Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Гулынин Павел Яковлевич) Дела oki.29 => oki.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
Служение
    Служение
    Тамбовская о., г.Моршанск, Никольская церковь 
    священник 
    Должность настоятель, духовник (с 1955г.) и благочинный Моршанского округа (с 1962г.) 
    Год начала 1953 
    День начала 1 
    Месяц начала 5 
    Год окончания 1987 
    День окончания 4 
    Месяц окончания 11 
    Весна 1953г. с ее Пасхальной Радостью о Воскресшем Господе стала для
    о.Павла еще и радостью о начале для него новой жизни. Непросто оказалось ему
    определить в ней свое место. На душе было тревожно от размышлений о том, как
    сложатся отношения с тем миром, в который предстояло возвратиться.
      Он трудно привыкал к свободе, лагерь довлел над ним своим страшным прошлым.
    Годы заключения дали ему возможность лучше понять себя и, размышляя над
    прожитым, по-другому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи.
      Вырванный обстоятельствами из привычного окружения, лишенный
    родных, оставивший все, что составляет жизнь обычных людей, испытывая голод,
    холод, побои, унижения, он проводил в лагере жизнь мученическую. Удел
    избранников Божиих на земле, таких, каким является о.Павел, — крест, скорби,
    страдания, ведущие к внутреннему преображению.
      Долгие годы, проведенные в заключении и ссылке, жесточайшие испытания, которые
    он перенес, дали возможность о.Павлу в насильственном отдалении от мира и
    мирской суеты познать истинные ценности жизни.
    Он испытал на деле святые Евангельские истины: не цепляться за жизнь любой
    ценой, не искать земных благ, не привязываться ни к чему земному, не заботиться
    о завтрашнем дне, смиряясь, терпеть все невзгоды, сокрушаться о своих грехах,
    обрести опыт покаяния и не бояться никого, кроме единого Бога.
      Пережитые годы изменили характер о.Павла, научили его еще больше ценить
    ближних. Вернувшись домой, он стал удивительно терпеливым и кротким. Сгладилась
    проявлявшаяся иногда раньше былая резкость. В первое время ему, привыкшему
    жить за пределами человеческих возможностей, познавшему полную меру всех
    слабостей и страстей человеческих, очень трудно было войти в эту забытую
    незнакомую жизнь с ее суетой.
      Но время шло. Медленно возвращались силы и здоровье.
      Стремясь к молитвенному уединению, о.Павел первое время после возвращения
    даже не помышлял о служении в храме, считая, что по грехам своим он, как
    говорил своим близким, — "недостоин не только
    священнического сана, но и Дара Жизни. Вырою себе землянку и всю оставшуюся
    жизнь буду молиться и благодарить Бога за то, что оставил меня в живых".
      И Господь принял его покаяние, и не только простил ему грехи, но и возвратил
    возможность священствовать.
      Первого мая 1953 года указом Преосвященного Иоасафа, епископа
    Тамбовского и Мичуринского, о.Павел был назначен штатным священником в
    Никольскую церковь города Моршанска, впоследствии став ее настоятелем и
    Благочинным Моршанского округа.
      На путь служения о.Павел возвратился в годы правления Хрущева, в период
    так называемой "оттепели". Это время обернулось для Русской Православной Церкви
    и верующих новыми яростными гонениями.
      О.Павел, горя духом, с честью выдержал испытания этого времени, отдавая всего
    себя служению Богу и людям.
      Совершаемые им богослужения надолго запомнились прихожанам своей строгостью,
    стройностью и благоговением. Его молитвенное настроение, возгласы за службой
    благодатно действовали на молящихся. Особенно любил о.Павел службы Великого
    Поста, еженедельные пассии с чтением акафиста Страстям Христовым и пением
    ирмосов "Волной морскою". Первую, Крестопоклонную неделю и Страстную седмицу
    о.Павел до самых последних дней служил сам.
      Особое внимание уделял о.Павел проповеди, без которой не обходилось
    ни одно богослужение. На 54-м году жизни о.Павел стал заново изучать основы
    богословия, взялся за литературу. Все свое свободное время он употреблял на
    изучение Священного Писания. О.Павел готовился к проповедям очень тщательно,
    стараясь утверждать своих прихожан в благочестии, проповедовал им Слово Божие
    благовременно. Несмотря ни на какое внешнее давление,
    о.Павел строго следил за тем, чтобы ни одна Божественная Литургия не обходилась
    без проповеди. Великим Постом он произносил проповедь и за утренним, и за
    вечерним Богослужением и придерживался этого принципа до последних дней своего
    служения. Темы его проповедей были самыми разнообразными, но центром их всегда
    оставалось Св.Евангелие. Без всякого страха о.Павел смело говорил в проповедях
    о том, о чем многие говорить не решались. Прихожане ждали его проповедей, в
    которых он призывал их к христианской жизни в тех нелегких обстоятельствах,
    которые выпали на долю верующих в атеистическом государстве. Старался помочь
    обрести любовь к ближнему, призывал к терпению и смирению, к молитве. Много
    времени он уделял вопросам семьи, взаимоотношениям родителей и детей. Он не
    утомлял слушателей многословием, и проповеди его были короткими, но очень
    глубокими по содержанию и отличались при этом простотой, непосредственностью и
    искренностью.
      Опыт жизни, приобретенный в лагере, дал о.Павлу особенный дар знания
    человеческой души. Это был, действительно, "пастырь добрый", всего себя отдавший
    служению своим пасомым. Скромность и простота, усердие и страх Божий делали
    его доступным для всех, обращавшихся к нему за помощью и советом. О.Павел
    обладал искренним смирением перед Богом и людьми. В нем жила любовь к Богу,
    неразрывно сочетавшаяся с любовью к ближнему. О.Павел никогда не отказывал тому,
    кто приходил к нему за советом или с просьбой совершить требу. Со всеми он был
    приветлив, и для каждого у него находилось доброе слово и мудрый совет.
      Хорошо зная свою паству, о.Павел видел, у кого наиболее сложные в данный
    момент вопросы и обстоятельства и старался помочь. При этом он никому не отдавал
    предпочтения и не обижал равнодушием. Обращаясь к нему, человек знал, что в этот
    момент о.Павел видит и слышит только его скорби или недоумения. Наставляя,
    благословляя, исповедуя, он брал на себя печали людские, через него Бог дарил
    человеку прощение грехов, облегчение и великую радость сердечную.
      Для окружающих очевидны были его рассудительность и духовность. Духовных чад
    у о.Павла было множество. Он окормлял и монашествующих в миру, и паломников,
    которых посылали к нему, никому не отказывая. Главным для себя при этом о.Павел
    считал помочь человеку обрести веру, облегчить его страдания и молиться за него.
      Его гостеприимный дом был всегда открыт для людей. Прихожане уважали и любили
    своего священника и нередко заходили к нему побеседовать.
      Люди тянулись к свету его доброго и умного слова, полного сочувствия и
    понимания, полного любви к Богу.
      Будучи мягким человеком в отношениях с прихожанами, о.Павел был строг и
    неуступчив в делах веры и совершения служб. К службам он готовился очень
    ответственно, строго следил, чтобы всякое священнодействие и молитвословие
    совершались строго по чиноположению с благоговением. Требователен был он и к
    молодым священникам, и к диаконам, внушая своим примером уважение к святыне.
      Щедро одаренный прекрасным голосом и слухом, о.Павел обладал редким даром
    молитвенного пения. Ему удалось при Никольском храме организовать великолепный
    церковный хор, руководству которым он отдавал все свое свободное время. Нередко
    о.Павел сам становился на клирос и пел вместе с хором, доставляя прихожанам
    огромную радость своим молитвенно-вдохновенным пением.
      Жил о.Павел с матушкой Серафимой и дочерью Верой. Другие дети
    о.Павла и подрастающие внуки, хотя и жили отдельно, но по-прежнему являлись
    одной большой дружной семьей. Встречи с ними были не так часты, как ему
    хотелось бы, но в Великие Праздники: Святую Пасху, Рождество, Крещение и во дни
    их Ангелов о.Павел всегда служил молебны в семьях дочерей Надежды и Софии.
    Любили дети и внуки праздничные, начинавшиеся молитвой, трапезы, и всегда с
    радостью и нетерпением ожидали эту редкую возможность пообщаться с отцом
    в семейном кругу за чашкой чая.
    Иногда выпадали для них поистине счастливые дни и недели, когда все вместе с
    детьми и внуками совершали паломничество по святым местам в Троице-Сергиеву
    Лавру, Киево-Печерскую Лавру, Почаевскую Лавру, Псково-Печерский монастырь, где
    о.Павел служил с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
      Свободного времени у него было мало. День был заполнен до предела. Кроме
    служб, исполнения треб, занятий с церковным хором, о.Павел много времени уделял
    чтению Слова Божия, творений и житий Св.Отцов и подготовке к проповедям.
      Все прихожане, чувствуя заботу о.Павла о своей пастве, проявляли к нему особую
    любовь. Нельзя было не любить этого человека. О.Павла любили за его доброе
    сердце, простоту, отзывчивость.
      Но за внешней его простотой, идущей от смиренной и мирной души, стоял огромный,
    не видимый миру духовный подвиг, глубокая внутренняя сосредоточенность. Скорбей
    и страданий у него в жизни было много, но они не преграждали дороги его служения
    Богу. Священство свое он нес как служение Богу, высоко ставя путь священника —
    совершителя Таинств и пастыря человеческих душ.
      О.Павел до конца своих дней не мог забыть страшных лет, проведенных в
    заключении, но вспоминать вслух об этом не любил. Но, исполняя свой
    священнический долг, служа панихиды, о.Павел всегда поминал тысячи погибших
    в лагерях, вознося молитвы об их упокоении.
      Годы, проведенные в заключении, укрепили духовные силы о.Павла, что позволило
    ему впоследствии стать истинным пастырем для людей,
    ищущих утешения, наставления и руководства. Но, находясь до конца своих дней
    среди бушующих страстей этого мира, он вел, по существу, жизнь внутреннюю
    уединенную, по сути монашескую, в полном отречении от мира.
      "Будьте довольны тем, кто что имеет. Вспоминайте, как прожили 1937–1953 годы",

     — за этими предельно простыми словами одного из пунктов духовного завещания,
    написанного им незадолго до смерти детям и внукам, стоит жизненный опыт
    человека, перенесшего тяжелейшие испытания, человека, познавшего Истину,
    оставшегося верным Ей и завещавшего Ее своим потомкам.
      2 августа 1984г., в день Св.славного пророка Илии, разрешилась от земных уз
    верная спутница о.Павла матушка Серафима,
    весь жизненный путь которой был связан с великими страданиями и
    стремлением к Богу, бывшему целью всей ее мученической жизни. За месяц до
    смерти, приняв монашеский постриг с именем преподобного Серафима, она
    удостоилась истинно христианской кончины.
      Тяжело пережил о.Павел потерю матушки Серафимы, бывшей ему крепкой и надежной
    опорой на всем протяжении его жизненного пути.
      С удивительным смирением переносил о.Павел все неприятности и скорби. Все
    недуги, скорби и страдания он старался тщательно скрывать, и они оставались для
    окружающих невидимыми.
      До конца своих дней так и не смог он забыть страшных лет, проведенных в
    заключении. Лагерная обстановка часто возникала перед ним в воображении
    до мельчайших подробностей. Но вспоминать вслух и рассказывать об этом он не
    любил.
      Годы, проведенные в лагере, не могли не отразиться на здоровье о.Павла.
    Отмороженные пальцы рук и ног, суставной ревматизм в течении всей жизни
    напоминали о прошедших в заключении годах тупой ноющей болью, и до конца
    дней холодная вода причиняла боль обмороженным рукам и ногам.
      В последние годы о.Павел стал сильно уставать, сказывались годы, проведенные в
    лагере. Несмотря на недомогание, пока были силы, он
    долга своего проповеднического не оставлял и совершал Божественную Литургию.
      Однако состояние здоровья о.Павла продолжало ухудшаться. Усилившиеся боли в
    отмороженных ногах не давали возможности выдерживать долгие службы, и трудно
    стало ходить в храм.
      Последнюю свою литургию о.Павел отслужил 4 ноября 1988г. в Никольской церкви
    вместе с архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением на Престольный праздник
    в честь Казанской иконы Божией матери.
      В 1988г. боли в ногах у о.Павла усилились, началась гангрена левой ноги.
    Стоять было трудно, но положенного молитвенного правила он не оставлял. До
    последних дней все вычитывал дома с помощью младшей дочери Веры, которая после
    возвращения родителей из ссылки жила вместе с ними. Болезнь прогрессировала.
    Начались сильные боли, но о.Павел, привыкший во всех скорбных обстоятельствах
    переносить свои страдания молча, за все благодарил Бога, предавая себя Его
    Воле, и находил в этом успокоение и отраду для души

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ