База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Осуждения Особое Совещание при НКВД СССР 09/01/1938 Обвинение"систематическая к/р агитация, направленная на дискредитацию ВКП(б) и ее членов и срыв мероприятий Соввласти, мобилизация церковного совета против превращения церкви в зерновой склад" Приговор5 лет ссылки в Вологодскую область
Дело Д.5710 архива УФСБ по Белгородской обл.
Первый допрос состоялся в день ареста:
" Вы систематически вели к/р агитацию, направленную на дискредитацию ВКП(б) и отдельных ее членов...
К/р агитации я нигде никогда не вел...
Вы даете ложные показания... Вы в начале апреля 1937г. в сапожной мастерской высказывали свои к/р взгляды по поводу новой Конституции...
В данной сапожной мастерской... я действительно был, но к/р агитации не вел... Я говорил: "Благодаря новой Конституции мы, служители культа, получили гражданские права наравне со всеми гражданами Советского Союза, и население стало смотреть на нас совершенно иначе... В церковь граждан стало ходить значительно больше..."
Одним из присутствующих в сапожной мастерской Вам было сделано замечание, что религия затемняет массы, а некоторые церковники настроены контрреволюционно. Что Вы ответили на это?
Нет, такого замечания и ему подобного мне никто не делал. Если бы кто и сделал такое замечание, я бы ответил, что религия абсолютно не затемняет народ, и церковники ничуть не настроены контрреволюционно".
Далее следователь зачитал показания свидетеля С. о "к/р агитации" о.Георгия в
сапожной мастерской. О.Георгий на это ответил: "Все, что Вы зачитали это ложь".
Свидетелем выступил и председатель сельсовета А.Я.С., который был рад воспользоваться
возможностью свести счеты с местным "попом". Он собрал все сплетни и слухи и
выложил их следователю. Он обвинил священника в "мобилизации церковного совета
против превращения храма в зерновой склад", в "покровительстве спекулянтам
церковными просфорами". Кроме того, А.Я.С. заявил: "Оболенский сумел внедрением религиозных предрассудков так к себе расположить верующих, что последние, в частности, Рукавицына Анна Ивановна, Устинов Иван Васильевич и др. ходят по домам граждан слободы Ездоцкой собирают подписи с целью ходатайства об освобождении ныне арестованного данного священника Оболенского, не имея на это никакого права. Причем в сторожке проживают три монашки, которые ходят по домам верующих и проводят беседы. В результате внедрения в массы религии в церковь людей стало ходить значительно больше, чем было в прошлые годы".
Свидетелем по делу священника стал, к немалому удивлению о.Георгия, диакон
Ездоцкой церкви, сослуживший батюшке несколько лет.
Он также обвинил о.Георгия в расположении к нему верующих, помогавших батюшке.
Лжесвидетель диакон говорил на следствии: "О.Георгий "очень хитрый и антисоветски настроенный... Кроме того, "Оболенский во время проскомидии вплоть до ареста всегда поминал арестованного за к/р деятельность архиепископа Онуфрия".
Также диакон дал повод для новых арестов, рассказав следствию, с кем священник
Оболенский был в хороших отношениях со священником слободы Ямской
о.Леонидом Астаниным и со священником слободы Стрелецкой о.Михаилом Павлюком. Впоследствии священник
Леонид Астанин был расстрелян в декабре 1937 года, а протоиерей Михаил Павлюк
умер в лагере в апреле 1942 года. Им обоим вменили в вину дружбу с арестованным
о.Георгием Оболенским.
Все обвинения о.Георгий отрицал, никого из своих знакомых на следствии не
упоминал, виновным себя не признал
Из обвинительного заключения: "Используя религиозные убеждения отсталой массы населения, проводит среди них к/р агитацию, направленную на дискредитацию компартии и отдельных ее членов. А также ведет агитацию на срыв проводимых мероприятий партии и правительства".