База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Оболенский Георгий Дела o16.570 => o16.570 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
    Служение
      Курская губ., г.Старый Оскол, Николо-Казанская церковь 
      священник 
      Год начала 1920 
      Месяц начала 3 
      В марте 1920г. Курский епархиальный Совет определил о.Георгия Оболенского
      к Николо-Казанскому храму г.Старого Оскола
      Курская губ., г.Старый Оскол, Ахтырская кладбищенская церковь 
      священник 
      Год окончания 1933 
      К середине 1920-х годов о.Георгий уже служил в Ахтырской церкви.
      В годы обновленческой смуты иерей Георгий остался верен Святому Православию
      Курская о., г.Старый Оскол, слобода Ездоцкая, Ильинская церковь 
      священник 
      Год начала 1933 
      Год окончания 1937 
      В Ильинской церкви о.Георгий служил до самого ареста.
      Председатель Ездоцкого сельсовета А.Я.С. приложил немало усилий, чтобы закрыть
      церковь в слободе, превратить здание храма в склад зерна.
      Но церковная жизнь в Ездоцкой слободе продолжалась, верующие энергично
      отстаивали свои права
    Места проживания
      Курская о., г.Старый Оскол, ул.Новая, 6 
      Год окончания 1937 
    Награды
      набедренник 
      Год награждения 1926 
      Кем награжден митрополит Курский Назарий 
      Награжден ко Дню Святой Пасхи "во внимание к его усердной и полезной Единой,
      Неделимой, святой, Соборной, Апостольской, Истинной, Православной Русской
      Церкви Божией службе"
      камилавка 
      Год награждения 1933 
      День 25 
      Месяц 9 
      Кем награжден епископ Старооскольский Митрофан (Русинов) 
      Награжден "за достойное служение Церкви Божией"
    Аресты
      Курская губ., г.Старый Оскол 
      Год ареста 1937 
      День ареста 25 
      Месяц ареста 5 
      В начале апреля 1937г. о.Георгий зашел в сапожную мастерскую отдать в
      починку разорвавшийся сапог, да и разговорился с сапожниками. Свидетелем, а
      затем и участником разговора стал С., другой посетитель. Через месяц, когда
      о.Георгия арестовали, С. стал главным свидетелем обвинения. Из показаний С.:
                 "В начале апреля 1937г. я зашел в сапожную мастерскую... Там сидел
                  отец Георгий Оболенский... Он читал сапожникам газету "Путь Октября"
                  и что-то по ней объяснял... Я спросил Оболенского:
                       "Вот вы, работники религиозного культа... Что же Вам-то дала
                        Сталинская Конституция?"
                  На это мне Оболенский ответил:
                       "...Раньше религия преследовалась, сейчас по Новой конституции
                        мы ведем беседы и сейчас у нас в церкви молящихся стало ходить
                        не 20–30 человек, а 200–300".
                  На мое заявление, что религия затуманивает массы, а церковники
                  настроены контрреволюционно, Оболенский ответил:
                       "Нет, церковники не контрреволюционны, а вот у вас, в партии,
                        действительно укрываются контрреволюционеры".
                  Тут Оболенский присутствующим стал внушать, что коммунисты тоже идут
                  по указаниям религии. Он говорил:
                       "Заповеди религии учат чтить отца и мать, и советские законы
                   говорят об этом же. В Евангелии написано, чтобы не воевать,
                        и Сталин ведет такую же линию...".
                  Вся к/р агитация Оболенского сводилась к тому, чтобы дискредитировать
                  коммунистов и вождей".
      25 мая 1937г. в дом священника пришли сотрудники НКВД с обыском. Изъяли паспорт,
      удостоверение личности, журнал "Церковные ведомости" за 1911 год и две книги:
      "Сочинения" свт.Иннокентия и "Избранные мысли душеспасительных поучений"
    Осуждения
      Особое Совещание при НКВД СССР 
      09/01/1938 
      Обвинение "систематическая к/р агитация, направленная на дискредитацию ВКП(б) и ее членов и срыв мероприятий Соввласти, мобилизация церковного совета против превращения церкви в зерновой склад" 
      Приговор 5 лет ссылки в Вологодскую область 
      Дело Д.5710 архива УФСБ по Белгородской обл.
      Первый допрос состоялся в день ареста:

          "— Вы систематически вели к/р агитацию, направленную на дискредитацию ВКП(б)
             и отдельных ее членов...

           — К/р агитации я нигде никогда не вел...

           — Вы даете ложные показания... Вы в начале апреля 1937г. в сапожной мастерской
             высказывали свои к/р взгляды по поводу новой Конституции...

           — В данной сапожной мастерской... я действительно был, но к/р агитации не вел...
             Я говорил:
                "Благодаря новой Конституции мы, служители культа, получили гражданские
                 права наравне со всеми гражданами Советского Союза, и население стало
                 смотреть на нас совершенно иначе... В церковь граждан стало ходить
                 значительно больше..."

           — Одним из присутствующих в сапожной мастерской Вам было сделано замечание,
             что религия затемняет массы, а некоторые церковники настроены контрреволюционно.
             Что Вы ответили на это?

           — Нет, такого замечания и ему подобного мне никто не делал. Если бы кто и
             сделал такое замечание, я бы ответил, что религия абсолютно не затемняет
             народ, и церковники ничуть не настроены контрреволюционно".
      Далее следователь зачитал показания свидетеля С. о "к/р агитации" о.Георгия в
      сапожной мастерской. О.Георгий на это ответил:
            "Все, что Вы зачитали — это ложь".
      Свидетелем выступил и председатель сельсовета А.Я.С., который был рад воспользоваться
      возможностью свести счеты с местным "попом". Он собрал все сплетни и слухи и
      выложил их следователю. Он обвинил священника в "мобилизации церковного совета
      против превращения храма в зерновой склад", в "покровительстве спекулянтам
      церковными просфорами". Кроме того, А.Я.С. заявил:
            "Оболенский сумел внедрением религиозных предрассудков так к себе
             расположить верующих, что последние, в частности, Рукавицына Анна Ивановна,
             Устинов Иван Васильевич и др. ходят по домам граждан слободы Ездоцкой —
             собирают подписи с целью ходатайства об освобождении ныне арестованного
             данного священника Оболенского, не имея на это никакого права.
             Причем в сторожке проживают три монашки, которые ходят по домам верующих и
             проводят беседы.
             В результате внедрения в массы религии в церковь людей стало ходить значительно
             больше, чем было в прошлые годы".
      Свидетелем по делу священника стал, к немалому удивлению о.Георгия, диакон
      Ездоцкой церкви, сослуживший батюшке несколько лет.
      Он также обвинил о.Георгия в расположении к нему верующих, помогавших батюшке.
      Лжесвидетель диакон говорил на следствии:
            "О.Георгий "очень хитрый и антисоветски настроенный...
             Кроме того, "Оболенский во время проскомидии вплоть до ареста всегда
             поминал арестованного за к/р деятельность архиепископа Онуфрия".
      Также диакон дал повод для новых арестов, рассказав следствию, с кем священник
      Оболенский был в хороших отношениях — со священником слободы Ямской
      о.Леонидом Астаниным и со священником слободы Стрелецкой о.Михаилом Павлюком. Впоследствии священник
      Леонид Астанин был расстрелян в декабре 1937 года, а протоиерей Михаил Павлюк
      умер в лагере в апреле 1942 года. Им обоим вменили в вину дружбу с арестованным
      о.Георгием Оболенским.
      Все обвинения о.Георгий отрицал, никого из своих знакомых на следствии не
      упоминал, виновным себя не признал
      Из обвинительного заключения:
        "Используя религиозные убеждения отсталой массы населения, проводит среди них
        к/р агитацию, направленную на дискредитацию компартии и отдельных ее членов. А
        также ведет агитацию на срыв проводимых мероприятий партии и правительства".
    Места заключения
      Курская (Белгородская) о., Старооскольский р., г.Валуйки, тюрьма 
      Год начала 1937 
      День начала 25 
      Месяц начала 5 
      Год окончания 1938 
      Дальнейшая судьба о.Георгия Оболенского неизвестна

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ