Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Радецкий Георгий Иванович Дела oxd.41 => oxd.41 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Служение
    Служение
    Псковская о., Опочецкий у., с.Велье, Крестовоздвиженская церковь 
    Должность  иподиакон, псаломщик 
    Год начала 1941 
    Год окончания 1943 
    Псковская о., Псковская Духовная Православная Миссия 
    Должность  переводчик и псаломщик Миссии 
    Год начала 1941 
    Год окончания 1943 
    В 1941–1943гг. Георгий Радецкий служил псаломщиком и переводчиком в составе Псковской Духовной
    Миссии в с.Велье и других приходах Псковской обл. при протоиерее Владимире Толстоухове.
    Георгий Радецкий числился, кроме с.Велье, псаломщиком на приходах:
    Покровской кладбищенской церкви г.Опочка, Успенской церкви
    с.Святые (Пушкинские) Горы, храма Воскресения Словущего с.Вороничи
    (близ с.Тригорское), с.Печане, Никольской церкви с.Синяя Никола и др.
    Из воспоминаний участника Псковской Миссии протоиерея Георгия Тайлова [7]:
         "Осенью 1941 г., к Дмитриевской субботе, во Псков прибыла группа
          миссионеров: о.Владимир Толстоухов, его псаломщик иподиакон Георгий
          Иванович Радецкий, Константин Гримм... и я....
          Тогда штаб Миссии располагался в части Пскова, именуемой "У пролома",
          в квартире протоиерея Николая Колиберского. [Он] вступил в должность
          временно исполняющего обязанность начальника Миссии.
          О.Владимир Толстоухов, который бывал в Пушкиногорском районе
          (Пушкинские Горы до революции назывались Святыми Горами), уговорил
          меня ехать туда с ним... в больнице нам дали лошадь чтобы мы смогли
          добраться до г.Острова (55 км к югу от Пскова).
          Лошадь везла наш багаж, а мы большую часть пути шли пешком.
          В Острове мы нашли о.Алексея Ионова, который тогда проживал в
          подвале какого-то дома, в ожидании, когда сможет переехать в церковный
          дом на маленьком острове посреди реки Великой.
          Отец А.Ионов помог нам получить транспорт до села Велье, где должен был
          служить о.Владимир Толстоухов, и мы туда прибыли 4 ноября, к празднику
          Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Мы отслужили утреню и литургию.
          Пел хор из семи девушек и одного баса под управлением псаломщицы Ольги.
          Церковь была переполнена народом.
          На следующий день мне дали подводу и я вместе с моим псаломщиком Павлом
          Павловым уехал в Печане. Это был погост в 20 километрах от Велья,
          расположенный на горе у берега Великой...
          В нем находится трехпридельный храм...
          По нашем приезде нас поселили в комнате, где когда-то жил настоятель
          храма о.Леонид Ильменский, приговоренный к 10 годам ИТЛ...
          Церковь была еще в беспорядке. В ней уже служил о.В.Толстоухов,
          но приделы пришлось восстанавливать мне....
          Колхозники... взяли из церкви множество икон..., у них в
          каждом красном углу висела икона, взятая из печанской церкви.
          Пришлось съездить в Васильевское и поговорить с бывшими колхозниками:
            "Верните церковные иконы в храм!", что они вскоре и исполнили.
          На следующий день после нашего приезда в Печане, осторожно ступая
          по льду, на этот берег пришли монахини. Они жили в деревне на
          противоположном берегу реки Великой в бане, т.к. их никто не прописывал.
          До 1928 г. они жили в Козьегорском монастыре Петербургской епархии,
          но в этом году им было предложено вернуться в мир. Несогласные были
          сосланы в Среднюю Азию.
          Эту маленькую группу возглавляла монахиня Олимпиада (в миру Александра
          Никифорова)...
          Далее последовала наша поездка в Пушкинские Горы...
          В Пушкинских Горах служил в маленькой кладбищенской церкви
          о.Иоасаф Димитриев... Недалеко от него проживал о. Михаил Успенский,
          академик, разбитый параличом уже 10 лет... В этом же поселке жила вдова
          бывшего священника Савицкого, репрессированного в советскую эпоху.
          По дороге мы заехали в поместье А.С.Пушкина — Михайловское.
          В Вороничах около Тригорского находился храм Воскресения Словущего,
          где когда-то служил друг А.С.Пушкина свящ. И.Раевский...
          Церковь сохранилась достаточно хорошо, ибо считалась собственностью
          заповедника. Был даже один колокол и некоторые архивные документы.
          Из них узнал, что в Тригорском (Георгиевском) была еще одна церковь,
          которая сгорела в 1910г. Некоторые иконы были перенесены в соседний
          Воскресенский храм. В Тригорском жили друзья Пушкина
          Осиповы-Вульф, с которыми он общался во время своей ссылки в Михай-
          ловское...
          А служить приходилось часто, не в церквах только, а и по деревням.
          Печанский приход когда-то был двухклирным, в него входило почти
          100 деревень. Каждая деревня имела свои праздники, многие отмечали
          Троицу, другие Николу, и еще были "обыденные" праздники, такие как
          Анастасия Римлянина, Параскевы-Пятницы, Власия и другие.
          Перед праздником надо было объехать все деревни, в каждом доме отслужить
          краткий молебен, а в самый день праздника в церкви совершалась литургия
          и молебен после нее...".
    Из статьи в газете "Псковские Хроники" [6]:
          "В собственноручных показаниях, написанных в конце 1944 г, о работе
           переводчиком в управлении Псковской Православной Миссии Г.Радецкий
           (заметим, что священник Георгий Иванович Радецкий и ныне здравствует
           в г.Вильнюсе) перечисляет те вопросы, по которым он посещал немецкую
           военную комендатуру г.Пскова:
               "Я ходил с начальником Миссии протоиереем К.Зайцем и священником
                И.Легким в военную комендатуру еще и для решения такого вопроса.
                Немцы заняли под кинозал Казанскую церковь в г.Пскове.
                Миссией по этому поводу был подан протест. К.Зайц говорил,
                что это небывалая вещь, чтобы в храме устроить кино.
                В комендатуре немцев такое заявление смутило. Но они свои действия
                оправдывали тем, что у народа нет других увеселительных и
                развлекательных возможностей, других подходящих помещений нет.
                В этом факте комендант ничего плохого и богохульного не видит,
                если русский народ посмотрит в храме какой-либо культурный фильм.
                Отец Кирилл Зайц ответил:
                   "Тогда нечего смеяться над большевиками, когда они это делают,
                    а вы в этом случае хуже большевиков".
                Также К.Зайц заявил, что, если эти безобразия не прекратятся,
                он уедет из Миссии из Пскова. Об этом случае было сообщено
                митрополиту Сергию, который в Риге предпринял соответствующие
                шаги. Результат был, что для кино и театра построили новое
                помещение, а церковь была передана Миссии"..."
    Из воспоминаний о.Георгия Тайлова [6]:
               "Мой помощник рижанин П.Павлов был учеником последнего класса
                русской гимназии. Немцы сначала не хотели в Риге открывать занятия в
                русских школах, но позже согласились с просьбой русской общественности.
                Павлов, как и Радецкий и Гримм, покинул Миссию, вернувшись в Ригу
                заканчивать курс гимназии.
                Мы остались совершать свои обязанности с монахинями и певчими..."

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ