База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения тройка при УНКВД по Калининской обл. 01/11/1937 Обвинение"антисоветская деятельность" Приговорвысшая мера наказания расстрел
Через день после ареста о.Николай был допрошен. Из протокола допроса:
" Кого вы имеете из родственников за границей и чем они занимаются?
Из родственников за границей у меня никого не было и нет.
Кого и где вы имеете из родственников в СССР, чем они занимаются и какая у вас с ними связь?
...Имею сыновей. Связи у меня с ними родственные, во время отпусков приезжают ко мне, имею с ними письменную связь. Имею родного брата Леонида Васильевича Раевского, служил священником.... В 1932 году он был осужден на пять лет... Наказание отбыл... Имею двоюродную сестру, проживает со мной с 1922г. в качестве домохозяйки.
В какой контрреволюционной организации или группировке состояли и состоите в данное время и какую контрреволюционную деятельность проводили?
В контрреволюционной организации или группе я не состоял и не состою.
Какая контрреволюционная агитация, среди кого, где и с какой целью вами проводилась?
В 1930г. ... я служил в с.Кокоша Ржевского района и призывал посещать богослужения, одновременно давая наставления верующим, как нужно вести борьбу за то, чтобы не закрыли храм и продолжалась в нем служба. По приезде в село Баранья Гора в феврале 1937г. я также активно призывал колхозников прихода посещать церковь. 1 сентября 1937г. в религиозный праздник меня пригласила жительница деревни Кашуево послужить у нее, что я и сделал. После службы она пригласила меня остаться выпить чаю, на что я дал согласие, и между нами был разговор, и я говорил, что нет никакой пользы в колхозе работать, все равно государство весь хлеб отберет, а колхозники как были без хлеба, так и останутся. Во время разговора никого в доме не было, а после разговора я сказал хозяйке, чтобы она обошла дома верующих и сказала им, чтобы они не шли на полевые работы в праздник, а чтобы шли в церковь. В это время пришли к ней под окно трое жителей и просили меня отслужить молебны у них в домах. Я им ответил, что служить я сейчас не могу, не имею права, и одновременно дал указание, как нужно им получить от советских органов разрешение на право службы по домам. В 1937г. в августе месяце граждане из деревни Вязьмицы, фамилии их не знаю, пригласили меня приехать в село Борзыни на 7 октября с целью ознакомиться с приходом и местоположением, а затем, если понравится, остаться служить у них в приходе, на что я дал согласие ознакомиться с местом и людьми. И пришел к заключению, что жители готовы активно посещать богослужения в Борзынском приходе, но было уже поздно, так как место было занято другим священником. Это несмотря на то, что я давал советы верующим села Борзыни, что нужно делать, чтобы меня перевели к ним и чтобы церковь не оставалась в руках обновленцев.
Признаете ли вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной агитации среди граждан села Баранья Гора и вашего прихода?
Я признаю себя виновным лишь в том, что я в своей душе обижался на советские органы за то, что меня облагали большими налогами, чего не было раньше, в царское время, но свое недовольство я никому не высказывал и в контрреволюционной агитации среди граждан Бараньегорского прихода виновным себя не признаю".
Из показаний "свидетельницы" (счетовода сельпо): "Раевский, зайдя к гражданке Муравьевой, говорил, что нет никакой пользы в колхозе работать, все равно весь хлеб отберет государство, а колхозникам ничего не останется, говорил, чтобы "Муравьева прошла по домам церковников-колхозников и сказала, чтобы они пошли лучше в церковь". За это член сельсовета составила на священника акт и передала в райком, который постановил оштрафовать о.Николая на сто рублей".
26 октября 1937г. было составлено обвинительное заключение и решено направить
"дело" на рассмотрение "тройки".
1 ноября "тройка" постановила расстрелять о.Николая