База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Мефодий (Коновалов Михаил Алексеевич) ФамилияКоновалов Год рождения1894 Место рожденияТамбовская губ., Елатомский у., с.Старые Бельцы иеромонах ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1930-х годов]
[до 1934г.]
Тамбовская о., Сосновский р., с.Мамонтово, Свято-Никольская церковь иеромонах Год окончания1933
Находясь на высылке в Моршанске, часто служил в Никольской церкви с.Мамонтово.
Окормлял монашествующих. Совершал тайные постриги
тройка при ПП ОГПУ по Центральной Черноземной обл. 11/01/1934 Обвинение"идейный руководитель, организатор и активный участник контрреволюционной церковно-монархической организации "Мефодьевцы"" Статьяст.5810,5811 УК РСФСР Приговор5 лет ИТЛ Групповое дело"дело контрреволюционной церковно-монархической организации "Мефодьевцы". Тамбовская о., г.Моршанск и его окрестности, 1934г."
Дело Д.4582.
Проходил по делу "контрреволюционной церковно-монархической организации
"Мефодьевцы"" вместе со своим духовником бывшим настоятелем Саровского монастыря
игуменом Мефодием (Коковихиным) в составе группы из 68 человек духовенства,
монашества и мирян Тамбовской обл. или находившихся там в ссылке.
Из материалов дела: "Тамбовским оперсектором ОГПУ в октябре-декабре месяце 1933г. раскрыта и ликвидирована на территории Моршанского, Сосновского, Пичаевского и Земетченского районов контрреволюционная организация "Мефодьевцы", в основном состоящая из реакционного духовенства, монашествующего элемента и кулачества. Руководящим ядром ее являлся монашествующий элемент, отбывающий ссылку и вернувшийся по отбытии наказания за контрреволюционную деятельность. Базой контрреволюционной организации явилось монашество, осевшее в селах Сосновского, Моршанского, Пичаевского и Земетчинского районов, после ликвидации в свое время монастырей. Во главе руководства находились ссыльные: Коковихин Михаил Мефодий Кузьмич, игумен бывшего Саровского монастыря; Коновалов Михаил Мефодий Алексеевич иеромонах бывших Чудовского и Донского монастырей, и их активным помощником являлся молодой иеромонах Кардашев Борис Сергеевич из с.Салтыки Земетчинского р-на...".
На допросе показал: "18 лет пребывания в первоклассных монастырях, каковыми являлись: Чудов и Донской монастыри, сделали из меня человека с религиозно-ревностным и непоколебимым укладом в мировоззрении. Для Церкви и религии единственно-приемлемым государственным строем может быть строй монархический и никакой кроме. Исходя из своих идеологических убеждений, как ревностный поборник Русской Церкви, я в бытность своей жизни в Москве и затем последние почти три года в Моршанске, окружил себя людьми с одинаковыми со мной взглядами на жизнь, причем последнее время в г.Моршанске я своим духовным отцом считал бывшего игумена Саровского монастыря Мефодия (Коковихина)".
Из обвинительного заключения: "Мефодий Коновалов производил тайные постриги в монашество... Постриг монахиню Серафиму и юношу по имени Андриан... Произведен постриг трех женщин послушниц бывшего Мамонтовского женского монастыря по имени: Мария, Анна и Ксения, ... они проживают в церковной сторожке при Николаевской Мамонтовской церкви... Постриги в монашество, особенно в 1932 году, приняли широкие размеры. Мефодий Коновалов, производя тайные постриги и насаждая монашество, имел целью ...укрепление религии, закрепление православия...".
По словам обвиняемого иеромонаха Бориса (Кардашева): "...С лицами, принявшими тайный постриг, Мефодий Коновалов поддерживал тесные связи, он являлся их духовным отцом, как он их, так и принявшие постриг его посещали, он был советником во всех их мирских и церковных делах, он направлял их... Мефодий (Коновалов) утверждал, что надо укреплять веру в Бога, предостерегать народ от заблуждений...".
О.Мефодий (Коновалов) виновным себя не признал, как и остальные обвиняемые
по делу.
Дальнейшая его судьба неизвестна