База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Фавстрицкий Василий Алексеевич Дела oh1.251 => oh1.251 Родство
5 ДелоРодства o11.605 Родство 2 ДелоРодства o11.600
ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
    Образование
      Симбирская Духовная Семинария
      Год окончания 1907 
      После окончания семинарии служил псаломщиком, в июне 1909г. был рукоположен во
      диакона
    Рукоположение
      диакон 
      1909 
      Месяц 6 
      Место Симбирская епархия 
      Вскоре был рукоположен во священника
      священник 
      1909 
      Место Симбирская епархия 
    Служение
      Симбирская губ., Ардатовский у., с.Селищи, церковь Архангела Михаила 
      священник 
      Должность заведующий церковно-приходской школой 
      Год начала 1914 
      Месяц начала 4 
      Год окончания 1922 
      С апреля 1914г. и почти до самой своей мученической кончины о.Сергий служил в селе
      Селищи, в церкви Михаила Архангела.
      В Селищи о.Сергий приехал уже с женой и тремя детьми: Зоей (1910 г.р.), Клавдией (1911 г.р.),
      Михаилом (1912 г.р.). Супруга о.Сергия Ольга Константиновна Маркова (1887–1912гг.),
      была дочерью священника, окончила в Симбирске учительские курсы, хорошо играла
      на фортепиано и прекрасно пела. В Селищах у Фавстрицких родились еще трое детей:
      Евгения (1914 г.р.), Раиса (1919 г.р.) и Екатерина (1920 г.р.).
      Приход был большой и богатый — 249 хозяйств, 888 мужчин, 951 женщина. Семье священника
      предоставили церковный дом в пять комнат.
      О.Сергий стремился в первую очередь дать своим детям хорошее образование: каждый
      вечер сам занимался с ними, хотя все дети посещали церковноприходскую школу, которой
      заведовал о.Сергий. Матушка Ольга занималась с детьми музыкой.
      В Селищах практически каждая семья была многодетной, и все нуждались в медицинской
      помощи. Так как она стоила дорого в уездной больнице, прихожане обращались к о.Сергию.
      Непререкаемого авторитета о.Сергий добился в селе меньше, чем за год. Люди шли к нему
      за советом и днем, и ночью. В священническом служении он был строг, в церкви стояла
      благоговейная тишина.
      Жизнь села резко перевернулась с революцией, особенно в 1920 году — с началом жесточайшей
      продразверстки, и введением трудовой повинности для священников. На каждого священника
      были заведены карточки, отпечатанные на темно-желтой бумаге ("желтые карточки"),
      где указывались фамилия, возраст, происхождение, место службы, описание хозяйства.
      С этими карточками надо было отмечаться в сельсовете каждую неделю. Продать что-либо
      из своего хозяйства было невозможно, все стояло на учете. Без разрешения нельзя было
      покидать место, за которым были закреплены. За малейшее неподчинение грозила тюрьма,
      откуда направляли на торфоразработки, на болота. В селе Чамзинка Ардатовского района
      был создан концлагерь для священников и недовольных советской властью.
      В начале 1922г., за год до смерти, во время Божественной Литургии, у о.Сергия
      пошла носом кровь, он даже прервал службу и вышел из алтаря. Дома сказал матушке Ольге,
      что ему было видение с извещением, что он умрет на Пасху. Некоторое время он ходил
      сам не свой, погруженный в размышления
    Награды
      набедренник 
      Год награждения 1915 
      Месяц 3 
      Кем награжден архиепископ Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) 
      камилавка 
      Год награждения 1923 
    Аресты
      Симбирская губ., Ардатовский у., с.Селищи 
      Год ареста 1922 
      Осенью 1922 года в село нагрянула банда милиционеров. Они устремились к церкви,
      служба уже закончилась, но батюшка был в храме. Бандиты вошли, стали хулить Бога,
      издеваться над иконами. О.Сергий резко одернул их, и богохульники пришли в ярость,
      схватили батюшку, выволокли на улицу, бросили в грязь, стали жестоко избивать,
      сорвали наперсный крест и пинали тяжелыми сапогами, стараясь попасть в голову.
      Потерявшего сознание священника бросили в подвал, наполовину залитый водой. Чтобы
      о.Сергий не захлебнулся, его привязали к столбу, и так оставили на двое суток без
      еды и питья. Около подвала выставили охрану, боясь, что народ придет освобождать
      батюшку. Но жителям было не до о.Сергия. Пока его избивали, все бросились по домам
      прятать зерно и ценности. Конфискацию имущества и хлеба милиционеры начали с дома
      о.Сергия. Забрали весь хлеб, ценные вещи, отобрали лошадь
    Места заключения
      Симбирская губ., г.Ардатов, тюрьма 
      Год начала 1922 
      Двое суток продолжался грабеж села. А потом о.Сергия вытащили из подвала и потребовали
      отречься от Бога. Но больной от побоев, замерзший в холодной воде, обессилевший
      без еды и питья, священник не отрекся от веры. Без теплой одежды и обуви, в мокрой рясе
      о.Сергия отвезли в тюрьму г.Ардатова. Оттуда священника сначала отправили в село
      Чамзинка, в концлагерь, а оттуда — на торфразработки, где простуженный, избитый,
      разутый и раздетый о.Сергий заболел тифом
      Симбирская губ., Ардатовский у, с.Чамзинка, концлагерь 
      Год окончания 1923 
      Месяц окончания 4 
      В начале апреля 1923г. о.Сергия отправили домой умирать. На поезде он доехал до
      станции Оброчное, откуда 20 верст прошел пешком, в весеннюю распутицу, теплой
      одежды не было, лапти промокли. Как он, больной тифом, выдержал эту дорогу —
      одному Богу известно. Домой он добрался затемно, постучал в окно. Открыла дверь
      матушка, детям он запретил подходит близко — боялся заразить. Матушка Ольга
      истопила баню, помыла его, переодела в чистую одежду, постелила в зале на полу.
      Несколько дней о.Сергий метался в жару, бредил. Он знал, что умирает, но не успел
      сообщить матушке, о чем было видение, только благословил детей, и у него отнялся
      язык. Умер о.Сергий на третий день Пасхи, 10 апреля 1923г., в 8 часов утра.
      Ударили в колокола. И, услышав погребальный звон, жители села поняли, что это
      по отцу Сергию. Люди начали собираться к дому священника. Все знали бедственное
      положение матушки, все хотели помочь. Хоронить о.Сергия было не в чем — когда он был
      в концлагере, семью ограбили, ночью выбили дверь дома и вынесли сундук с вещами
      батюшки. (Матушка узнала воров, но никогда не держала на них зла, все говорила:
      "Бог им судья". Кто-то принес костюм для о.Сергия, но высокому батюшке он был
      короток, рукава еле доходили до запястий. Поверх костюма надели зеленую фелонь с
      золотым шитьем — единственную вещь из священнического облачения, которую матушка
      сберегла после конфискации

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ