Ѕƒ "Ќовомученики, исповедники, за ’риста пострадавшие в годы гонений на –усскую ѕравославную ÷ерковь в XX в."
(с) ѕ—“√”, ѕ—“Ѕ» (с) Ѕратство во »м€ ¬семилостивого —паса
Home page NIKA_ROOT INDEX
‘»ќ
“аврион (Ѕатозский “ихон ƒанилович)
    “аврион (Ѕатозский “ихон ƒанилович) 
    ‘амили€  Ѕатозский 
    √од рождени€ 1898 
    ƒень рождени€ 28 
    ћес€ц рождени€ 7 
    ћесто рождени€ ’арьковска€ губ., г. раснокутск 
    архимандрит, иконописец 
    ѕо данным [6] родилс€ 29 июл€ 1898г.
    –одилс€ в семье казначе€ городской управы. Ѕыл дес€тым и последним ребенком
    в семье. ¬ 15 лет умолил отца отпустить его в монастырь
    ‘отографии[1] [2] [3] [4] [5] ѕ≈–»ќƒџ ∆»«Ќ»[1913-1920гг.] [1920-1923гг.] [1923-1925гг.] [1925-1927гг.] [1927-1935гг.] [1935-1956гг.] [1956-1978гг.]
      —лужение
         урска€ губ., ѕутивльский у., √линска€ –ождество-Ѕогородична€ пустынь 
        ƒолжность  послушник, иконописец 
        √од начала 1913 
        ƒень начала 20 
        ћес€ц начала 1 
        √од окончани€ 1920 
        ¬ 1913г. из-за распространени€ в  урской губернии
        ересей был организован проповеднический кружок из тридцати человек, которые "сделали
        проповедывание слова Ѕожи€ посто€нным и планомерным". Ёто оказало большое вли€ние
        на молодого послушника “ихона, ставшего впоследствии усерднейшим проповедником
        слова Ѕожи€.
        ¬о врем€ ѕервой мировой войны был призван в действующую армию, служил при полковой
        кухне. ѕо окончании военных действий вернулс€ в монастырь.
        »мел послушание в иконописной мастерской, был учеником о.—ерафима (јмелина),
        будущего насто€тел€ ѕустыни.
        ¬ 1920г. вместе с многими брати€ми
        монастыр€ был привлечен к принудительным работам.
        ¬ 1921г. приехал в ћоскву и поселилс€ в Ќовоспасском монастыре, где продолжал заниматьс€
      –укоположение
        монах 
        “аврион 
        1920 
        ћесто √линска€ –ождество-Ѕогородична€ пустынь 
      —лужение
         урска€ губ., ѕутивльский у., √линска€ –ождество-Ѕогородична€ пустынь 
        монах 
        √од начала 1920 
        √од окончани€ 1922 
        ѕосле закрыти€ √линской пустыни и изгнани€ насельников, поступил в –ыльский монастырь
         урска€ губ., г.–ыльск, Ќиколаевский –ыльский монастырь 
        монах 
        ƒолжность  иподиакон, певчий монастырского церковного хора 
        √од начала 1922 
        Ѕыл иподиаконом епископа ѕавлина ( рошечкина), проходил клиросное послушание
      –укоположение
        иеродиакон 
        1923 
        ƒень 4 
        ћес€ц 12 
        ћесто ћосква, храм —орока мучеников (напротив Ќовоспасского монастыр€) 
         то рукоположил ћосковский викарий Ѕорис, епископ ћожайский 
      —лужение
         урска€ губ., г.–ыльск, Ќиколаевский –ыльский монастырь 
        монах 
        ƒолжность  иподиакон, певчий монастырского церковного хора 
        √од начала 1923 
        √од окончани€ 1923 
        ѕродолжал духовное образование и окончил школу рисовани€ в Ќовоспасском монастыре
        г.ћосквы
        ћосква, Ќовоспасский монастырь 
        иеродиакон 
        √од начала 1923 
        √од окончани€ 1925 
        ¬ 1925г. Ќовоспасский монастырь был закрыт и иеродиакон “аврион переехал
        к епископу ѕавлину в  урск
      –укоположение
        иеромонах 
        1925 
        ћесто ћосква, храм ”спени€ Ѕожией ћатери в  ожевниках 
         то рукоположил епископ ѕавлин ( рошечкин) 
        ¬ день —в€той ѕасхи 1925г. рукоположен в иеромонаха епископом ѕавлином, временно
        управл€ющим  урской епархией.
        ѕо данным [6] был рукоположен в иеромонаха в 1926г.
        ѕосле рукоположени€ о.“аврион получил благословение на ежедневное служение
        Ѕожественной Ћитургии
        игумен 
        1925 
        ”казом заместител€ ѕатриаршего ћестоблюстител€ митрополита —ерги€ (—трагородского)
        возведен в сан игумена
      —лужение
        ћосква, Ќовоспасский монастырь 
        иеромонах, игумен 
        √од начала 1925 
        √од окончани€ 1925 
        ѕосле рукоположени€ во иеродиакона, иеромонаха и возведени€ в сан игумена
        был награжден наперсным крестом и назначен насто€телем ћаркова монастыр€ в ¬итебске
        ¬итебск, ћарков —в€то-“роицкий монастырь 
        игумен 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1925 
        √од окончани€ 1926 
        ѕосле закрыти€ ћаркова монастыр€ начались скитани€ о.“авриона по –оссии, вслед
        за ¬ладыкой ѕавлином ( рошечкиным)
        ћосква 
        игумен 
        √од начала 1926 
        √од окончани€ 1927 
        ѕо инициативе епископа ѕавлина ( рошечкина) и благословению митрополита
        —ерги€ (—трагородского) был одним из 4-х посыльных, собиравших голоса архиереев
        дл€ вы€влени€ кандидата на патриаршество
      Ќаграды
        наперсный крест 
      –укоположение
        архимандрит 
        1927 
         то рукоположил епископ ѕавлин ( рошечкин) 
         о дню —в€той ѕасхи был возведен в сан архимандрита.
        ѕо возведении в сан архимандрита был назначен насто€телем ѕермского ¬ознесенского
        храма свт.‘еодоси€ „ерниговского
      —лужение
        ѕермь, ¬ознесенский (‘еодосиевский) храм свт.‘еодоси€ „ерниговского 
        архимандрит 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1927 
        √од окончани€ 1929 
        ‘еодосиевский храм ранее был обновленческим, потом принадлежал григорианцам,
        а с приездом епископа ѕавлина и архимандрита “авриона стал "тихоновским".
        »з материалов дела 1929–1930гг. (показани€ свидетел€ ќкунева):
           "я состо€л председателем церковного совета при ‘еодосиевской церкви, когда
            она еще была обновленческой,...позднее церковь перешла в
            руки григорьевской ориентации, а теперь около двух лет эту церковь захватил
            епископ ѕавлин, назначив туда свое духовенство во главе с насто€телем церкви
            архимандритом “аврионом Ѕатозским и другим черносотенным духовенством...
            –уководство церковью перешло в руки монашествующего элемента. Ёто подтверждаетс€
            тем, что в ‘еодосиевской церкви стали совершатьс€ епископские службы до трех
            раз в одну неделю...".
        »з материалов дела 1929–1930гг. (показани€ свидетел€ ћеханьшина):
            "...я был председателем церковно-приходского совета, когда церковь находилась
             в ведении григорьевской ориентации.  огда церковь перешла в руки епископа ѕавлина,...
             приходилось слышать от архимандрита “авриона.... следующее:
                 "ќбновленческа€ церковь — еретическа€, сектантска€, а григорьевцы —
                  еретики, к ним в церковь ходить не нужно...".
        »з протокола допроса свидетельницы –огожниковой:
            "¬ ‘еодосиевской церкви за последнее врем€ образовалс€ насто€щий монастырь...
             ÷ель — поставить церковную работу на прежний лад,... повести беспощадную
             работу в первую очередь с обновленческой ориентацией, вытесн€€ ее как
             "организацию, прислуживающую —оветской власти, котора€ €кобы ведет православную
             церковь к разрушению".
        »з протокола допроса свидетельницы —итниковой:
            "Ќасто€тель Ѕатозский “аврион, посеща€ с требами прихожан, им внушает:
                 "√раждане верующие, милости просим ходить в нашу церковь, она сейчас
                  осв€щена, еретического духа там нет, прежнее духовенство — раскольники,
                  служители —оветской власти, которые служили сатане, безбожники — все
                  уволены.
                  “еперь у нас собрались служить все бывшие монашеские обитательницы.
                  Ѕросать церковь не нужно... ÷еркви коммунисты закрывают...."
        »з протоколов допросов свидетелей:
            "ѕомню, осенью сего года вечером, увид€ свет в ‘еодосиевской церкви, € подошел
             к двер€м и через стекла увидел, что церковь пуста. Ќа архиерейском же амвоне
             посреди церкви сидит “аврион и, держа в руках ≈вангелие, что-то объ€сн€ет
             окружающим его мальчикам 9–12 лет. ћальчиков было человек 10...
             Ёто “аврион по примеру «апада, обучает детей «акону Ѕожию...
             ”тверждают, что он, а не епископ ѕавлин [ рошечкин] €вл€етс€ идейным руководителем
             ‘еодосьевского прихода, так как верующие чувствуют и вид€т в нем верующую
             душу..."
      јресты
        ѕермь 
        √од ареста 1929 
        ƒень ареста 28 
        ћес€ц ареста 10 
        ѕо другим данным был арестован 29 окт€бр€ 1929г.
        Ѕыл заключен в ѕермский »справдом.
        ѕри обыске у него была обнаружена "разна€ переписка".
        ¬месте с о.“аврионом были арестованы протоиерей Ќиколай ѕавлович ƒолгушин
        (бывший обновленец, а в 1929г. — тихоновец, в ‘едосиевском храме — на должности
        регента и псаломщика), а также член церковно-приходского совета «апольский јлексей
        ¬асильевич
      ќсуждени€
        ќсобое —овещание при  оллегии ќ√ѕ” 
        03 /01 /1930 
        ќбвинение "организатор а/с церковной группы при ‘еодосиевской церкви г.ѕерми" 
        ѕриговор  3 года концлагерей 
        √рупповое дело "дело а/с церковно-монархической группы архимандрита “авриона (Ѕатозского), ѕермь, 1930г." 
        јрхив √ј ƒѕ– ѕермской обл. ‘.1. ќп.1. ƒ.8887.
        ѕроходил по одному делу с протоиереем Ќиколаем ƒолгушиным и јлексеем ¬асильевичем
        «апольским.
        »з рапорта от 28.09.1929г. начальнику ѕермского ќ√ѕ” от нач. I отд. ќ√ѕ”:
            " ...ѕоступили сведени€, что в ѕерми организовалась а/с церковна€ группа,
             котора€ захватила в свои руки управление ‘еодосиевской церковью,...
             дискредитиру€ и ... убежда€ верующих в том, что "советска€ власть — это лодырь,
             жулики и воры..."
             јнтисоветскую церковную группу составл€ют архимандрит “аврион [и]...".
        »з протоколов допроса свидетелей:
            "“аврион... в разговоре с монашками и надежными прихожанами сказал:
                 "ќтчего всюду голод при урожа€х? ќттого, что во главе управлени€
                  сто€т не те люди, которым бы следовало...
                   онечно, все это √осподь ниспосылает нам за наши грехи и беззакони€,
                  так как, будучи в довольстве, мы забыли ≈го —в€тую ¬олю и захотели жить
                  по своему человеческому разумению... ".
            "јрхимандрит “аврион выражает в каждой беседе недовольство —оветской властью,
            "јрхимандрит “аврион говорит:
                 "—ейчас к власти посажены люди ничего не понимающие, ранее занимающиес€
                  грабежами, бестолковые,. ѕоэтому, совсем не секрет, — разрушаетс€ и
                  разрушитс€ веками построенна€ –осси€.... Ѕезбожие усиливаетс€ с каждым
                  днем все сильнее и сильнее, духовенству проходу нет, а в деревне батюшки
                  последнее продают, чтобы выплачивать налоги, совершенно существовать
                  стало невозможно...".
        ¬се предъ€вленные ему обвинени€ архимандрит “аврион отверг.
        »з его показаний на допросе 06.11.1929г.:
            " ак бывший монах, € держу себ€ замкнуто, разговоров ни с кем не веду.
             ¬иновным себ€ в агитации против —оввласти € не признаю, бесед с прихожанами
             € никогда не вел, если бывал на дому у верующих, то только с религиозными
             требами.
             ѕредъ€вленное мне обвинение считаю вымышленным и признаю его лишь как испытание,
             чтобы пострадать за ’риста —пасител€... "
      ћеста заключени€
        ѕермь, ѕермский »справдом, изол€тор N 1 
        √од начала 1929 
        ƒень начала 4 
        ћес€ц начала 1 
        Ѕыл заключен в »справдом по I категории.
        ¬ тюрьме объ€вил голодовку
        ѕермска€ о., ”—ЋќЌ ќ√ѕ”, ¬ишерский »“Ћ, 5-€ рота 
        √од начала 1930 
        ќтбывал заключение на строительстве Ѕерезниковского химкомбината.
        Ћагерь находилс€ недалеко от ст.¬ишера, сел «ыр€нка, ¬ереть.
        ¬ материалах архивного дела имеетс€ следующее письмо от јнтонины ”совой:
            "«а€вление от 09.04.1930г. ¬ ќтдел центральной регистратуры ќ√ѕ” г.ћосквы
             от гражданки ”совой јнтонины, проживающей: ѕермь, Ћуначарского, 121.
                  ѕрошу выдать мне пропуск на право свидани€ с заключенным моим братом
                  “аврионом Ѕатозским, наход€щимс€ в ”—ЋќЌ ќ√ѕ” [¬ишере] на все врем€
                  его трехлетнего заключени€, всего на 8 раз... ".
        ¬ деле имеетс€ еще одно за€вление от јнтонины ”совой от 25.05.1930г., но без слова
        "брат".
        ¬месте с ним в лагере находилось много духовенства и монашества, в том числе
        епископ »ов (јфанасьев).
        Ќедалеко от лагер€ находилась церковь с.«ыр€нка. ¬ окрестности лагер€ приезжали
        монахини с воли, через служащих «ыр€нской церкви, а затем через заключенного
        —ерге€ «айцева передавали заключенным св€щеннослужител€м письма и посылки с
        продуктами, мылом, а также духовные книги (ѕсалтирь, ≈вангелие и др.),
        свинцовые крестики и др. св€щенные предметы.
        »з доноса осведомител€ 4 €нвар€ 1931г.:
             "ќдна из приехавших монашек...Ћиди€...дала «айцеву передачу — мешочек и записку
              ќна же дала одну просвирку дл€ закл. 5-й роты архимандрита Ѕатозского
              “авриона...".
        »з записки, присланной псаломщицей «ыр€нской церкви архимандриту “авриону 4 €нвар€ 1931г.:
             "Ѕлагословите, отец “аврион. я посылаю ¬ам ѕсалтирь и ≈вангелие. пишите,
              что ¬ам нужно, если смогу — пришлю. ¬ы спрашиваете, сколько за сорокоуст —
              денег с ¬ас не нужно. ¬ы напишите имена — будем так молитьс€, € сама буду
              молитьс€ за ¬ас за всех и за умерших, которых знаю. »зорвите записочку. ќстаюсь
              грешна€  опейкина дочь ¬асилиса"
         оми («ыр€н) јќ, г.»нта, шахты 
        √од окончани€ 1933 
        Ѕелбалтлаг (строительство Ѕеломоро-Ѕалтийского канала) 
      ћеста проживани€
         алуга 
        √од начала 1935 
        ѕо другим данным, жил в  алуге с 1933г.
        ѕосле освобождени€ о.“аврион жил в  алуге,  урске, Ћипецке.
        ќн работал в светских учреждени€х: в  алуге был художником.
        Ќе прерывал св€зи с пермской паствой.   нему приезжали знакомые из ѕерми, в частности,
        јфанаси€ јндреевна ќборина, она и ее муж были хорошими знакомыми о.“авриона
        в 1930–1931гг., когда о.“аврион служил в ѕермской ‘едосиевской церкви.
        ¬ материалах архивного дела 1939г. (√ј ƒѕ– ѕермской обл. ‘.2. ќп.1. ƒ.31025.),
        по которому проходили некоторые из его прихожан в ѕерми, в т.ч. ј.ј.ќборина,
        имеетс€ р€д упоминаний об архимандрите “аврионе.
        »з показаний —имонова »гор€ ¬асильевича (завербованного Ќ ¬ƒ, но арестованного
        по подозрению в "двурушничестве") [дело ƒ.31025]:
             "¬ разговоре с ќбориной в первой половине сент€бр€ 1938г. с ее слов €
              узнал следующее: писем, кроме моего, никому не привезла. “аврион готовитс€
              к сдаче экзаменов по курсу јкадемии. Ќа мой вопрос, "кому и зачем", она,
              зам€вшись, ответила, что она не знает,
                  "ƒа видите ли, теперь так мало епископов, мало ли что может случитьс€.
                   ” “авриона имеетс€ много родных братьев. ќдин из них (—ергей) убежал
                   с белыми в ѕариж и живет теперь хорошо. ƒругой — директор автомобильного
                   завода в ћоскве, у него хранитс€ больша€ часть библиотеки “авриона,
                   тоже живет хорошо. ¬ ѕекине живет архиепископ ёвеналий, он великий человек,
                   издает журнал "Ќебесный ’леб", который расходитс€ во все страны света, он
                   молитвенник за наши души...".
              Ќа мой вопрос, переписываетс€ ли “аврион с ѕарижем и ѕекином, — она
              испуганно ответила, что "разве можно так получать извести€" и зам€ла разговор.
              ƒальше она говорила, что
                   "  “авриону ходит много народа, только избранные, уж очень он бережетс€, уж такой
                    он осторожный.
                    —обираетс€ продать дом, который епископ ѕавлин купил на им€ какой-то московской
                    гражданки и уехать из  алуги, там очень опасно стало. я ему говорила, чтобы
                    он приезжал в ѕермь, купил на окраине дощаник, на что он мне ответил,
                    что "там видно будет"".
              ќборина также сообщила, что к “авриону приезжал монах ƒимитрий, он ученик
              »оанна  ронштадтского... ћонах ƒимитрий нигде не прописан...".
        »з показаний —имонова ».¬.:
              "12 окт€бр€ 1938г. € был в квартире ќбориной, и она мне сообщила, что
               от “авриона Ѕатозского получила письмо:
                   "ѕередайте брату »горю, что писать мне очень опасно, и € воздерживаюсь
                    от переписки, кроме самой экстренной. ≈сли у него возникнут вопросы и
                    недоумени€, то пусть он обратитс€ к брату јндронику...
                    ¬ ѕерми € буду в начале зимы [1938–1939гг.], и тогда сам постараюсь
                    поговорить с »горем и ¬ами, јфанаси€ јндреевна.
                     атегорически запрещаю писать мне, кроме того, что не терпит отлагательств.
                    Ѕлагословл€ю"
              Ќа мой вопрос: "–азве письма провер€ютс€?" ќборина ответила:
                    "ј ¬ы как думаете, конечно...."
              ¬торой раз был у ќбориной 27 но€бр€ 1938г. и... она сообщила:
                    "“аврион Ѕатозский прислал письмо, в котором написал, что заканчивает
                     художественные работы и скоро приедет в ѕермь..."
        Ћипецк 
         урск 
        √од окончани€ 1940 
        ¬  урске преподавал в художественной школе
      јресты
         урск 
        √од ареста 1940 
        ƒень ареста 27 
        ћес€ц ареста 12 
      ќсуждени€
        14 /03 /1941 
        ѕриговор  15 лет »“Ћ (8 лет »“Ћ с последующей пожизненной ссылкой?) 
      ћеста заключени€
         азань, тюрьма 
        √од начала 1941 
        √од окончани€ 1941 
        —вердловска€ о., “уринский »“Ћ 
        √од начала 1941 
        √од окончани€ 1948 
        ћес€ц окончани€ 8 
        ¬ лагере работал оформителем и жил пр€мо на сцене местного клуба.  ак и в первое
        свое заключение, тайно служил в лагере литургию.
        Ѕыл освобожден из лагер€ досрочно по зачетам рабочих дней и отправлен в ссылку
        в  азахстан
         азахстан, г.јмангельд 
        √од начала 1948 
        √од окончани€ 1949 
         устанайска€ о., г.”рицк 
        √од начала 1949 
        √од окончани€ 1950 
         устанайска€ о., с.‘едоровка 
        √од начала 1950 
        ћес€ц начала 8 
        √од окончани€ 1956 
        ¬ местечке ‘едоровка поселенцы соорудили церковь в земл€нке, где о.“аврион
        совершал богослужени€. »звестно, что о.“аврион провел в лагер€х, тюрьмах и ссылках
        26 лет. ≈жедневно, пам€ту€ благословение, он старалс€ совершать Ѕожественную
        Ћитургию.  ак совершал он ее в нечеловеческих услови€х — ќдин Ѕог знает; иногда
        престолом служила его собственна€ грудь, а веществом дл€ совершени€ “аинства —
        €годный сок и черный хлеб.
        Ѕыл освобожден из ссылки в 1956г.
      —лужение
        ѕермь, кафедральный собор 
        архимандрит 
        √од начала 1956 
        ƒень начала 25 
        ћес€ц начала 5 
        √од окончани€ 1956 
        ƒень окончани€ 13 
        ћес€ц окончани€ 3 
         урска€ о., √линска€ –ождество-Ѕогородична€ пустынь 
        архимандрит 
        ƒолжность  наместник 
        √од начала 1956 
        ƒень начала 14 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1958 
        ƒень окончани€ 14 
        ћес€ц окончани€ 1 
        “ернопольска€ епархи€, —в€то-”спенска€ ѕочаевска€ Ћавра 
        архимандрит 
        √од начала 1958 
        ƒень начала 15 
        ћес€ц начала 1 
        √од окончани€ 1958 
        ћес€ц окончани€ 4 
        ”фа, ѕокровска€ церковь 
        архимандрит 
        ƒолжность  насто€тель, благочинный, секретарь епархиального управлени€ 
        √од начала 1958 
        ƒень начала 10 
        ћес€ц начала 4 
        ѕрибыл в ”фу по приглашению епископа Ќикона (Ћысенко). —разу стал не угоден власт€м
        тем, что "оказывал отрицательное вли€ние на епископа, вс€чески старалс€ укрепить
        положение церквей, противодействовал их закрытию". «а все это о.“аврион был
        сн€т с регистрации св€щенника и выслан в 24 часа из ”фимской епархии на основании
        сфабрикованного обвинени€ в том, что €кобы он виновен в самоубийстве одного
        молодого человека
        ярославска€ о., с.Ќекрасово 
        архимандрит 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1961 
        ¬ 1962г. ѕатриарх јлексий I хотел рукоположить архимандрита “авриона во епископа
         урского, но —овет по делам религий воспротивилс€ этому
        ярославска€ о., с.Ќекоуз 
        архимандрит 
        ƒолжность  насто€тель 
        √од начала 1964 
        √од окончани€ 1969 
        –ига, “роице-—ергиев монастырь, —пасо-ѕреображенска€ пустынь 
        архимандрит 
        ƒолжность  духовник монастыр€, св€щенник пустыни монастыр€ 
        √од начала 1969 
        ƒень начала 7 
        ћес€ц начала 3 
        √од окончани€ 1978 
        ƒень окончани€ 13 
        ћес€ц окончани€ 8 
        «а дес€ть лет о.“аврион провел в ѕустыни большие работы по ее расширению и
        укреплению, к нему в пустыньку приезжали тыс€чи паломников — и все получали
        ответы на свои духовные запросы. ќ.“аврион ежедневно совершал Ѕожественную
        литургию: служение литургии было средоточением его духовной жизни. ќн был
        пастырем, наставником и молитвенником, гор€чо любимым духовными чадами за
        искренность и доброту. ќн €вл€л собой духоносного старца, достигшего озарени€
        ƒухом Ѕожиим
      Ќаграды
        ѕатриарший крест 
        ордена св€того кн€з€ ¬ладимира II степени (два ордена) 
     ончина
      1978 
      ƒень 13 
      ћес€ц 8 
      ћесто –ига 
      ћесто захоронени€ –ига, “роице-—ергиев монастырь, —пасо-ѕреображенска€ пустынь, около ѕреображенского собора 
      ќтпевание старца совершил архиепископ –ижский и Ћатвийский ¬ладыка Ћеонид и
      сорок св€щенников. ѕри отпевании ¬ладыка Ћеонид сказал: "ќн ст€жал —в€таго
      ƒуха и охотно делилс€ »м с нами"
    ѕубликации ->
      1.ƒионисий (Ўишигин ¬.¬.), архим. ¬ечна€ пам€ть почившим/ Ўишигин ¬., диакон//∆ћѕ. 1979. N 7.
      2.„есноков ј., св€щ. √линска€ пустынь и ее старцы. [—ергиев ѕосад]: —в€то-“роицка€ —ергиева Ћавра, 1994. —.126.
      3.ћохов ¬., прот., «имина Ќ.ѕ. ћученический и исповеднич. путь ÷еркви в ”фимской епархии (1917–1987гг.)// ≈жегодна€ Ѕогословска€ конференци€ ѕравославного —в€то-“ихоновского »нститута: ћатериалы 1992–1996. ћ., 1996.
      4.√оликов ј., св€щ., ‘омин —.  ровью убеленные. ћученики и исповедники —еверо-«апада –оссии и ѕрибалтики (1940–1955). ћартиролог православных св€щеннослужителей Ћатвии, репрессированных в 1940–1952гг. ћ., 1999. —.36–39.
      5.¬с€ жизнь — ѕасха ’ристова. јрхимандрит “аврион (Ѕатозский). ∆изнеописание. ¬оспоминани€ духовных чад. ѕроповеди. ћ: ќтчий дом, 2001. 206с. с илл.
      6.ƒушу не погублю. »споведники и осведомители в документах и... о методах агентурной работы/ —ост., предисловие ¬.ј. оролева. ћ.: —одружество ѕравославный ѕаломник, 2001. 240с., ил. —.34–39,48,49,58,67.

(c) ѕ—“√”. ‘акультет »ѕћ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL