60-е годы)
            и многие мои друзь€ оказались в нем, € старалс€ в этом не участвовать,
            счита€, что людей губ€т зр€, а ничего не мен€етс€.
            ’от€ € и сам подписал несколько писем в защиту невинно осужденных.
            —колько мог, € поворачивал людей к ÷еркви, видел в этом свое назначение...".

        — 1970г. »ль€ Ўмаин тайно вел богословский семинар на дому.
        √лубокое вли€ние на »лью Ўмаина оказали тайные встречи с приезжавшим в ћоскву
        митрополитом јнтонием (—урожским).
        »з воспоминаний жены о.»лии, ћарии ¬алентиновны:
           "ќтец Ќиколай ¬едерников — родственник владыки —урожского јнтони€
            по скр€бинской линии (мать владыки — сестра композитора ј.Ќ.—кр€бина).
             огда владыка приезжал в ћоскву, он приходил к отцу Ќиколаю и устраивал
            тайные беседы дл€ молодежи.
            ќтец Ќиколай и матушка Ќина очень рисковали по тем временам.
            ” них мы и познакомились с владыкой в 1971 году.
            Ќезабываемо было первое впечатление...
            Ѕеседы были необыкновенные. ћолодежь с жадностью спрашивала владыку
            обо всем на свете...
            ƒл€ нас эти беседы были выходом в новый мир, соприкосновением с
            высоким, духовным, Ѕожественным. ¬ общем, € могу с
            уверенностью сказать, что самый значительный человек из тех, кого € знала
            за мою долгую жизнь, — это владыка —урожский јнтоний".

        ”частву€ в тайных встречах с приезжавшим в ћоскву митрополитом
        јнтонием (—урожским), »ль€ Ўмаин распростран€л его проповеди.
        ¬округ »льи Ўмаина посто€нно была группа молодых людей, многие из которых
        впоследствии стали св€щенниками.
        ќн мечтал о рукоположении, но в ———– это было очень трудно дл€
        дл€ человека с высшим образованием и с его биографией.
        ѕосле безуспешных попыток прин€ть св€щенство, »ль€ Ўмаин с семьей
        эмигрировал в »зраиль.
        »з беседы с о.»лией в 2004г.:
          "Ѕыло очень т€желое душевное состо€ние.  азалось, что все безнадежно.
            огда нам прислали вызов, в семье начались беспокойство и душевный разлом:
           ехать ? не ехать? Ёто было мучительно и продолжалось несколько лет...
           ћатушка ћари€ уезжать не хотела. ќна любила свою работу археолога,
           была специалистом по ƒревней –уси..."
      ћеста проживани€
        »зраиль, г.»ерусалим 
        √од начала 1975 
        √од окончани€ 1980 
        »з воспоминаний о.»лии:
           "¬ »ерусалиме мы немедленно св€зались с греческой церковью, и отец ћелитон,

            — сейчас большое лицо в Ёлладской ÷еркви, — отслужил дл€ нас службу...
            я стал работать программистом, но в свободное врем€ мы часто посещали
            храмы √реческой ѕатриархии".

        ћатушка ћари€ стала работать в јрхеологическом музее реставратором древностей
        »з воспоминаний матушки ћарии:
           " огда в 1975-м уехали в »ерусалим... что и говорить? была и неустроенность,
            и тоска по –оссии, по друзь€м, даже по снегу... "
      ќбразование
        Ѕогословский институт св.—ерги€ (в ѕариже), заочное отделение
        √од поступлени€ 1980 
        √од окончани€ 1980 
        »з воспоминаний о.»лии:
           "¬ 1980 году мы с семьей уехали в ѕариж, где мен€ прин€ли
            в Ѕогословский институт св€того —ерги€ на заочное отделение.
            “ам € прошел краткий курс дл€ рукоположени€.
            » мен€, оп€ть же в ¬еликий „етверг, рукоположили в диаконы, а в понедельник
            —в.ѕасхи в св€щенники"
      –укоположение
        иерей 
        1980 
        ћесто ѕариж 
         то рукоположил архиепископ √еоргий (“арасов) 
        ќ.»ли€ стал св€щенником «ападно-≈вропейской –усской архиепископии юрисдикции
        ¬селенского патриархата
      —лужение
        ‘ранци€, г.Ѕюсси, церковь женского ѕокровского монастыр€ 
        иерей 
        √од начала 1980 
        √од окончани€ 1980 
        ѕосле рукоположени€ отец »ли€ должен был отслужить 50 Ћитургий,
        что и исполнил в женском ѕокровском монастыре  онстантинопольского ѕатриархата
        в маленьком французском городке Ѕюсси
      ќбразование
        »ерусалимска€ французска€ библейска€ школа, заочное отделение
        √од поступлени€ 1980 
        ¬ернувшись с семьей в »ерусалим уже в качестве св€щенника (о.»ль€ получил
        долгосрочный канонический отпуск), училс€ — оп€ть заочно — в »ерусалимской
        французской библейской школе
      —лужение
        »зраиль, г.»ерусалим, храм √роба √осподн€ 
        иерей 
        √од начала 1980 
        √од окончани€ 1983 
        ∆ив€ в »зраиле, о.»ли€ стал единственным в истории этой страны православным
        женатым св€щенником — членом —в€тогробского братства: в ночь на воскресенье он
        служил литургию на √робе √осподнем.
        ¬ будни, тоже по ночам, о.»ли€ тайно служил в одной из православных церквей старого
        »ерусалима дл€ небольшой общины евреев-христиан — выходцев из –оссии.
        ƒнем он продолжал научную работу в качестве программиста.
        »з статьи ».Ўульженко "ќдиссе€, сага, житие отца »лии" (газета " рестное
        знамение", но€брь 2004):
            "—вой храм они нашли в арабском районе, совершенно загр€зненный.  огда
             несколько человек пришли с ведрами и тр€пками, то под многими иконами
             обнаружилась металлическа€ табличка: "ƒар великой кн€гини ≈лизаветы
             ‘едоровны" — как раз тогда она была прославлена; такие же маленькие
             пометы были на утвари в алтаре? ”знав об их выборе, владыка ƒиодор
             (ѕатриарх »ерусалимской ѕравославной ÷еркви) спросил, сколько, мол,
             вас человек. "50", — ответил отец »ль€. ¬ладыка все пон€л
             (что их было всего человек 15–20) и прот€нул ключи от храма со словами:
             "ѕусть вас будет п€тьдес€т тыс€ч!"

        »з воспоминаний его дочери јнны »льиничны:
            "ќ.»ли€ служил ночью по субботам у √роба √осподн€. Ќо, чтобы кормить семью,
             продолжал работать программистом в научно-исследовательском институте
             ¬ейцмана в городе –еховоте, куда каждый день ездил из »ерусалима на автобусе.
             — высоких гор спускалс€ в долину. ј вечером возвращалс€ и еще успевал
             беседовать и заниматьс€ с местной молодежью. Ѕыли случаи, когда, устав
             до изнеможени€, засыпал — головой в тарелке с супом".

        ¬ 1983г. о.»ли€ с семьей переехал во ‘ранцию
        ‘ранци€, г.ѕариж, предместье јньер, храм ¬семилостивого —паса 
        св€щенник 
        √од начала 1983 
        √од окончани€ 1990 
        ‘ранци€, г.ѕариж, ”спенска€ церковь на русском кладбище —ент-∆еневьев-де-Ѕуа 
        св€щенник 
        √од начала 1990 
        √од окончани€ 1997 
        ¬ ѕариже Ўмаины жили 14 лет. ќ.»ли€ служил в церкви на русском кладбище.
        ѕо словам матушки ћарии, в ѕариже они "ощущали глубокое духовное одиночество":
           "¬ы не представл€ете, как это страшно, когда выноситс€ „аша, а к ней никто
            не идет?" (из беседы матушки ћарии с ».Ўульженко).
           "Ёмигранты всех трех волн переходили в мир иной под его негромкий,
            м€гкий голос" (из статьи ».ћазуса).
        ¬ это врем€ продолжались редкие встречи о.»лии с владыкой јнтонием, короткие
        звонки владыки. ¬с€ семь€ о.»лии приезжала в Ћондон, где владыка јнтоний
        венчал их старшую дочь јнну с  ириллом ¬еликановым.
        »з воспоминаний поэтессы ќльги —едаковой, познакомившейс€ с о.»лией в ѕариже:
           "ѕри личной встрече ее особенно впечатлила кротость и непосредственность
            св€щенника: он всегда отметал отношение к себе как к "духовному начальству"..."

        ”же с начала 1990-х годов о.»ли€ предпринимал неоднократные попытки вернутьс€
        в –оссию, куда его жена и дети переехали уже в 1993г. Ћишь в 1997г. удалось
        добитьс€ соглашени€ между «ападно-≈вропейской архиепископией и ћосковским
        ѕатриархатом о переходе о.»лии под юрисдикцию последнего
        »з рассказа о.»лии:
            " огда по€вилась возможность ездить сюда, свой отпуск € всегда проводил в
             –оссии. ѕеред окончательным возвращением поехал на большой срок, виделс€ со
             —в€тейшим ѕатриархом јлексием II, и было решение о прин€тии мен€ в
             –усскую ÷ерковь. ¬ 97-м году мы вернулись"
        ћосква, церковь свв. апп. первоверховных ѕетра и ѕавла у яузских ворот 
        протоиерей 
        √од начала 1997 
        √од окончани€ 2005 
        ¬ 1997г. ѕатриарх јлексий II благословил о.»лию служить в храме ѕетра и ѕавла
        у яузских ворот, куда к нему приходило множество людей.
        ¬ 2001г. он смертельно заболел, но продолжал служить до последних дней.
        ѕоследнее общественное богослужение он совершил за 2 мес€ца до кончины — это
        была панихида по узникам лагерей у —оловецкого камн€ на Ћуб€нке.
        ќ.»ли€ занималс€ и богословскими исследовани€ми — осталась незаконченной
        его книга "“олкование псалмов"
      ћеста проживани€
         алужска€ о., г.“аруса 
        √од окончани€ 2005 
        ¬ св€зи с болезнью последнее врем€ жизни о.»ли€ вынужден был брать долгие
        отпуска и жить в г.“арусе.
        »з беседы с о.»лией “.ћельниковой, автора книги "“аруса, 101 километр":

          "—  ¬идимо, с “арусой ваша семь€ св€зана давно?

           —  ƒа. » мы, и наша дочь јн€ очень прив€заны к “арусе. јн€ выросла здесь,
              с 1956 года каждое лето жила у бабушки, матери моей жены.
              јриадна —ергеевна Ёфрон любила нашу јнку, дарила ей разные детские
              книжки. ј мы с ћашей приезжали в свои выходные,
              привозили продукты в громадных рюкзаках — в “арусе тогда были пустые
              полки в магазинах. ¬езли в переполненных электричках, в автобусах —
              молодые были.
              ќ.»ль€ с матушкой ћарией живут в живописном тихом
              уголке г.“арусы — на ¬оскресенской горке, в крохотном дерев€нном домике,
              едва видном среди пышной зелени в глубине двора.
              ¬первые € их увидела 13 августа 2003 года в тарусском храме ¬оскресени€
              ’ристова, где отец »ль€ вместе с молодым св€щенником јндреем
              ћешакиным служил панихиду по владыке —урожскому јнтонию.
              ћатушка ћари€ говорит, что отец »ль€ перед каждой службой, после ≈вангели€,
              после ѕравил, непременно читает работы владыки, который был большим другом
              их семьи...
              ќтец »ль€ — автор нескольких богословских трудов. —ейчас,
              несмотр€ на болезнь, он работает над "«аметками по онтологии “вари"
              и совершенствует работу "язык программировани€", которой специалисты
              пользуютс€ давно. ≈сли позвол€ет здоровье, он подолгу
              сидит за компьютером... “рудом программиста он всю жизнь кормил семью...
              » еще он пишет песни: на стихи ÷ветаевой,  сении Ќекрасовой, Ѕлока,
              ѕастернака. ѕоложил на музыку вторую главу "ѕесни ѕесней" — на €зыке
              подлинника.
              ¬с€ его семь€ очень музыкальна, часто поет в храме.
              ¬нучка ћаша, студентка –√√”, закончила музыкальное
              училище, внук ¬ан€ учитс€ в консерватории...

            — » все-таки после того, как вы объехали почти полсвета, многое испытали
              и пережили, вас снова прит€нула к себе “аруса.  руг замкнулс€?

            —  ƒа.  руг замкнулс€, можно сказать. Ѕывают люди обыкновенные с
              необычной биографией — и наоборот. я, наверно, принадлежу к первым.

            — ќтец »ли€, а когда ¬ы виделись последний раз с владыкой?

            — Ёто было в 1996г., в Ћондоне...
              Ќам всем его очень недостает. » совершенно €сно: все, что есть самого
              ценного в русской духовности сейчас, св€зано с именем
              владыки —урожского јнтони€. ¬ладыка оставил учение, в котором,
              как сказал Ѕорис ѕастернак, есть соединение свободной
              личности с идеей жизни как жертвы.
          ¬ заключение нашей беседы отец »ль€ сказал:

           —  √лавное, читайте ѕисание.
                 "¬ы искуплены дорогой ценой, не делайтесь рабами человеков". Ёто первое.
              ¬торое:
                 "ѕознайте истину, и истина сделает вас свободными".
              », наверное, это тоже можно сказать:
                 "ѕо тому узнают, что вы ћои ученики, если будет у вас любовь между собою".

        »з слов прощани€ с о.»лией, сказанных насто€телем тарусского храма ¬оскресени€
        ’ристова протоиереем Ћеонидом √воздевым:
            "ќн долго болел болезнью к смерти и, осознава€ это, успел достойно
             подготовитьс€ к переходу. ќн не переставал служить; он
             не просто служил, он любил служить. я удивл€лс€, почти ужасалс€, когда
             видел, как он, медленно передвига€ ноги, задыха€сь от нехватки
             кислорода, подходил к алтарю — и начинал читать перед ÷арскими вратами
             входные молитвы...
             ≈го проповеди были очень простые. ≈сли их записать, то кто-нибудь из
             мудрецов мог сказать — слишком просто дл€ серьезного математика,
             св€щенника, служившего у √роба √осподн€, дл€ человека, объездившего
             полмира, а €, слуша€ отца »лью, вспоминал »оанна Ѕогослова, который
             перед своей кончиной, когда ослабел так, что почти не мог говорить,
             с трудом произносил: "ƒети, любите друг друга!"
     ончина
      2005 
      ƒень 13 
      ћес€ц 1 
      ћесто ћосква 
      ћесто захоронени€  алужска€ о., г.“аруса, кладбище при музее-усадьбе "ѕоленово" близ “арусы 
      —кончалс€ 13 €нвар€ в 7 часов утра.
      ќтпевание 15 €нвар€ совершил насто€тель храма ѕетра и ѕавла у яузских
      ворот, представитель —ербского ѕатриархата в ћоскве (позже в этом
      храме стало подворье —ербской ѕравославной ÷еркви) архимандрит
      јнтоний (ѕантелич) в сослужении с благочинным ѕокровского округа
      протоиереем √еннадием Ќефедовым, клириком ѕетропавловского храма
      протоиереем  онстантином ’аритошкиным и еще дес€тью св€щенниками.
      ¬ тот же день о.»ли€ был погребен на кладбище при музее-усадьбе
      "ѕоленово" близ “арусы
    –еабилитаци€
      ƒата 00/00/1954 
      ѕо году репрессий 1949 
    ѕубликации ->
    ƒокументы ->
      1. ÷ј ‘—Ѕ –‘ ƒ.–-24826.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ