База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Коссов Георгий Алексеевич
    Коссов Георгий Алексеевич 
    Фамилия Коссов 
    Год рождения 1855 
    День рождения 4 
    Месяц рождения 4 
    Место рождения Орловская губ., Дмитровский у., с.Андросово 
    протоиерей 
    Родился в семье священника
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1884г.] [1884-1918гг.] [1918-1922гг.] [1922-1928гг.]
      Образование
        Орловская Духовная Семинария
        Родители стремились дать Георгию хорошее образование. Сначала он
        учился в сельской школе. А когда встал вопрос о продолжении образования,
        Георгий послушался совета родителей, неустанно наставлявших сына в правилах
        христианского благочестия, и поступил в Орловскую духовную семинарию.
             
        В семинарии Георгия отличала чистота душевная, смирение и проявление
        любви нелицемерной. Благоговейный интерес он проявлял к изучению
        Священного Писания и трудов Святых Отцов, любил предаваться молитвам и
        чтению псалмов. После окончания семинарии Георгий пошел учительствовать к
        себе на родину, в Дмитровский уезд
      Служение
        Орловская губ., Дмитровский у., земская школа 
        Должность учитель, заведующий школой 
        Год окончания 1884 
        В школе Георгий Алексеевич работал весьма успешно, К своей работе
        молодой учитель относился как порученной ему Богом особой миссии просвещать
        и наставлять юные сердца, призывая их и знаниями и добрыми делами исполнять
        заповеди Господни. Уроки, к которым Георгий Коссов готовился с особой
        тщательностью, были, как бы, малыми проповедями, обращенными к самому сердцу
        детей, не могущих не чувствовать заботу и любовь учителя. На экзаменах он
        всегда получал награды за своих учеников. Когда Георгий Коссов стал
        заведовать школой, ярко проявился его педагогический талант, замечались в
        выпускниках его школы богобоязненность, примерная дисциплинированность и
        развитые практические навыки.
             А в свободное время Георгия неудержимо тянуло в храм.
        Георгий сочетался браком с девицей простого звания, сиротой, бесприданницей,
        но благочестивой. Почувствовав осознанное стремление к служению Богу
        он стал готовиться к принятию священного сана, но в это время тяжело заболел.
        Тяжелая болезнь не удержала Георгия от подвига во имя Христова и по мере того,
        как усиливались его молитвенные прошения, укреплялась у него надежда на
        Всевышнее милосердие
      Рукоположение
        иерей 
        1884 
        Месяц 12 
      Служение
        Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк, Спасо-Преображенский храм 
        иерей, протоиерей 
        Год начала 1884 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1918 
        О.Константин Ровинский писал об о.Георгии Коссове: "В Болховском уезде
        бывшей Орловской губернии в довольно глухой, отдаленной от железной дороги
        его части в селе Спас-Чекряках в 20-х годах настоящего [20-го] столетия
        скончался о.Георгий, оставивший о себе самую светлую память, как человек и
        как пастырь, несомненно отмеченный перстом Господним.
             Он, как великий молитвенник, и святой безупречной жизни человек,
        принадлежал к числу таких подвижников благочестия как покойный о.Иоанн
        Кронштадтский, о.Алексий (Мечев), о.Валентин Амфитеатров и оптинские
        старцы: о.Амвросий, о.Анатолий, о.Нектарий и многие другие пастыри, на
        которых почила особая благодать Господня.
             О.Георгий учился в Орловской Духовной Семинарии и, будучи в старших
        классах, сделался духовным сыном оптинского старца о.Амвросия, коим
        окормлялся. У него не было в епархиальном управлении ни протекции, ни
        связей, почему, когда по окончании курса духовной семинарии, изъявил
        согласие сделаться священником, его назначили в один из самых отдаленных
        приходов глухой части Болховского уезда.
             Прибыл он туда с молодой женой и пришел в большое уныние: обширный
        церковный дом требовал капитального ремонта, храм был деревянный, очень
        небольшого размера, убогий, ветхий...
             Когда же о.Георгий лег спать в одной из комнат дома, жена уже спала в
        другой, он услышал голос, который ясно проговорил:

             — Уходи ты отсюда, мы все равно тебя выживем; лучше добром уйди. —
        Затем начались "страхования": ясно слышался какой-то вой и шум; кровать, на
        которой лежал о.Георгий, кто-то качал из стороны в сторону. Наконец он был
        выброшен какой-то силой из кровати на пол, причем голос снова проговорил:

             — Лучше уходи отсюда, все равно мы тебя выживем.
             Страхования продолжались всю ночь, и только под утро о.Георгий забылся
        в легком сне. Встав усталым, измученным, он рассказал жене о том, что с ним
        было, и объявил, что едет в Оптину пустынь посоветоваться с о.Амвросием,
        как ему быть, так как оставаться в селе Чекряках он не может, и в тот же
        день выехал в Калужскую губернию.
             О.Амвросий внимательно выслушал рассказ о.Георгия о бывших с ним
        страхованиях и сказал:

             — Темная сила не имеет никакой силы над человеком, если не будет
        попущения для его вразумления и исправления, и верующий человек, а тем более
        иерей не должен ее бояться. Ему известно, чем и как побеждаются козни
        диавола.
             Когда же о.Амвросий выслушал сообщение о невозможном состоянии храма
        (деревянного) в селе Чекряках, то сказал о.Георгию только одно:

             — А ты строй новый, большой и каменный.
             Все это смутило молодого пастыря, и он в тяжелом состоянии духа
        возвратился в свое село.
             Здесь ему пришла мысль ежедневно среди дня приходить в церковь и
        служить там молебен Спасителю или Божией Матери (чем псаломщик был очень
        недоволен).
             Несколько дней о.Георгий служил в совершенно пустом храме, но вот
        однажды во время службы в церковь зашел какой-то старик, в следующий раз
        пришло еще несколько старух.
             В сельских местностях, как известно, церковная служба бывает только в
        праздники, иногда накануне их, и свободные от полевых работ старые жители
        села Чекряки, слыша колокольный звон в необычное для них время, стали
        заходить в церковь не от одного любопытства: им нравилась истовая,
        проникновенная неторопливая служба о.Георгия.
             В праздничные же дни на эти молебны стал приходить народ не только из
        села, но из соседних селений. Этим воспользовался молодой священник и стал
        говорить проповеди на понятные для всех темы, делая заключение как нужно
        жить и что нужно делать истинному христианину.
             Прихожане понемногу стали привязываться к своему пастырю и ценить его
        сокровенное служение. Тогда он в беседах с народом обратил внимание на
        печальное состояние, в котором находится храм, и на необходимость выстроить
        новый. Его слово нашло отклик в сердцах прихожан. На общем их собрании было
        решено выстроить новый, более обширный храм, притом каменный. Был послан в
        разные города сборщик для получения доброхотных даяний верующих, кроме
        специального сбора в храме, который проводился во время каждого
        богослужения, нашлись и жертвователи, приносившие о.Георгию иногда
        значительного размера суммы.
             Через несколько лет в Чекряках, вместо убого приземистого деревянного
        храма, высился красивый, каменный.
             Страхования больше не повторялись. Темная сила оставила о.Георгия,
        который побеждал ее молитвой. Молитва его была всегда горячей, дерзновенной
        с крепкой надеждой и уверенностью, что она будет услышана и его надежда
        не была тщетной: по молитвам о.Георгия стали даваться исцеления больным,
        оказывалась всякая помощь людям, впавшим в беду, или которых постигла
        какая-нибудь жизненная неудача. К нему скоро стали обращаться за советом и
        утешением интеллигентные люди, причем некоторые из них приезжали издалека,
        например из Москвы, настолько о.Георгий стал известен за пределами
        Болховского уезда.
             Приток денежных средств дал этому выдающемуся пастырю возможность
        расширить и свою приходскую деятельность: он устраивает в с.Чекряках приют
        для сирот и выстраивает для него каменный дом. Во главе приюта стала его
        духовная дочь, титулованная девушка, всецело посвятившая себя делу,
        которому она сочувствовала.
             О.Амвросий уже скончался, когда все, что он предвидел, совершилось:
        темная сила была посрамлена, а смиренный пастырь с Божией помощью стал
        молитвенником и утешителем всех верующих, к нему обращавшихся".
             По воспоминаниям князя товарища обер-прокурора Н.Д.Жевахова: "Много,
        много лет тому назад о.Егор был назначен приходским священником в это село.
        Приход был очень бедный, всего 14 дворов, так себе хуторок маленький. Церкви
        там настоящей не было, а стояла ветхая, покосившаяся часовенка, щелевками
        сбитая, где и отправлялось богослужение, и так в ней было холодно, что даже
        Св.Дары в Чаще замерзали... Семья у о.Егора была большая, а прокормиться
        было нечем... И милостыни подать было некому... Вот и взмолился батюшка
        Егор к Богу и поплелся пешком в Оптину Пустынь к великому старцу Амвросию
        Оптинскому с жалобою на свою горемычную судьбу и за благословением
        переменить приход.
             Старец Амвросий выслушал о.Егора, долго смотрел на него, а потом как
        замахнется на него палкой, да как ударит по спине о.Егора, так что тот чуть
        без оглядки не убежал от него...

             — Беги, беги назад! — кричал о.Амвросий, — беги, слепой... На тебе вот
        какая благодать Божия почивает, а ты вздумал бежать с прихода... За тобою
        скоро будут бегать люди, а не тебе бежать от людей...
             Вернулся о.Егор домой и затворился в своей убогой церковке, и денно и
        нощно взывал к Царице Небесной, Матери Божией о помощи... И скоро прошла о
        нем молва по всей Русской земле как угоднике Божием, великом прозорливце и
        молитвеннике. И потянулись к о.Егору и простолюдин, и знатный, и богач, и
        бедняк, и простец и ученый... А вместо ветхой церковки стоял храм величиной
        с Исаакия, а вокруг него каменные корпуса... И чего там не было. И
        гостиницы для приезжающих, и богадельни для стариков, и всякого рода
        ремесленные мастерские, и школы для детей; да и село разрослось, что вместо
        14 дворов стало уже больше сотни... Свыше трех миллионов было затрачено на
        все эти постройки... И не было дня, чтобы к о.Егору не приезжали со всех
        концов России. Простой народ ходил к нему пешком чуть ли не из Сибири.
             Вот приехал я к батюшке Егору и хотел по душе с ним поговорить.
        Приехал нарочно в будний день, чтобы у батюшки было бы больше свободного
        времени и чтобы не тревожить его в воскресный день... Прихожу к нему
        домой, а мне говорят — батюшка в церкви. Иду в церковь, а она битком набита
        народом, все то с бутылками, то с кувшинами, то с какими-то банками стоят.
        Спрашивая, почему это, и мне говорят, что батюшка освящает воду, после чего
        она становится целебной, и больные выздоравливают.
             Много помогает батюшка о.Егор бедным, много дает душеполезных советов,
        и народ с умилением и с любовью окружает и смотрит на своего батюшку.
             Вот какой-то инородец, не то татарин, не то мордвин, смотрит на
        батюшку и, улыбаясь говорит:

             — Эх, хороший бачка, хороший бачка. Взял бы этого бачка, положил бы за
        пазуху и носил бы всю жизнь...
             И точно, это была правда: иначе не ездили бы к нему за водою...
             Видите ли, что делает Благодать Божия, какая сила у молитвы!.. Так вот
        о таких-то священниках газеты не пишут, а знают о них только те, кто сам
        ищет их..."
             После перестройки храма, о.Георгий задумал устроить приют для
        девочек-сирот. Как говорил о.Георгий, "Когда я был сельским учителем, мне
        всегда приходила мысль, что 30–40 лет назад, когда впервые начали обучать
        крестьян грамоте и не ввели всеобщего обучения, тогда следовало начать
        обучение с девочек, а не с мальчиков. Выйдя замуж, они сами стали бы учить
        грамоте своих детей, особенно мальчиков. И дети, побыв два-три года в
        школе, встретили бы дома грамотную мать, появились бы и книжки в избе, и
        они не забывали бы так скоро то, чему учили их в школе, — скорее бы поняли
        пользу школ, и быть может теперь вся Россия была бы уже грамотная.
             Точно такого же мнения о.Георгий был относительно воспитания. Надо воспитывать
        девочек — будущих женщин — в религии и доброй нравственности, чтобы они,
        сделавшись матерями, могли бы сами в таком же духе вести детей."
             В Спас-Чекряке возникло невиданное дотоле на Руси место спасения
        сироток. Этот приют для ста пятидесяти крестьянских сирот о.Георгий,
        окрыленный любовию к Богу, создавал с помощью людей и простого звания, и
        знатных, благородного происхождения. Приют быстро был наполнен сиротами. К
        мудрому пастырю Христову пришли и верные сподвижники — педагоги и
        воспитатели. А начальство и духовное руководство взял на себя о.Георгий,
        подавая всем пример трудолюбия, воздержания, смирения, избегая суеты мира.
             Батюшка учил сироток вверять себя водительству Промысла Божия, в
        молитве изливать перед всемогущим Господом свою душу. Батюшка обучал детей
        добродетели, кротости, терпению и трудолюбию. Плоды этого воспитания
        проявлялись в том, что юные воспитанницы были весьма разумны, на всю жизнь
        приобретали навыки трудолюбия, правила христианского благочестия, богатели
        смирением, сияли целомудрием и любовию к ближним. Наделенный многими
        дарованиями о.Георгий имел дивный талант учительства, озаренный
        несокрушимой верой в Господа. Он знал, что на ниве учительства достойные
        плоды принесет только ревностные труды во славу Божию. Еще в 1885г. на
        первом году своего священства он обучал 50 мальчиков в доме, снимаемом под
        школу. Затем священник приобрел этот дом и устроил в нем школу грамотности
        и был в нем учителем и законоучителем. В 1897г. в селе была построена
        кирпичная одноклассная школа, в следующем году это здание было
        приспособлено под второклассную школу. В приходе о.Георгия было построено
        еще несколько школ, в которых о.Георгий был попечителем и законоучителем. В
        школе обучали не только грамотности, но давали навыки земледелия,
        пчеловодства, садоводничества, обучали ремеслам. Но мирное и
        благоденственное житие в с.Спас-Чекряк окончилось в 1917г.
             О.Георгий, как провидец предвидел те трагедии и беды, кои судил
        Господь России и ее преданным сынам для ее очищения. Но видел он и
        неувядаемые венцы славы, уготованные верному стаду за принятую муку ради
        вечных будущих блаженств.
             На другой день после октябрьского переворота о.Георгия в Спас-Чекряке
        посетил епископ Орловско-Севский Серафим (Остроумов), будущий новомученник.
        После беседы с прозорливцем он покинул его дом со слезами на глазах.
             Оба пастыря верных приготовились взять на себя крест страданий за
        Церковь.
             Поручая себя Промыслу Божиему, о.Георгий продолжал утешать свою
        паству, проживающую в столь мятежном мире. И благодаря его святым усилиям
        Спас-Чекряк был островком посреди разбушевавшегося моря.
            Церковь отделили от государства. Власти стали разжигать ненависть к
        духовенству
      Аресты
        Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк 
        Год ареста 1918 
        Осенью 1918г. красноармейцы приехали за батюшкой, чтобы забрать его в
        тюрьму. Но увидев его необыкновенную кротость, смирение и любвеобильность,
        несколько даже растерялись: как такого человека арестовывать. А о.Георгий
        благодушно давал им наказ: выполнить то, за чем пришли, а испугавшуюся
        матушку успокоил: "Я вернусь"
      Места заключения
        Орловская губ., г.Болхов, уездная тюрьма 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1918 
        В уездной тюрьме не ведали, что делать с новым знаменитым арестантом,
        как же записать его во враги народа? На свои средства содержал сиротский
        дом, несколько школ, кирпичный завод, больницу, всегда помогал крестьянам.
        Люди его любили и стеной были за него. С удивлением смотрели большевики на
        высокую личность пастыря, в глазах которого сияла истинная любовь к Богу и
        людям и желание служить им до последнего вздоха.
             Утесненный тюремным заключением о.Георгий не переставал всем являть
        ласку и приветы. Своих утеснителей видел он прозорливыми очами самих
        страдающих от жесточайшего террора, не ведающих, что они творят, и жалел их,
        зная, как иные из них не могут оправдаться на справедливом Божием суде.
        Власти выпустили его из тюрьмы, опасаясь гнева народного
      Служение
        Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк, Спасо-Преображенский храм 
        протоиерей 
        Год начала 1918 
        Год окончания 1922 
        Батюшка вернулся служить в свой приход, но сатана разжигал своих слуг на
        более лукавые нападки против пастыря.
             В село стали посылать всяких уполномоченных, разные комиссии.
        Устраивали обыски, описывали вещи священника, ставили на особый учет
        прихожан.
             Но о.Георгий постоянно служил в Церкви. Неведущие Христа противники
        Церкви и бодрых нравов не могли потерпеть сего. Они преобразовали батюшкино
        хозяйство в сельхозартель. Из Орла пришло распоряжение, чтобы новых
        сироток в приют не брать, а тем, которым исполнилось 18 лет, искать себе
        новое пристанище.
            Зачастили в село и "обновленцы", искушая о.Георгия благами. Но строгий
        блюститель законоположений церковных решительно отказался стать на ложный
        путь обновленцев. Тогда обновленцы, стали писать на него доносы, что
        батюшка настраивает народ против власти
      Аресты
        Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк 
        Год ареста 1922 
        В 1922г. в село прибыла комиссия по изъятию церковных ценностей и потребовала сдать
        все изделия из серебра и золота. Ценностей у священника не оказалось, тогда его
        обвинили в укрывательстве, арестовали, отправили уже не в уездную тюрьму, где
        могли проявить какое-либо снисхождение, в губернскую
      Места заключения
        Орел, губернская тюрьма 
        Год начала 1922 
        В тюрьме начались бесконечные допросы священника о якобы сокрытом золоте.
        О.Георгий давал смиренные и кроткие ответы. Порой тюремные служители
        получали от него пророческие предсказания. И пребывали в опасении и
        недоумении, как поступить с ним? Желая унизить его сан, служители тюрьмы
        давали о.Георгию выполнять грязные унизительные работы. Но другие арестанты
        сами стремились их сделать, всячески ограждая полюбившегося им батюшку от
        утеснений. Власти не смогли предъявить батюшке улик его виновности и снова
        были вынуждены его отпустить
      Служение
        Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк, Спасо-Преображенский храм 
        протоиерей 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1928 
        И снова о.Георгий стал на своей неустанной страже в Спас-Чекряке. Как и
        прежде, он всю душу полагал за пасомых, лечил, наставлял, пророчествовал.
        Кормил голодных, помогал несчастным. Бывали случаи, когда к нему приходили
        люди со злым умыслом а после встречи с дивным Божиим угодником
        раскаивались в своих помыслах, обращались к новой жизни и к Богу.
             "Главной причиной людских бед, — говорил о.Георгий, — является наша
        грешная жизнь и отступление от Бога. Но это пройдет. Скорбями и страданиями
        Россия очистится от грехов и обратится к Богу. Царица Небесная не оставит
        наш народ и будет молить за нас Сына Своего нашего Спасителя Иисуса Христа.
        И Господь Бог смилуется и простит грехи наши и даст людям спокойствие и
        благоденствие. Когда это случится, вновь явится икона Казанской Божией
        Матери и будет прославлена в третий раз". И его неиссякаемая вера в это,
        любовь к Богу и ближним по-прежнему была на виду и у властей, и у жителей
        Спас-Чекряка — месте великих подвигов о.Георгия. Он как бы не замечал
        продолжавшихся досаждений и препятствий врагов веры отцов, боящихся
        огромного народного авторитета священника.
             Жизненные невзгоды и неустанные пастырские труды ухудшили здоровье
        священника. Начались боли в желудке, печени. Болезнь сковывала так, что не
        было сил встать на ноги.
             По откровению от Бога о.Георгий знал свой смертный час, ожидал его
        спокойно, вспоминая с благодарностью великие благодеяния Божии, явленные
        ему. Мирно ожидая кончины, батюшка причащался животворящих Христовых Таин и
        соборовался, продолжая милосердием собирать себе сокровища на небесах.
        Перед смертью о.Георгий сказал: "Все. Оставляю вас. Надейтесь теперь на
        Бога. А ко мне с вашими бедами приходите на могилку, как к живому. Как и
        прежде, буду за вас молиться и вам помогать"
    Кончина
      1928 
      День 8 
      Месяц 9 
      Место Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк 
      Место захоронения Орловская губ., Болховский у., с.Спас-Чекряк 
      Кончина праведника была достойным завершением его святой жизни.
      Блаженным упокоением сподобил Господь за его непорочное житие.
          Весть о кончине праведника разнеслась по окрестностям. Горько плакали
      люди, чувствуя себя осиротевшими. Властям не удалось запретить поклонение
      усопшему. Напасти от врага, не терпевшего своего побеждения, не
      прекращались и после похорон праведника. На него клеветали, запрещали
      служить панихиды на его могиле. Могилу не раз срывали и заравнивали вокруг
      землю. Но память об о.Георгии осталась. Множество свидетельств благодатной
      помощи о.Георгия собрано разными людьми
    Канонизация
      Священноисповедник протоиерей Георгий Коссов 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Орловская епархия 
      Тропарь, глас 4
         От юности взявши ярем свой/ и Господу пламенно в священстве послуживши/,
      священноисповедниче Георгие,/ тем у Господа сподобился Божественного
      прославления/. Подвиги и чудесы Твои мы, вспоминая/ молим святе Георгие/
      неотступно буди с нами, любящими Тя,/ верно и свято чтущими память Твою.
      Кондак, глас 6
         Чудесы и подвиги украшенный/ святое житие оставил еси нам в память/ мы
      же с любовию верно чтуще Тя,/ молим покрывай нас от всех бед и напастей/
      святою своею любовию/ священноисповедниче Георгие
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 26.08 
          Новый стиль 08.09 
          день праведной кончины 
    Публикации ->
      1.Неизвестный Нилус Т.1./ Сост. Р.Багдасаров, С.Фомин. М.: Паломник, 1995. С.382–385.
      2.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      3.Житие святого священноисповедника протоиерея Георгия Коссова 1855–1928гг. Орловская и Ливенская епархия, 2001.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL