База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Фаминцев (Фоминцев) Вениамин Иванович Дела osw.27 => osw.27 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
    Рукоположение
      протоиерей 
      1925 
    Служение
      Московская губ., Коломенский у. (Московская о., Ступинский р.), с.Мещерино, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 
      протоиерей 
      Должность настоятель 
      Год начала 1925 
      Год окончания 1938 
      День окончания 27 
      Месяц окончания 2 
      В семье о.Вениамина было двое детей: сын и дочь. Сын Серафим (1909г.р.), больной
      от рождения, умер в 1934г. Дочь (1911г.р.) жила отдельно. Супруга его давно
      умерла. О.Вениамин жил одиноко, и все свое время и всего себя посвящал служению
      Церкви.
      В 1936г. Мещеринский сельсовет запретил о.Вениамину ходить с молебнами по домам
      прихожан. Ранее для этого требовалась справка из Мещеринской амбулатории,
      что в селе нет эпидемических заболеваний. С 1936г. амбулатория отказалась
      давать церковному совету такие справки.
      Тогда прихожане обратились в сельский совет с просьбой, что если нельзя ходить
      с иконами и крестами, к которым прихожане прикладываются, то пусть разрешат
      ходить хотя бы с кружкой, к которой никто не прикладывается и куда люди могут
      опускать деньги на содержание храма, после того как священник поздравит
      их с праздником. Но и этого сельсовет не разрешил, мотивируя тем, что "в селе
      эпидемия скарлатины", хотя на самом деле всего лишь несколько жителей болело
      ангиной.
      7 марта 1936 года прихожане направили заявление во ВЦИК:
         
      "Приходской совет постановил обратиться за разрешением этого вопроса
          ввиду предстоящей Пасхи в постоянную центральную культкомиссию при ВЦИКе.
          Если нельзя ходить с иконами и крестом, к которым прикладываются, то
          нельзя ли ходить безо всего, поздравляя с праздником и собирая священнику
          на прожитие и уплату налогов...
          Внутрицерковные приходы слишком малы, потому что народ, занятый в колхозах,
          не всегда имеет время ходить в церковь, следовательно, остается главным
          доходом требоисправление (крестины, похороны), которых также много,
          и хождение в праздники по приходу.
          Приходской совет просит культкомиссию дать то или иное разъяснение по этому
          вопросу".

      Ответа на письмо не последовало, а с лета 1937г. гонения на Русскую Православную
      Церковь резко усилились. 26 ноября 1937г. в районной газете "Вперед" появилась
      статья под названием "Совещание селькоров и редакторов стенгазет", в которой,
      как пример подрывной деятельности "церковников", сообщалось:
         "Мещеринский поп всеми способами пытается "подружиться" с колхозниками и
         "приблизиться" к ним. Он не прочь прочитать газету колхозникам,
         "побеседовать" с ними о выборах, написать какое-либо заявление и т.д.
          В каждом таком случае любой факт, любую газетную заметку он пытается
          истолковать в выгодном для себя свете, клевеща на советскую власть,
          ведя контрреволюционную агитацию".

      Прочитав эту возмутительную ложь, о.Вениамин отправился к начальнику местной
      Мещеринской почты узнать, кто автор этой статьи, чтобы лично объясниться с ним
      и спросить, на основании чего она написана. Но начальник почты отвечать
      отказался, сказав, что, мол, "это секрет". О.Вениамин только рукой махнул,
      услышав такой ответ и в сердцах сказав, что "советской власти больше писать
      не о чем, как только собирать эти кляузы", — и вышел.
      В начале 1938г. сотрудники НКВД потребовали от секретаря Мещеринского сельсовета,
      чтобы тот составил соответствующую интересам НКВД "характеристику" на
      о.Вениамина. Секретарь написал:
         "Священник занимается эксплуатацией ребятишек, заставив их однажды колоть
          дрова, а также проводил незаконно таинства крещения, не спросив на это
          разрешение сельсовета, и ходил по некоторым домам, где люди настроены
          антигосударственно, и вел с ними работу, что отражается на работе и
          настроении колхозников".

      Стали вызываться лжесвидетели. Один из них, девятнадцатилетний учитель
      Мещеринской школы, показал, что о.Вениамин:
         "Сагитировал одного из преподавателей. Тот стал читать Евангелие и ходить
          в храм, за что был уволен из школы и уехал из села неизвестно куда.
          По этому поводу священник сказал:
             "Вот видите, большевики спохватились, стали переходить в православную
              веру. Образованный учитель перешел в православную веру, а говорят все:
                "Бога нет".
              Скоро все коммунисты креститься будут"
    Награды 
    Аресты 
    Осуждения 
    Места заключения 
[4]

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ