База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Котенев Никита Ильич
    Котенев Никита Ильич 
    Фамилия Котенев 
    Год рождения 1882 
    День рождения 15 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Курская губ., Старооскольский у., с.Котеневка 
    священник 
    Родился в крестьянской семье. Отец и мать Никиты Илья и Марфа Котеневы были простыми
    крестьянами. Сына нарекли в честь Святого великомученика Никиты, ставшего небесным
    покровителем будущего священника. Святого вмч.Никиту, не добившись жестокими мучениями
    отречения от Христа, бросили в огонь в IV веке. Иерей Никита свидетельствовал о
    Христе в 1930-е годы XX века, когда разгорелся огонь безбожия. Незадолго до своей
    мученической кончины о.Никита написал, что он за веру в Христа готов умереть.
    Рос Никита с верой в Бога и с любовью к Церкви. Учился он в церковноприходской школе
    при храме свт.Николая в селе Верхнечуфичево и долгое время оставался прилежным
    прихожанином этого храма. Он хорошо знал церковную службу и со временем священники
    стали привлекать его к участию в богослужении в качестве чтеца
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1929г.] [1929-1930гг.] [1930-1937гг.]
      Места проживания
        Курская губ., Старооскольский у., с.Котеневка 
        Год окончания 1929 
        Никита поступил в подмастерья к немому портному, жившему в селе, оказался способным
        учеником, стал мастером. Приобретя швейную машинку и альбом с рисунками фасонов
        одежды, шил для людей разного достатка. Но с бедных никогда плату не брал, лишь
        просил молиться за него.
        Никита Котенев женился на Матрене Ананьевской, дочери мирового судьи из Долгой
        Поляны, девушке благочестивой, совершившей пешее паломничество в Киево-Печерскую
        Лавру. Впоследствии у них родилось много детей, но остались в живых пятеро:
        Анна (1908), Иван (1912), Евдокия (1914), Федор (1918), Пелагея (1924).
        К портному из Котеневки часто обращались с заказами не только односельчане и жители
        окрестных деревень, но и горожане-старооскольцы. Работал он на дому и на выезде.
        Бывало, забирали Никиту в понедельник, а привозили домой только в субботу. Но
        вечером в субботу он оставлял свои портные труды и шел в храм.
        И жене своей Никита Ильич воспрещал выносить на продажу фрукты и овощи, пока не
        отошла служба в храме.
        В начале Первой Мировой войны Никита Котенев был мобилизован на фронт. Дочь
        Евдокия, родившаяся в день Преображения Господня 1914г., однажды долго плакала
        (голосила) в святом углу под иконами. "Папу вымаливает", — говорили родные. А
        под вечер и в самом деле Никита вернулся домой, его комиссовали с фронта по
        болезни сердца. В годы революции и гражданской войны этот "белый билет" избавил
        его от участия в военных действиях на чьей бы то ни было стороне. Он трудился и
        молился, терпя все невзгоды и лишения того смутного времени.
        В начале 1920-х годов вернулся в Котеневку Косьма Павлович Котенев, родной дядя
        Никиты Ильича, подвизавшийся до этого в одном из монастырей. Вернулся, когда
        советская власть открыла охоту на монашествующих. В 1929г. власти перешли в
        решительное наступление против Церкви и крестьянского уклада жизни. Были раскулачены
        и высланы на Север многие семьи в Котеневке, в том числе и семья сестры Никиты.
        Пришли описывать имущество и к семье Никиты, но Матрона Яковлевна, предупрежденная
        об этом, успела закрыть дом и спрятаться с детьми в зарослях бурьяна.
        В этот же период была закрыта и церковь в Верхнечуфичево.
        Никита Ильич стал бывать на богослужениях в храмах Старого Оскола. В 1929г. была
        учреждена Старооскольская епархия, и в декабре 1929г. в Старый Оскол прибыл и
        первый епископ Старооскольский — Онуфрий (Гагалюк) (расстрелян на Дальнем Востоке
        1 июня 1938г.)
        Однажды на Литургии в Богоявленском соборе епископ Онуфрий благословил Никиту Ильича
        читать зачало из Апостола. А после службы позвал его на беседу и предложил
        послужить Богу в священном сане.
           
        " — Владыко святый, — сказал, чуть не плача, Никита Ильич, — я же малограмотный,
          в семинарии не учился, только церковноприходскую школу окончил".

        Епископ, которому Господь даровал ведение многих сокровенных вещей, это знал.
        Знал он и то, что служение иерея Никиты Котенева будет недолгим и увенчается
        мученической кончиной. Перед рукоположением Никита Ильич очень волновался:
           " — Владыка, у меня белье уже не совсем чистое. я два дня как из дому"
           " — Ничего, — успокоил его владыка Онуфрий, — лишь бы сердце было у Вас чистое"
      Рукоположение
        диакон 
        1929 
        Место Курская о., г.Старый Оскол 
        Кто рукоположил епископ Старооскольский Онуфрий (Гагалюк Антон Максимович) 
      Служение
        Курская о., Горшеченский р., с.Никольское, храм свт.Николая 
        диакон 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Около года о.Никита прослужил в сане диакона в храме свт.Николая, а затем
        епископ Онуфрий рукоположил о.Никиту в сан священника
      Рукоположение
        священник 
        1930 
        Место Курская о., г.Старый Оскол 
        Кто рукоположил епископ Старооскольский Онуфрий (Гагалюк) 
        Был рукоположен во священника епископом Онуфрием (Гагалюком) по рекомендации
        благочинного Старооскольского округа протоиерея Василия Иванова
      Служение
        Курская о., Горшеченский р., с.Никольское, храм свт.Николая 
        священник 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1931 
        Через год определен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери
        в с.Верхнее Гурово.
        В Никольском о.Никита жил один, а в Гурово за ним отправилось все семейство
        Курская о., с.Верхнее Гурово, храм Казанской иконы Божией Матери 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год окончания 1932 
        В Верхнем Гурово батюшка с матушкой и все дети ютились в сторожке при храме.
        Жили впроголодь. Не хватало муки даже на просфоры. Люди уже побаивались ходить
        в храм. Ведь на их глазах самых активных прихожан арестовали вместе со священниками.
        О.Никита не роптал, служил и был готов, если придется, повторить судьбу предшественников,
        отбывающих срок в ссылках и лагерях.
        В 1932г. епископ Онуфрий (Гагалюк) назначил иерея Никиту Котенева настоятелем храма
        Св.Димитрия Солунского в селе Дмитриевка
        Воронежская о., Шаталовский р. (Белгородская о., Старооскольский р.), с.Дмитриевка, церковь св.Димитрия Солунского 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1937 
        На новом месте поначалу поселились в тесной кладовочке под колокольней, а потом
        семью священника пригласила к себе на квартиру Агафья Владимировна Потапова. Ее дочь рассказывала,
        что батюшка много молился: "Все уже спят, а он еще молитвы читает, все просыпаются,
        а он уже опять молится".

        Из характеристики Дмитриевского сельсовета на о.Никиту:
            "Все время пребывания и службы в церкви ежедневно вел а/с агитацию, путем
             выступлений за сохранение религиозных обрядов, тем самым действовал на массы... ".

        О.Никита и вправду, был ревностным пастырем, укреплял в вере своих прихожан,
        благоговейно совершал богослужения. Он был отзывчив, некорыстолюбив, пекся о всем
        приходе, проповедовал без устали. Несмотря на больное сердце и больные ноги,
        служил в храме и никому не отказывал в требах — ходил пешком в соседние села.
        После принятия новой Конституции с конца 1936г. началось некоторое оживление
        церковной жизни, в храмах увеличилось число молящихся. На Святках, в самой Дмитриевской
        церкви, едва хватило пятисот просфор, церковь была, по словам очевидцев, "битком
        забита народом".

        На Крещение в храме побывал известный в окрестностях "юродивый Кузя". Всю крещенскую
        службу Кузя ходил по церкви, входил в алтарь через царские врата, дул на народ.
        Через несколько месяцев так здесь хозяйничали безбожники, "надувшие" народ.
        Но в завершение своих действий Кузя сложил крестообразно две свечи и с солеи, как
        архиерей, благословил молящихся, воскликнув: "Христос Воскресе!". И все в храме
        ему радостно ответили: "Воистину Воскресе!". После праздничного богослужения
        о.Никита пригласил юродивого Кузю к себе домой на чай. Впоследствии это стало
        одним из пунктов обвинения о.Никиты.
        Одна жительница с.Дмитриевка, Наталья Рыжкова, приобрела широкую известность
        среди склонных к мистицизму православных края. Побеседовать с ней приезжали
        не только из ближайших сел, но и из более отдаленной местности: Нового Оскола,
        Валуек. Наталья рассказывала всем сновидения, увиденные ею в состоянии некоего
        "обмирания". Некоторые ее рассказы ходили в народе в записанном виде, Наталья
        надиктовывала свои сновидения певчей храма Анне Азаровой. Рассказы эти носили
        эсхатологический характер, в них речь шла о пришествии Антихриста, его печати,
        которую будут ставить людям на ладонь, врываясь в дома даже в три часа ночи.
        О.Никита не принимал всерьез сонные видения "обмирающей" Натальи. Своего сына,
        псаломщика Федора, имевшего хороший почерк, записывать натальины вещания не
        благословил. Но никаких церковных прещений на Наталью и людей, общавшихся с ней,
        не накладывал. Все они ходили в храм, регулярно исповедовались и причащались.
        За многими из них, включая Наталью, пристально следило НКВД.
        21 января 1936г. в с.Дмитриевка. прибыл секретный агент "Прохожий".
        По заданию НКВД он остановился у о.Никиты, который принял его радушно, накормил,
        напоил, пригласил на Богослужение. Нечаянный гость помолился вместе с хозяином,
        исповедался у него: отобедал и отбыл восвояси — писать агентурное донесение.
        Осведомитель "Прохожий" подробно отчитался о своем пребывании в Дмитриевке и
        о беседах с о.Никитой.
        После этого сотрудники Шаталовского РО УНКВД "взяли в разработку" "дмитриевцев".
        Так они назвали группу лиц, связанных с настоятелем храма св.Димитрия о.Никитой.
        В январе 1937г. до Дмитриевки дошла всесоюзная перепись.
        Новая Конституция якобы гарантировала свободу вероисповедания.
        По вопросу о том, как следует заполнять пункт переписи о вероисповедании,
        о.Никита обратился за советом и благословением к епископу Митрофану (Русинову),
        управляющему Старо-Оскольской епархией.
        Неизвестно, дошло ли письмо о.Никиты до владыки, но черновик этого письма
        впоследствии попал в руки НКВД при аресте о.Никиты:
             "Будут спрашивать, кто верующий и кто неверующий. Но, конечно, безусловно,
              я верующий со своим семейством. А если будут просить роспись, что делать:
              расписаться или нет? Я за веру готов умереть... Но если они не обманут...
              Вы сами знаете, что они все делают на обмане... Я обращаюсь к Вам за
              благословением... ".

        Когда этот черновик попал в руки НКВД, то главное, что возмутило следователя
        было не то, что священник обвинил правительство в тотальном обмане, а то, что
        он исповедал свою веру и назвал верующим свое семейство
      Аресты
        Воронежская о., Шаталовский р., с.Дмитриевка 
        Год ареста 1937 
        День ареста 29 
        Месяц ареста 7 
        Незадолго до ареста о.Никиты был арестован священник соседнего села Архангельского
        о.Павел Боев, а также благочинный округа священник Георгий Георгиевич Коршиков.
        28 июля 1937г. арестовали сына о.Никиты, псаломщика Федора Котенева.
        На следующий день органами РО НКВД Шаталовского района был арестован и сам о.Никита.
        По свидетельствам очевидцев, перед арестом, в ночь с 27 на 28 июля 1937г.
        Господь укрепил веру пастыря, явив одно несомненное чудо: в храме без
        вмешательства человека зажглись лампады. Во время обыска, как рассказывает младшая
        дочь священника Никиты Котенева, Пелагея, Евангелие и Псалтырь лежали рядом с ее
        учебниками, и сотрудники, перевернувшие весь дом вверх дном, не заметили Святых
        книг. Ныне они хранятся в семье внучки священника Александры Петровны Теряевой
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Воронежской обл. 
        17/09/1937 
        Обвинение "систематическая к/р а/c агитация, распространение провокационных слухов о войне и скорой гибели Соввласти, клевета на руководителей ВКП(б) и Советского правительства, пораженческие настроения, совершение треб на дому" 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Архив УФСБ по Белгородской обл. Д.332.
        Первый допрос состоялся на следующий день после ареста. О.Никита обвинялся
        в том, что он "систематически вел а/с агитацию, используя религиозные предрассудки
        масс, как служитель религиозного культа". Виновным в а/с агитации он себя не признал.
        Из протокола второго допроса (9 августа):

           "— ...Во время всесоюзной переписи вы среди населения проводили против этого
          правительственного мероприятия активную к/р агитацию... Вас уличает ваше письмо
          епископу...".

        На втором допросе о.Никиту пытались обвинить в участии в к/р церковной организации.
        Но этого сделать не удалось. О.Никита не отрицал, что имел связи со священниками
        соседних сел. Он назвал по именам только лишь уже умерших или уже отбывавших
        наказание священников, и при этом настаивал, что связи и знакомства эти не носили
        к/р характера, а "происходили лишь на религиозной почве".
        Из показаний свидетелей:
            "...Говорил так:
              "Скоро конец миру. Коммунисты учитывают людей на верующих и неверующих.
              Затем откроют военную бойню. Верующих будут мучить. Спасется только тот,
              тот, кто не поддастся страху и останется верующим до конца..."
            "...В мае 1937г. о.Никита соборовал моего брата перед смертью по просьбе его
            жены умирающего... Учинив религиозный обряд, ... Котенев жаловался:
               "Люди стали забывать Бога... Нужно всем соблюдать религию — исповедоваться,
               приобщаться. А что говорят коммунисты да активисты — вы им не верьте,
               потому что эти люди давно потеряли облик человека... Они и есть враги
               народа".
             Священник Котенев, зная, что я вообще не хожу в церковь, своим выступлением
             старался убедить меня, как он там еще выразился, как "погибшего человека"...".
        Школьник Вася Г., рассказал следователю, как он отказался целовать крест, протянутый
        ему "попом Котеневым" после молебна и передал в своем пересказе реакцию о.Никиты на
        свой отказ:
             "Вас Советская власть в своей школе добрым делам не учит — забили коммунисты
             голову социализмом, а вы, как попугаи, повторяете все, что вам прикажут...
             Не Сталина надо почитать, а Бога".

        Помимо свидетельских показаний, в деле имелись две выписки из агентурных донесений.
        В деле находился подробный отчет о беседе с о.Никитой осведомителя "Прохожий",
        побывавшего у о.Никиты в январе 1936г.
        (К моменту допроса этот агент сам был уже арестован НКВД).
        Другой осведомитель "Мирный", из местных, сообщил:
            "2 января 1937г. мною был приглашен поп Котенев для причастия больных детей.
        По дороге ко мне он спросил:
            "Ну что, переписка у вас прошла? Куда больше пишутся: в безбожники
            или в православные?"

        На мой ответ, что больше пишутся в православные, он сказал:
            "Как большинство запишутся в православные, так им, коммунистам, квит..."
        Несмотря на старания следователей раздуть дело в коллективное не удалось.
        О.Никита настаивал на том, что его действия носили только религиозный характер.
        В предъявленном обвинении о.Никита не признал себя виновным
      Места заключения
        Воронеж, тюрьма 
        Год начала 1937 
        День начала 29 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1937 
        День окончания 25 
        Месяц окончания 9 
    Кончина
      1937 
      День 25 
      Месяц 9 
      расстрел 
      Место Воронеж 
      Иерей Никита Котенев был расстрелян 25 сентября в 24 часа.
      Его сын, Федор Никитич Котенев, арестованный вместе с отцом, был приговорен к
      8 годам ИТЛ. 8 лет обернулись 10 годами на шахтах (ртутных и угольных) и на лесоповале.
      В конце заключения Федор опоздал на последнюю в текущей навигации баржу, отходившую
      на большую землю. Этим он удлинил себе срок, но, благодаря этому, уцелел. Баржу
      затопили вместе с людьми. Вернулся Федор Котенев в Котеневку, переночевал у матери,
      а утром пошел в ближайшую открытую церковь — храм Архангела Михаила в селе
      Теплый Колодезь. В нем он прослужил псаломщиком с 1947 по 1983 год, оставив о
      себе добрую память.
      После ареста о.Никиты и Федора местные власти объявили настоящую травлю семье
      священника и тем, кто не хотел "порвать с религией". Председатель колхоза, овладев
      ключами от храма, устроил в нем настоящее беснование: разбивал иконы, жег книги
      и топтал ногами Святые Дары. Матушка Матрона, затравленная местными властями,
      перебралась поближе к родным, в Котеневку. Жить пришлось в землянке. Всю оставшуюся
      жизнь Матрона Яковлевна поминала о.Никиту о здравии. Надеялась. Так и скончалась
      в 1968г., не зная, жив ли ее муж.
      Дети иерея Никиты унаследовали отцовскую преданность Богу и Церкви. Сын Иван
      болел туберкулезом костей. О.Никита возил его к епископу Онуфрию, и Иван до конца
      жизни пел и читал на клиросе. Умер он 12 января 1934г.
      Уже вступила в силу советская традиция хоронить священнослужителей на общих
      кладбищах. Но председатель с/с воспротивился, и Ивана похоронили в церковной
      ограде. Его могилка и поныне цела, и нынешний настоятель Дмитриевского храма
      Андрей Капщук служит панихиды о упокоении раба Божьего Ивана.
      Дочь Пелагея отошла ко Господу в 1994г. и только тогда стало известно, что
      она на свои скудные средства пошила несколько облачений для храмов.
      Евдокия одна из всех детей о.Никиты перешагнула порог XXI века. Она на всю жизнь
      запомнила слова отца: "Дети, не забывайте Бога, и Господь никогда вас не оставит
      своею благодатью"
    Реабилитация
      Дата 31/03/1989 
      Кем реабилитирован Белгородская областная прокуратура 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
      1.База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.:Звенья, 2004. 117171
      2.Жертвами пали... Белгород. Везелица. 1996. Живи и помни. Белгород. Крестьянское дело. 1999. О прошлом память возвращая. Белгород. Крестьянское дело. 2000.
      3.Священник Владимир Русин. Священник Никита Котенев: "Я за веру готов умирать"// Православное Осколье. 2008. 10 октября. N 41(447). С.2.
      4.Священник Владимир Русин. Священник Никита Котенев: "Я за веру готов умирать"// Православное Осколье. 2008. 17 октября. N 42(448). С.2.
      5.Русин В., священник. Курское духовенство в 1930-е годы. -&gt;<http://www.курская-епархия.рф/znamenskie_chteniay/2010/pdf/4/4_6.pdf>
      6.Священник Владимир Русин. Виноградник владыки Онуфрия. Судьбы священников, которых призвал к пастырскому служению свщмч.Онуфрий (Гагалюк). Изд.Покровского храма с.Кунье. 2012. 256с. Серия "Православное краеведение" С.158–159,244.
    Заявители ->
      1. священник Владимир Русин
      Использованы следующие документы:
        Архив УФСБ РФ по Белгородской обл. Д.332. Л.19,22;
        Архив УФСБ РФ по Белгородской обл. Д.924.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL