Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Кротенков Алексей Петрович
    Кротенков Алексей Петрович 
    Год рождения 1878 
    Месяц рождения 3 
    Место рождения Черниговская губ., Суражский у., Верещагская вол., с.Неглюбка (Неглюбки) 
    священник 
    Родился в крестьянской семье. Окончил двухклассную школу
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1911-1929гг.] [1929-1930гг.]
      Рукоположение
        иерей 
        1911 
      Служение
        Тобольская губ., Туринский у., пос.Торлинский 
        иерей 
        Год начала 1911 
        Год окончания 1915 
        Тобольская губ., с.Нижне-Романовское 
        иерей 
        Год начала 1915 
        Год окончания 1929 
        Село Нижне-Романовское было местом ссылки для многих пострадавших от Советской власти
        О.Алексий старался поддерживать административно-ссыльных, оказывал им материальную
        и духовную помощь. В 1927г. в течение недели укрывал у себя священника Анатолия,
        бежавшего с места ссылки из Сургутского района Тобольского края. О.Алексий снабдил
        его деньгами и продуктами, дал сопроводительные письма и отправил в другой приход.
        В письмах он просил каждого священнослужителя помогать ссыльным, особенно
        священнослужителям, гонимым за Православную веру Советской властью
        Пермская губ., Ирбитский у. (Свердловская о., Ирбитский р.), с.Ницинское, Николаевская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 10 
        Приход был большой, в него входило 5 деревень: с.Ницинское, д.Еремино,
        деревни Чувашево, Чусовитино, Елшинотец. Верующих числилось 2160 человек.
        О.Алексий придерживался старо-церковной ориентации, был противником обновленчества.
        (В 1925г. Никольская церковь числилась на короткое время обновленческой,
        туда был прислан обновленческий священник Валентин Павлович Первушин, но
        вскоре по настоянию верующих церковь снова перешла в старо-церковную ориентацию,
        а обновленческий священник Первушин был вынужден переехать служить в соседнюю
        деревню).
        В 1929г. согласно директивному письму секретаря ЦК ВКП(б) Л.М.Кагановича
        "О мерах по усилению антирелигиозной работы" началась новая волна гонений на
        духовенство и развернулась кампания по закрытию церквей, причем церковь могла
        быть закрыта не только по решению высших, но и местных органов власти.
        В Ирбитском округе было закрыто 223 молитвенных здания из 230 имевшихся.
        "Ударными темпами" шла насильственная коллективизация и "ликвидация кулака как
        класса". Крестьяне оказывали сопротивление, распродавали имущество, уезжали в город
        и даже совершали самоубийства. Верующие люди обращались за советом к священнику.
        О.Алексий по поводу коллективизации говорил [Зв1]:
            "Крестьяне год от года нищают, пахотная земля передана в руки лодырей и
             обрабатывается плохо. Крестьянство как свободное сословие исчезает и превращается
             в стадо животных, попадает в кабалу еще более страшную, чем крепостное право... "
        В колхозы своих прихожан батюшка вступать не благословлял. В проповедях он называл
        коллективные хозяйства "богопротивными, в которых собрались безбожники, богохульники
        и хулиганы".
        Осенние заготовки оказались в 1929г. в Ирбитском районе сорванными. Власти обвинили
        в этом духовенство
      Аресты
        Свердловская (Екатеринбургская) о., Ирбитский р., с.Ницинское 
        Год ареста 1929 
        Месяц ареста 10 
      Осуждения
        ././1929 
        Приговор 2 недели принудительных работ 
      Места заключения
        Свердловская (Екатеринбургская) о., г.Ирбит 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1929 
        Месяц окончания 11 
        О.Алексий находился на принудительных работах в Ирбите.
        Там он поселился у Дмитрия Федоровича Некрасова.
        Из материалов дела 1930г. о Д.Ф.Некрасове [Зв1]:
            "Бывший домовладелец... Ярый монархист, церковник-тихоновец...
             На квартире его собирались все недовольные Советским строем антисоветские
             элементы, изливая свою злобу и классовую ненависть к существующему строю
             "большевиков-насильников" и обсуждая план подготовки классового выступления
             против Советской власти".
        На квартире Некрасова, действительно, собирались административно-ссыльные и обсуждали
        свои проблемы. О.Алексий рассказывал о положении крестьян, о гонениях на Православную
        веру, говорил, что "крестьян разоряют только за то, что они хорошо сумели поставить
        свое хозяйство".
        Через две недели о.Алексий вернулся в с.Ницинское
      Служение
        Свердловская (Екатеринбургская) о., Ирбитский р., с.Ницинское, Николаевская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1930 
        О.Алексий за каждой литургией говорил проповеди. Из его проповеди [Зв1]:
            "Сейчас волна безбожия захлестывает Православную Церковь. Много богохульников
            и безбожников закрывают церкви. Сейчас, как никогда, нужно твердо верить в
            Бога, крепко держаться веры Православной".
        Вскоре власти нашли повод для закрытия церкви. Сельсовет заявил церковному совету
        о необходимости дополнительно заплатить страховые взносы за храм в размере 1196 руб.
        Таких денег у общины не было.
        По благословению настоятеля о.Алексия Кротенкова староста церкви Ефим Иванович
        Вепрев поехал к благочинному г.Ирбита о.Алексию Сердобольскому за советом.
        Благочинный сказал, что налоги надо платить, посоветовал:
            "Делайте добровольные сборы, храм храните, не допускайте закрытия".
        По разрешению Райисполкома 8 января 1930г. состоялось собрание верующих Ницинского
        прихода, на которое собралось 600 человек. Верующие единодушно отказались от уплаты
        незаконного дополнительного налога, но решили церковь не отдавать, всеми силами ее
        охранять от попыток к закрытию. В здании церкви решили оставить часть верующих
        для охраны. О.Алексий сказал:
            "Лучше умереть за веру Православную, а не отдавать церковь на поругание
             богохульникам. В случае тревоги ударим в набат. Мы должны быть твердыми
             и стойкими".
        Верующие после подписания протокола собрания разошлись, а о.Алексий и еще
        примерно 50 прихожан остались ночевать в церкви.
        На следующий день, 9 января, в церковь после утрени перед обедней пришли
        представители Советской власти и объявили, что поскольку группа верующих
        отказалась от уплаты дополнительного налога, то придется церковь закрыть.
        Верующие заволновались, женщины стали кричать: "Церковь не отдадим!"...
        Власти покинули церковь, о.Алексий вышел из алтаря и успокоил прихожан:
            "Господь спас нашу церковь. Помолимся Богу, отслужим акафист святителю
             Николаю Чудотворцу".
        После акафиста он с амвона произнес:
            "Православные! Вы сами были сейчас свидетелями гонений на религию. Безбожники
            и богохульники хотели сейчас закрыть храм. На их бесчинства мы должны тверже
            верить в Бога, быть готовыми умереть за веру Православную, не давать хулиганам
            осквернять храм. Сейчас везде, где есть колхозы, идет закрытие церквей.
            Истинно верующий христианин никогда не пойдет в колхоз и не согласится на
            закрытие церкви. Я предлагаю всем верующим, кто свободен, остаться на ночлег
            в церкви. Запрем храм изнутри и никого пускать не будем. Пока не убедимся,
            что от закрытия церкви откажется местная и центральная Советская власть, я
            лично никуда из храма не уйду. Умру здесь".
        Вместе с о.Алексием в церкви осталось 50 человек. Они выставили посты на колокольне
        и у двери в храм. Так продолжалось несколько дней.
        В первую ночь о.Алексий молился перед иконой. Никто не спал. О.Алексий был настроен
        решительно:
            "Из церкви никуда не уйду. Буду жить здесь, пока не уверюсь, что церковь не
            отберут. Вы должны следовать моему примеру".
        Через несколько дней в село приехал председатель Райисполкома и пообещал,
        что церковь закрыта не будет. О.Алексий продолжал находиться в церкви, т.к. был
        уверен, что при выходе его арестуют и церковь отберут.
        Члены церковного совета и все верующие поддерживали своего пастыря.
        10 дней мужественно защищали они свой храм.
        В село Ницинское стали приходить из других приходов. Они спрашивали у о.Алексия
        совета, что делать, если и у них будут закрывать церкви. Он отвечал:
            "Делайте, как мы, и церковь отстоите"
      Аресты
        Свердловская (Екатеринбургская) о., Ирбитский р., с.Ницинское 
        Год ареста 1930 
        День ареста 17 
        Месяц ареста 1 
        17 января 1930г. в село прибыл старший уполномоченный. Он узнал о договоре отца
        Алексия с верующими ударить в набат при попытке ареста священника.
        Арестовывать о.Алексия в церкви было опасно, поэтому уполномоченный пошел на хитрость.
        Около 1 часа ночи он явился на дом священника, представился представителем Райисполкома,
        срочно едущим на лесозаготовки с полномочиями разбирать по дороге различные
        жалобы и заявления. С матушкой завязалась беседа о конфискованном у них
        имуществе и беззакониях местных властей. Он сумел расположить матушку к себе
        обещаниями помочь и предложил вызвать из церкви мужа. Получив уверения, что об
        аресте не может быть и речи, матушка пошла к храму и стала уговаривать о.Алексия
        выйти для беседы. О.Алексий отказался, говоря: "Меня арестуют. Я это чувствую,
        не пойду". Жена уговаривала его минут тридцать, заверяя, что из беседы с приезжим
        не похоже, чтобы его арестовали.
        Тогда о.Алексий, помолившись перед иконой Божией Матери, решил выйти из церкви и
        пришел домой. Уполномоченный предложил пойти в сельсовет просмотреть описи имущества.
        Нехотя батюшка согласился. По дороге в сельсовет ему объявили об аресте и отправили
        в г.Ирбит.
        Утром уполномоченный вернулся в село с обыском, причем сказал матушке, что ее муж
        якобы сбежал неизвестно куда. В набат верующие не ударили, бунта не было, т.к. они
        растерялись и не знали, как поступить в такой ситуации.
        Арестованы были также члены церковного совета, благочинный округа, верующие крестьяне,
        не желавшие вступать в колхоз
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Уралу 
        11/04/1930 
        Обвинение "глава к/р монархической организации, руководитель по подготовке к массовому выступлению верующих для вооруженного свержения существующего строя, а/с проповеди, использование церкви как легальной трибуны для а/с агитации" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Всего по делу проходило 16 человек.
        С 19 января 1930г. начались допросы. Следствие длилось до 11 апреля 1930г.
        О "деле Кротенкова" писала советская пресса, о нем рассказывалось в "научно-
        популярной" брошюре "За Урало-Кузбасс — против рясофорных мракобесов":
           "В марте 1930г. в бывшем Ирбитском округе открыта к/р организация, возглавляемая
            священником Кротенковым. Организация ставила своей задачей устройство
            вооруженного восстания и имела руководящий штаб во главе с бывшим белым
            офицером Каменским. Организация вела вербовку новых членов и занималась
            антисоветской погромной агитацией среди населения".
        Из обвинения о.Алексия:
            "... По своим убеждениям — приверженец монархического строя, ярый противник
            Советской власти... В период хлебозаготовок и применения чрезвычайных мер к
            кулакам... начал группировать вокруг себя все недовольные Советской властью
            элементы. Из них Кротенков организовал подпольную антисоветскую группировку
            и на протяжении 10 месяцев являлся ее организатором и руководителем, подготавливал
            верующих к массовому выступлению верующих для свержения существующего строя...
            Каждое воскресенье установил чтение проповедей, насыщенных антисоветским
            содержанием с призывом к верующим твердо верить в Бога, оставаться преданными
            Православной вере и Церкви Христовой...
            Пользуясь неграмотностью, религиозным фанатизмом и культурной отсталостью,
            Кротенков использовал предоставленную ему для исполнения церковных обрядов
            церковь как легальную трибуну для проведения открытой антисоветской агитации...
            Кротенков составил Православный церковный календарь и повесил его на видном
            месте в церкви. На календаре крупным шрифтом была сделана надпись:
               "Ибо они, большевики, получивши свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли
                Законы Его и оставили пути Его. А еще и праведных Его попрали и говорили
                в сердце своем: "Нет Бога", хотя и знали, что они смертны....
                Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные обесславили Имя Того,
                Кто сотворил их. Посему суд Мой приближается...".
            В период коллективизации не благословлял прихожан вступать в колхозы...
            Поддерживал материально административно-ссыльных врагов народа... ".
        На допросах о.Алексий сказал:
            "В предъявленном мне обвинении виновным себя признаю только в том, что,
            учитывая желание и просьбы верующих, я согласился вместе с ними спать при
            церкви в сторожке. В остальных пунктах обвинения я виновным себя не признаю,
            так как никакой агитации и проповедей против Советской власти не вел... "
        11 апреля "тройка" ОГПУ по Уралу по внесудебному рассмотрению дел постановила
        о.Алексия Кротенкова, а также членов церковного совета расстрелять
      Места заключения
        Свердловская (Екатеринбургская) о., г.Ирбит, тюрьма 
        Год начала 1930 
        День начала 18 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1930 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 4 
    Кончина
      1930 
      День 18 
      Месяц 4 
      расстрел 
      Место Свердловская (Екатерибургская) о., г.Ирбит 
      Приговор был приведен в исполнение в ночь на 18 апреля 1930г.
    Канонизация
      Священномученик священник Алексий Кротенков 
      Дата 27/12/2005 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. Священный Синод, Определение от 27 декабря 2005г. 
      Кто представил Екатеринбургская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 05.04 
          Новый стиль 18.04 
          день мученической кончины (1930г.) 
    Публикации 
      1 Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. 
      С.178,245. 
      2 Выборка священно-церковнослужителей, сделанная по книге: Книга памяти жертв политических репрессий. Свердловская область. Т.1–4. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1999–2003. Машинопись. 
      С.21. 
    Заявители 
      Комиссия по канонизации святых Екатеринбургской епархии. 
    Документы 
      1 Список имен священников Екатеринбургской епархии, репрессированных в 20-е — 40-е годы (составлен по архивным материалам) 
      2 Выписка из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005г. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ