Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ФИО Павел (Гулынин Павел Яковлевич) Дела oki.29 => oki.29 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
8
    Служение
      Тамбовская о., г.Моршанск, Никольская церковь 
      священник 
      Должность настоятель, духовник (с 1955г.) и благочинный Моршанского округа (с 1962г.) 
      Год начала 1953 
      День начала 1 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1987 
      День окончания 4 
      Месяц окончания 11 
      Весна 1953г. с ее Пасхальной Радостью о Воскресшем Господе стала для
      о.Павла еще и радостью о начале для него новой жизни. Непросто оказалось ему
      определить в ней свое место. На душе было тревожно от размышлений о том, как
      сложатся отношения с тем миром, в который предстояло возвратиться.
        Он трудно привыкал к свободе, лагерь довлел над ним своим страшным прошлым.
      Годы заключения дали ему возможность лучше понять себя и, размышляя над
      прожитым, по-другому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи.
        Вырванный обстоятельствами из привычного окружения, лишенный
      родных, оставивший все, что составляет жизнь обычных людей, испытывая голод,
      холод, побои, унижения, он проводил в лагере жизнь мученическую. Удел
      избранников Божиих на земле, таких, каким является о.Павел, — крест, скорби,
      страдания, ведущие к внутреннему преображению.
        Долгие годы, проведенные в заключении и ссылке, жесточайшие испытания, которые
      он перенес, дали возможность о.Павлу в насильственном отдалении от мира и
      мирской суеты познать истинные ценности жизни.
      Он испытал на деле святые Евангельские истины: не цепляться за жизнь любой
      ценой, не искать земных благ, не привязываться ни к чему земному, не заботиться
      о завтрашнем дне, смиряясь, терпеть все невзгоды, сокрушаться о своих грехах,
      обрести опыт покаяния и не бояться никого, кроме единого Бога.
        Пережитые годы изменили характер о.Павла, научили его еще больше ценить
      ближних. Вернувшись домой, он стал удивительно терпеливым и кротким. Сгладилась
      проявлявшаяся иногда раньше былая резкость. В первое время ему, привыкшему
      жить за пределами человеческих возможностей, познавшему полную меру всех
      слабостей и страстей человеческих, очень трудно было войти в эту забытую
      незнакомую жизнь с ее суетой.
        Но время шло. Медленно возвращались силы и здоровье.
        Стремясь к молитвенному уединению, о.Павел первое время после возвращения
      даже не помышлял о служении в храме, считая, что по грехам своим он, как
      говорил своим близким, — "недостоин не только
      священнического сана, но и Дара Жизни. Вырою себе землянку и всю оставшуюся
      жизнь буду молиться и благодарить Бога за то, что оставил меня в живых".
        И Господь принял его покаяние, и не только простил ему грехи, но и возвратил
      возможность священствовать.
        Первого мая 1953 года указом Преосвященного Иоасафа, епископа
      Тамбовского и Мичуринского, о.Павел был назначен штатным священником в
      Никольскую церковь города Моршанска, впоследствии став ее настоятелем и
      Благочинным Моршанского округа.
        На путь служения о.Павел возвратился в годы правления Хрущева, в период
      так называемой "оттепели". Это время обернулось для Русской Православной Церкви
      и верующих новыми яростными гонениями.
        О.Павел, горя духом, с честью выдержал испытания этого времени, отдавая всего
      себя служению Богу и людям.
        Совершаемые им богослужения надолго запомнились прихожанам своей строгостью,
      стройностью и благоговением. Его молитвенное настроение, возгласы за службой
      благодатно действовали на молящихся. Особенно любил о.Павел службы Великого
      Поста, еженедельные пассии с чтением акафиста Страстям Христовым и пением
      ирмосов "Волной морскою". Первую, Крестопоклонную неделю и Страстную седмицу
      о.Павел до самых последних дней служил сам.
        Особое внимание уделял о.Павел проповеди, без которой не обходилось
      ни одно богослужение. На 54-м году жизни о.Павел стал заново изучать основы
      богословия, взялся за литературу. Все свое свободное время он употреблял на
      изучение Священного Писания. О.Павел готовился к проповедям очень тщательно,
      стараясь утверждать своих прихожан в благочестии, проповедовал им Слово Божие
      благовременно. Несмотря ни на какое внешнее давление,
      о.Павел строго следил за тем, чтобы ни одна Божественная Литургия не обходилась
      без проповеди. Великим Постом он произносил проповедь и за утренним, и за
      вечерним Богослужением и придерживался этого принципа до последних дней своего
      служения. Темы его проповедей были самыми разнообразными, но центром их всегда
      оставалось Св.Евангелие. Без всякого страха о.Павел смело говорил в проповедях
      о том, о чем многие говорить не решались. Прихожане ждали его проповедей, в
      которых он призывал их к христианской жизни в тех нелегких обстоятельствах,
      которые выпали на долю верующих в атеистическом государстве. Старался помочь
      обрести любовь к ближнему, призывал к терпению и смирению, к молитве. Много
      времени он уделял вопросам семьи, взаимоотношениям родителей и детей. Он не
      утомлял слушателей многословием, и проповеди его были короткими, но очень
      глубокими по содержанию и отличались при этом простотой, непосредственностью и
      искренностью.
        Опыт жизни, приобретенный в лагере, дал о.Павлу особенный дар знания
      человеческой души. Это был, действительно, "пастырь добрый", всего себя отдавший
      служению своим пасомым. Скромность и простота, усердие и страх Божий делали
      его доступным для всех, обращавшихся к нему за помощью и советом. О.Павел
      обладал искренним смирением перед Богом и людьми. В нем жила любовь к Богу,
      неразрывно сочетавшаяся с любовью к ближнему. О.Павел никогда не отказывал тому,
      кто приходил к нему за советом или с просьбой совершить требу. Со всеми он был
      приветлив, и для каждого у него находилось доброе слово и мудрый совет.
        Хорошо зная свою паству, о.Павел видел, у кого наиболее сложные в данный
      момент вопросы и обстоятельства и старался помочь. При этом он никому не отдавал
      предпочтения и не обижал равнодушием. Обращаясь к нему, человек знал, что в этот
      момент о.Павел видит и слышит только его скорби или недоумения. Наставляя,
      благословляя, исповедуя, он брал на себя печали людские, через него Бог дарил
      человеку прощение грехов, облегчение и великую радость сердечную.
        Для окружающих очевидны были его рассудительность и духовность. Духовных чад
      у о.Павла было множество. Он окормлял и монашествующих в миру, и паломников,
      которых посылали к нему, никому не отказывая. Главным для себя при этом о.Павел
      считал помочь человеку обрести веру, облегчить его страдания и молиться за него.
        Его гостеприимный дом был всегда открыт для людей. Прихожане уважали и любили
      своего священника и нередко заходили к нему побеседовать.
        Люди тянулись к свету его доброго и умного слова, полного сочувствия и
      понимания, полного любви к Богу.
        Будучи мягким человеком в отношениях с прихожанами, о.Павел был строг и
      неуступчив в делах веры и совершения служб. К службам он готовился очень
      ответственно, строго следил, чтобы всякое священнодействие и молитвословие
      совершались строго по чиноположению с благоговением. Требователен был он и к
      молодым священникам, и к диаконам, внушая своим примером уважение к святыне.
        Щедро одаренный прекрасным голосом и слухом, о.Павел обладал редким даром
      молитвенного пения. Ему удалось при Никольском храме организовать великолепный
      церковный хор, руководству которым он отдавал все свое свободное время. Нередко
      о.Павел сам становился на клирос и пел вместе с хором, доставляя прихожанам
      огромную радость своим молитвенно-вдохновенным пением.
        Жил о.Павел с матушкой Серафимой и дочерью Верой. Другие дети
      о.Павла и подрастающие внуки, хотя и жили отдельно, но по-прежнему являлись
      одной большой дружной семьей. Встречи с ними были не так часты, как ему
      хотелось бы, но в Великие Праздники: Святую Пасху, Рождество, Крещение и во дни
      их Ангелов о.Павел всегда служил молебны в семьях дочерей Надежды и Софии.
      Любили дети и внуки праздничные, начинавшиеся молитвой, трапезы, и всегда с
      радостью и нетерпением ожидали эту редкую возможность пообщаться с отцом
      в семейном кругу за чашкой чая.
      Иногда выпадали для них поистине счастливые дни и недели, когда все вместе с
      детьми и внуками совершали паломничество по святым местам в Троице-Сергиеву
      Лавру, Киево-Печерскую Лавру, Почаевскую Лавру, Псково-Печерский монастырь, где
      о.Павел служил с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).
        Свободного времени у него было мало. День был заполнен до предела. Кроме
      служб, исполнения треб, занятий с церковным хором, о.Павел много времени уделял
      чтению Слова Божия, творений и житий Св.Отцов и подготовке к проповедям.
        Все прихожане, чувствуя заботу о.Павла о своей пастве, проявляли к нему особую
      любовь. Нельзя было не любить этого человека. О.Павла любили за его доброе
      сердце, простоту, отзывчивость.
        Но за внешней его простотой, идущей от смиренной и мирной души, стоял огромный,
      не видимый миру духовный подвиг, глубокая внутренняя сосредоточенность. Скорбей
      и страданий у него в жизни было много, но они не преграждали дороги его служения
      Богу. Священство свое он нес как служение Богу, высоко ставя путь священника —
      совершителя Таинств и пастыря человеческих душ.
        О.Павел до конца своих дней не мог забыть страшных лет, проведенных в
      заключении, но вспоминать вслух об этом не любил. Но, исполняя свой
      священнический долг, служа панихиды, о.Павел всегда поминал тысячи погибших
      в лагерях, вознося молитвы об их упокоении.
        Годы, проведенные в заключении, укрепили духовные силы о.Павла, что позволило
      ему впоследствии стать истинным пастырем для людей,
      ищущих утешения, наставления и руководства. Но, находясь до конца своих дней
      среди бушующих страстей этого мира, он вел, по существу, жизнь внутреннюю
      уединенную, по сути монашескую, в полном отречении от мира.
        "Будьте довольны тем, кто что имеет. Вспоминайте, как прожили 1937–1953 годы",

       — за этими предельно простыми словами одного из пунктов духовного завещания,
      написанного им незадолго до смерти детям и внукам, стоит жизненный опыт
      человека, перенесшего тяжелейшие испытания, человека, познавшего Истину,
      оставшегося верным Ей и завещавшего Ее своим потомкам.
        2 августа 1984г., в день Св.славного пророка Илии, разрешилась от земных уз
      верная спутница о.Павла матушка Серафима,
      весь жизненный путь которой был связан с великими страданиями и
      стремлением к Богу, бывшему целью всей ее мученической жизни. За месяц до
      смерти, приняв монашеский постриг с именем преподобного Серафима, она
      удостоилась истинно христианской кончины.
        Тяжело пережил о.Павел потерю матушки Серафимы, бывшей ему крепкой и надежной
      опорой на всем протяжении его жизненного пути.
        С удивительным смирением переносил о.Павел все неприятности и скорби. Все
      недуги, скорби и страдания он старался тщательно скрывать, и они оставались для
      окружающих невидимыми.
        До конца своих дней так и не смог он забыть страшных лет, проведенных в
      заключении. Лагерная обстановка часто возникала перед ним в воображении
      до мельчайших подробностей. Но вспоминать вслух и рассказывать об этом он не
      любил.
        Годы, проведенные в лагере, не могли не отразиться на здоровье о.Павла.
      Отмороженные пальцы рук и ног, суставной ревматизм в течении всей жизни
      напоминали о прошедших в заключении годах тупой ноющей болью, и до конца
      дней холодная вода причиняла боль обмороженным рукам и ногам.
        В последние годы о.Павел стал сильно уставать, сказывались годы, проведенные в
      лагере. Несмотря на недомогание, пока были силы, он
      долга своего проповеднического не оставлял и совершал Божественную Литургию.
        Однако состояние здоровья о.Павла продолжало ухудшаться. Усилившиеся боли в
      отмороженных ногах не давали возможности выдерживать долгие службы, и трудно
      стало ходить в храм.
        Последнюю свою литургию о.Павел отслужил 4 ноября 1988г. в Никольской церкви
      вместе с архиепископом Тамбовским и Мичуринским Евгением на Престольный праздник
      в честь Казанской иконы Божией матери.
        В 1988г. боли в ногах у о.Павла усилились, началась гангрена левой ноги.
      Стоять было трудно, но положенного молитвенного правила он не оставлял. До
      последних дней все вычитывал дома с помощью младшей дочери Веры, которая после
      возвращения родителей из ссылки жила вместе с ними. Болезнь прогрессировала.
      Начались сильные боли, но о.Павел, привыкший во всех скорбных обстоятельствах
      переносить свои страдания молча, за все благодарил Бога, предавая себя Его
      Воле, и находил в этом успокоение и отраду для души
    Награды
      орден во имя св. равноапостольного кн. Владимира III степени 
      Год награждения 1981 
      За годы своей безупречной службы о.Павел удостоился многих наград и
      благодарностей за ревностное исполнение церковного Устава, за истинное служение,
      выражавшееся в постоянной заботе о благолепии храма и церковного пения, которым
      занимался с большой любовью, — а главное — за постоянную богословскую проповедь,
      без которой не обходилось ни одно богослужение
      звание митрофорного протоиерея 
      право служения Литургии с открытыми Царскими вратами до "Отче наш.." 
      Год награждения 1986 
      Как митрофорный протоиерей, о.Павел был удостоен высшей награды —  служить
      литургию с открытыми Царскими Вратами (до молитвы "Отче наш...")
      орден во имя преп. Сергия Радонежского III степени 
      Год награждения 1987 
      наперсный крест с украшениями 
      Год награждения 1988 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ