[back][up level][first][previous][next][last]
    Преподобномученица монахиня Екатерина Декалина
    Екатерина (Декалина Екатерина Дмитриевна) 
    Фамилия  Декалина 
    Год рождения 1875 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Симбирская губ., Симбирский у. с.Панская Слобода 
    монахиня 
    Родилась в простой крестьянской семье. Жили скромно, но не бедствовали. Семья
    жила в добротном деревянном доме, который окружал большой фруктовый сад, в хозяйстве
    Декалиных была и лошадь, и корова. В семье было четверо детей: сын Василий и три
    сестры — Евдокия, Екатерина, Елизавета. В храм Декалины ходили всей семьей, вместе
    постились и причащались, но из четырех детей Екатерина отличалась особой набожностью.
    Она не ходила с сестрами на вечеринки, а читала вечерами "божественные книги".
    В 15 лет она заявила родителям, что решила посвятить себя иному Жениху, иному
    служению, она решила идти в монастырь. Родители одобрили решение дочери — будет
    за них и всех родных перед Богом молитвенница
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1]
      Служение
        Симбирск, Симбирский Спасский Новодевичий монастырь 
        Должность  трудница 
        Год начала 1890 
        День начала 20 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1913 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 10 
        Осенним утром 20 ноября 1890г. отец Екатерины отвез дочь в Спасский монастырь.
        Трудолюбивой и аккуратной девушке в обители нашлось немало послушаний. Целых 23
        года Екатерина прожила в монастыре воспитанницей и трудницей, прежде чем 28 октября
        1913г. указом Симбирской Духовной Консистории была определена в число послушниц
        монастыря и стала его законной насельницей
        Симбирский Спасский Новодевичий монастырь 
        монахиня 
        Должность  послушница 
        Год начала 1913 
        День начала 28 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1920 
        С 1913 года у Екатерины появилось свое постоянное послушание — она была
        определена трудиться при монастырской часовне. Духовное начальство ценило
        спокойную и уравновешенную насельницу — в ведомости 1917г. о монашествующих Симбирского
        Спасского женского третьеклассного монастыря напротив имени Екатерины указано:
        "хорошей жизни, послушание исполняет усердно". 1917 год стал последним годом
        спокойной жизни обители.
        После прихода большевиков монастырь был закрыт, и в начале 1920-х годов в нем
        был организован первый в губернии концентрационный лагерь. Насельниц монастыря
        разогнали: некоторые вернулись в родные села, некоторые устроились трудиться при
        симбирских храмах, кто-то вынужден был идти работать на черные работы в мирские
        учреждения
      Места проживания
        Симбирск, Петропавловский Спуск, 61 (ныне ул.Степана Разина) 
        Матушка Екатерина вместе со своей давней подругой, с которой проживала в Спасском
        монастыре, — матушкой Анастасией (Фокиной) — стали жить в маленьком домике по
        Петропавловскому Спуску, 61. Дом стал поистине небольшой монашеской кельей. Здесь
        стояли две кровати, комод, небольшой шкаф, стол и несколько стульев, а на стенах —
        иконы из Спасского монастыря. Рясофорные послушницы Екатерина и Анастасия работали
        в учреждении "Техлессемкультура". Однако вскоре их, как "классовых врагов",
        уволили с работы. Матушки, которым было уже за 50 лет, стали стегать одеяла и
        покрывала, этим и зарабатывали на жизнь. Из фруктов и ягод, растущих в саду,
        они варили варенье, но никогда не продавали его, а все относили в детский приют.
        В гостеприимный дом монахинь приходили и соседские дети, где их поили чаем с вареньем,
        приходили и племянницы матушки Екатерины, жившие по соседству.
        В 1937г. Ульяновское НКВД возбудило десятки уголовных дел о "к/р церковно-монархических
        организациях", состоящих из духовенства и мирян и ставящих будто бы целью свержение
        советской власти. Никаких подобных организаций, безусловно, не существовало, но
        по сфальсифицированным делам были произведены аресты сотен священников, членов
        приходских советов и наиболее активных мирян по всей территории Ульяновской области,
        главной виной которых была вера.
        Одно из этих дел стало самым страшным и кровавым за весь период истории уничтожения
        Церкви Христовой в Симбирске-Ульяновске.
        Среди осужденных по этому делу была и монахиня Екатерина (Декалина). Поздним вечером
        18 декабря 1937г. в дом ворвались чекисты. Обыскав дом, велели монахиням собираться.
        Причину ареста они не объясняли, но монахини и так поняли: пришло время испытания
        веры
      Аресты
        Ульяновск 
        Год ареста 1937 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 12 
        В декабре 1937г. в Ульяновске было арестовано 78 человек духовенства, церковнослужителей
        и мирян, якобы входивших в мифическую "единую общеобластную церковно-монархическую,
        фашистско-повстанческую контрреволюционную организацию" под руководством обновленческого
        архиепископа Иоанна (Никольского), архиепископа Митрофана (Гринева) и григорианского
        митрополита Иоанникия Соколовского
      Осуждения
        тройка при УНКВД по Куйбышевской обл. 
        29 /12 /1937 
        Обвинение "участие в церковной контрреволюционной организации" 
        Статья ст.58–10–11 УК РСФСР 
        Приговор  высшая мера наказания — расстрел 
        Из протоколов допросов матушки Екатерины:
            "Да, я действительно недовольна существующим порядком, и всегда и везде
           говорила, что советская власть делает гонения на верующих. Монастыри закрыли,
           церкви закрыли, священников в тюрьмы посажали. Спрашивается — за что? За то,
           что они всю правду рассказывали верующим? Конечно, я говорила, что эта власть
           не от Бога, а от антихриста. С этим положением я не могу смириться до настоящего
           времени, и в силу своих убеждений в существовании Бога я и буду говорить об
           этом до самой смерти".
        Следователь не ожидал от пожилой женщины такой внутренней твердости и непоколебимой
        уверенности в правоте своих слов. Уже этим ответом арестованная подписала себе
        смертный приговор, но, соблюдая правила, следователь продолжал допрос. Матушка
        не выдала ни родных, сказав, что все умерли, ни знакомых, сказав, что они с
        Анастасией живут вдвоем, вдвоем и молятся, больше к ним никто не приходит.
        Участие в какой бы то ни было организации не признала
      Места заключения
        Ульяновск, тюрьма 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1938 
        День окончания 17 
        Месяц окончания 2 
    Кончина
      1938 
      День 17 
      Месяц 2 
      расстрел 
      Место Ульяновск 
      Место захоронения Ульяновск 
      Поздней ночью с 17 на 18 февраля 1938г. в подвале здания Ульяновского НКВД были
      расстреляны 78 человек, среди которых были 3 архиерея и более 50 священнослужителей
      и монахинь. В ту страшную ночь с тихой молитвой на устах предала душу в руки
      своего Небесного Жениха и святая мученица монахиня Екатерина, и ее духовная сестра
      Анастасия. Место погребения матушки Екатерины и других мучеников за веру Христову
      точно не известно
    Канонизация
      Преподобномученица монахиня Екатерина Декалина 
      Дата 17/08/2004 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 18 августа 2004г. 
      Кто представил Симбирская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 04.02 
          Новый стиль 17.02 
          день мученической кончины (1938г.) 
    Публикации ->
      1.Симбирская Голгофа (1917–1938)/ Сост. свящ. Владимир Дмитриев. Ульяновск, 1996. С.49–50,71.
      2.Cайт Симбирской епархии. -&gt;<http://www.simbirsk.eparhia.ru/eparhy/saints/?ID=31>
    Документы ->
      1.Журнал N 39 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004г.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ