База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Раевский Николай Васильевич Дела o29.022 => o29.022 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
4
Осуждения
    Осуждения
    тройка при УНКВД по Калининской обл. 
    01/11/1937 
    Обвинение "антисоветская деятельность" 
    Приговор высшая мера наказания — расстрел 
    Через день после ареста о.Николай был допрошен. Из протокола допроса:

       
    "— Кого вы имеете из родственников за границей и чем они занимаются?

        — Из родственников за границей у меня никого не было и нет.

        — Кого и где вы имеете из родственников в СССР, чем они занимаются и
          какая у вас с ними связь?

        — ...Имею сыновей. Связи у меня с ними родственные, во время отпусков
          приезжают ко мне, имею с ними письменную связь.
          Имею родного брата Леонида Васильевича Раевского, служил священником....
          В 1932 году он был осужден на пять лет... Наказание отбыл...
          Имею двоюродную сестру, проживает со мной с 1922г. в качестве домохозяйки.

        — В какой контрреволюционной организации или группировке состояли и состоите
          в данное время и какую контрреволюционную деятельность проводили?

        — В контрреволюционной организации или группе я не состоял и не состою.

        — Какая контрреволюционная агитация, среди кого, где и с какой целью вами
          проводилась?

        — В 1930г. ... я служил в с.Кокоша Ржевского района и призывал посещать
          богослужения, одновременно давая наставления верующим, как нужно вести
          борьбу за то, чтобы не закрыли храм и продолжалась в нем служба.
          По приезде в село Баранья Гора в феврале 1937г. я также активно призывал
          колхозников прихода посещать церковь.
          1 сентября 1937г. в религиозный праздник меня пригласила жительница
          деревни Кашуево послужить у нее, что я и сделал. После службы она
          пригласила меня остаться выпить чаю, на что я дал согласие, и между нами
          был разговор, и я говорил, что нет никакой пользы в колхозе работать,
          все равно государство весь хлеб отберет, а колхозники как были без хлеба,
          так и останутся.
          Во время разговора никого в доме не было, а после разговора я сказал
          хозяйке, чтобы она обошла дома верующих и сказала им, чтобы
          они не шли на полевые работы в праздник, а чтобы шли в церковь.
          В это время пришли к ней под окно трое жителей и просили меня отслужить
          молебны у них в домах. Я им ответил, что служить я сейчас не могу, не
          имею права, и одновременно дал указание, как нужно им получить от
          советских органов разрешение на право службы по домам.
          В 1937г. в августе месяце граждане из деревни Вязьмицы, фамилии их не знаю,
          пригласили меня приехать в село Борзыни на 7 октября с целью ознакомиться
          с приходом и местоположением, а затем, если понравится, остаться служить
          у них в приходе, на что я дал согласие ознакомиться с местом и людьми.
          И пришел к заключению, что жители готовы активно посещать богослужения
          в Борзынском приходе, но было уже поздно, так как место было занято
          другим священником. Это несмотря на то, что я давал советы верующим села
          Борзыни, что нужно делать, чтобы меня перевели к ним и чтобы церковь
          не оставалась в руках обновленцев.

        — Признаете ли вы себя виновным в проводимой вами контрреволюционной
          агитации среди граждан села Баранья Гора и вашего прихода?

        — Я признаю себя виновным лишь в том, что я в своей душе обижался на
          советские органы за то, что меня облагали большими налогами, чего
          не было раньше, в царское время, но свое недовольство я никому
          не высказывал и в контрреволюционной агитации среди граждан
          Бараньегорского прихода виновным себя не признаю".

    Из показаний "свидетельницы" (счетовода сельпо):
         "Раевский, зайдя к гражданке Муравьевой, говорил, что нет никакой пользы
          в колхозе работать, все равно весь хлеб отберет государство, а колхозникам
          ничего не останется, говорил, чтобы "Муравьева прошла по домам
          церковников-колхозников и сказала, чтобы они пошли лучше в церковь".
          За это член сельсовета составила на священника акт и передала в райком,
          который постановил оштрафовать о.Николая на сто рублей".

    26 октября 1937г. было составлено обвинительное заключение и решено направить
    "дело" на рассмотрение "тройки".
    1 ноября "тройка" постановила расстрелять о.Николая

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ