[back][up level][first][previous][next][last]
    Рукоположение
      архимандрит 
      1913 
      День 8 
      Месяц 8 
    Служение
      Новгородская губ., г.Тихвин, Тихвинский Большой Богородицкий мужской монастырь 
      архимандрит 
      Должность настоятель 
      Год начала 1913 
      День начала 8 
      Месяц начала 8 
      Год окончания 1923 
      Летом 1921г. архимандрит Антоний вошел в Президиум Тихвинского уездного
      комитета по оказанию помощи голодающим Новгородской губ., был избран
      казначеем Комитета.
      К 15 августа 1921г. Тихвинский Большой монастырь собрал и пожертвовал в помощь голодающим
      1 млн. рублей, а в октябре 1921г. за счет Упомгола от архимандрита Антония
      поступил церковный сбор в размере более 400 тысяч руб.
      Весной 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" глумления большевиков
      при ограблении монастыря носили изощренный характер. Власти не просто снимали
      ризу с драгоценной святыни — Тихвинской Иконы Божией Матери, но
      и заставляли архимандрита Антония сделать это собственноручно.
      Пытались они воздействовать на него и по-другому, однако не преуспели ни в том,
      ни в другом.
      Архимандрит Антоний обратился к Владыке Арсению с письмами, в которых описывал
      снятие ризы с Тихвинской иконы.
      Из его письма от 21 марта 1922г.:
           
      "...За грехи наши совершилось ужасное! Риза с Чудотворной Тихвинской иконы
           Божией Матери сегодня, 21 марта, увезена... 15 марта (по ст.ст.)
           неожиданно в обитель прибыли вооруженные солдаты, и вход и выход были
           заграждены. Вызваны были я и избранные от верующих в собор, куда прибыла
           местная власть, которая объявила, что приступает к изъятию церковных ценностей.
           Наскоро осмотрели весь собор и ризницу и приступили, по исполнении формальностей
           (избрания секретаря, просмотра полномочий и т.д.) к изъятию:
               1. Золотой лампады у чудотворной иконы Божией Матери с драгоценными камеями
               2. Серебряных решеток у иконы — 3 пуда, серебряного подсвечника — 3 пуда
                  серебра.
           Все запечатали и увезли в уездный Финотдел.
           16 марта занялись проверкой церковного имущества. Причем было предложено
           ограничиться изъятием лишь намеченного верующими, в связи с чем изъятие
           было прервано на двое суток, до 19 числа.
           17 марта верующие произвели выбор вещей и проч.
           Но 18 марта из Череповца прибыли представители, председатель и вызвали всех
           экстренно и при острых речах в соборе порешили снять ризу с Чудотворной иконы
           Старорусской и облачение с главного престола и предложили мне приступить к
           снятию ризы с Чудотворной иконы. Я заявил, что не согласен на снятие ризы со
           всех икон, пред которыми верующие молятся, в частности, с Чудотворной иконы —
           это будет оскорблением моего религиозного чувства, религиозного чувства
           массы верующих, и что физически и морально я не могу сделать это сам, не
           могу заставить и других.
           Это признали контрреволюцией. Я возразил, что дело это не политическое, а
           дело веры, и контрреволюции здесь нет, а есть защита веры, религиозных убеждений.
           Верующие заявили, что ими послано заявление в Москву (М.И.Калину) об
           оставлении ризы на иконах и просили на двое суток отложить изъятие. Просьба
           была уважена. Но в воскресенье пришел от Калинина отказ.
           И вот сегодня, 21 марта в 1 час дня открыли заседание при вводе войска и
           удалении сторонних из обители, заслушали отказ, заслушали протесты верующих
           с постановлением предать суду всех подписавшихся под протестом и принудили
           представителей верующих и ризничего снять ризу. Пошло с болезнью, скорбью
           и слезами: отслужили молебен, сняли и выдали ризу. Мое здоровье не позволило
           дальше зреть, и я не знаю, что было.
           Завтра, на 22 марта, назначено снятие ризы со Старорусской иконы и облачения
           с главного престола — а далее, не знаю уже что. Очевидно, все уберут.
           За несколько дней один раз меня ночью вызывали в ГПУ, где предъявили многое
           и спрашивали, как я буду относиться [к изъятию]. Я объявил, что против вещей
           ненужных не буду возражать, а за главное — буду. Заставили подпиской о прочем
           не говорить.
           Второй раз вызвали накануне изъятия — вынуждали подписать воззвание к верующим,
           объяснить, как я буду относиться к изъятию. Я заявил, что "так же, как при
           первом вызове", и мне объявили, что тогда меня не выпустят. Я сказал:
                "Что хотите со мной делайте, а я таким был, есть и буду".
           Но почему-то выпустили при подписке никому ничего не говорить.
           Едва ли где происходит то, что здесь. Не знаю, смогу ли я дальше существовать?
           Прости, дорогой Владыка, прости и благослови! Грешный архимандрит Антоний,
           21 марта, полночь".

      Спустя 5 дней, 26 марта архимандрит Антоний послал владыке Арсению еще одно письмо:
          "Дорогой Владыка! Десять дней прожили в осадном положении с плачевным для нас
           результатом: вооруженные при входах внутри, а в братской трапезной —
           пулеметная рота. Взяли: облачение с главного престола, ризы с Тихвинской
           Чудотворной иконы, со Старорусской, св.Тихона, еще с двух икон Тихвинской иконы
           Божией Матери и одно громадное сияние с ангелами, 3 скипетра, 3 чаши, все дорогие
           кресты и панагии, много кадильных лампадок. Всего золота более 1 пуда 15 фунтов,
           а серебра до 25 пудов.
           Ризу со св.Престола и Старорусской иконы мяли ногами. Едва ли где подобное
           было! Переживаем все болезненно".

      О.Антонию в это смутное время много пришлось приложить усилий в борьбе с
      захватившими власть в 1923г. в Новгородской епархии обновленцами.
      Архимандрит Антоний отказался признать обновленчество, удержав от уклонения в
      обновленческий раскол почти весь клир Тихвинского уезда.
      Из ходатайства о поставлении о.Антония в в архиереи, составленного в 1923г.
      временно исполняющим обязанности управляющего Новгородской епархией епископом
      Крестецким Серафимом:
          "Отец архимандрит преисполнен разнообразного труда на ниве Христовой,
           соединенного с горестями и терпением, а особенно в последнее время.
           И, благодаря покровительству Царицы Небесной, как он и сам о сем постоянно
           свидетельствует, обитель и братия еще до днесь существует.
           Во все время с первого момента появления обновленчества он заявил себя его
           противником и умело отклонился от него, сохраняя от сего и монастырь, и братию.
           В то время как благочинный г.Тихвина и настоятель Тихвинского собора самолично
           переписали весь Тихвинский уезд из Новгородской епархии в Череповецкую
           [обновленческую] архимандрит Антоний публично перед всеми выразил свое
           несогласие и остался в ведении Новгородской епархии. Из Череповца прибыл
           уполномоченный епископа-обновленца Иоанна Звездкина и властно приказывал
           прекратить моление за Новгородскую епархиальную власть и начать молиться за
           Череповецкого обновленца, но отец архимандрит не подчинился. И когда была
           объявлена в июне сего [1923] года свобода религиозной регистрации, он
           умело и спешно ею воспользовался, не имея сведений о сем ни из Новгорода,
           ни из Москвы.
           Верующие граждане г.Тихвина со слезами признания пришли к нему и благодарили
           за сохранение обители и их самих от обновленщины и из 600 человек сразу
           образовали общину древнеапостольской церкви при объявлении непризнания
           [обновленческого] собора 1923г. и обновленчества во всех его видах.
           Как свидетельствуют граждане Тихвина, благодаря примеру и стойкости
           отца архимандрита сохранилось правоверие в городе, укрепляется и в уезде"

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ