База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Корецкая Варвара Николаевна
    ( * ) Корецкая Варвара Николаевна 
    Фамилия Корецкая 
    Неточная дата рождения 1896(?)г. 
    Место рождения Виленская губ., Виленский у. (Литва, Шальчининкский р.), имение Меречь Михновский 
    Местечко Михново (Микнишкес), где родилась Варвара Корецкая, располагалось
    в излучине реки Меркис в 30 км от Вильнюса.
    Когда-то обширные земли в округе принадлежали старинному русскому православному
    дворянскому роду Корецких.
    В семье Николая Осиповича и Анастасии Дементьевны Корецких было пять дочерей,
    две из них умерли в молодом возрасте: Елена (1885–1907) и Татьяна (1888–1905).
    После смерти главы семейства Николая Осиповича (18.11.1841–15.06.1912) имение
    перешло по наследству его жене Анастасии Дементьевне и дочерям Марии, Варваре и
    Анастасии. Варвара Николаевна была средней из трех сестер Корецких.
    Старшая сестра, Мария Николаевна, была замужем, младшая — Анастасия Николаевна

    — девица.
    Сестры Корецкие окончили Смольный Институт благородных девиц в Петербурге.
    Корецкие не раз совершали паломничество в Оптину Пустынь, где посещали богослужения
    и беседовали со старцами Анатолием, Нектарием.
    Незадолго до начала Первой Мировой войны Анастасия Дементьевна с дочерьми совершила
    паломничество в Шамординскую обитель вблизи Оптиной пустыни.
    Летом 1915г. по благословению Оптинского старца Нектария на погосте, над семейной
    усыпальницей, Анастасия Дементьевна построила у себя в имении домовую церковь
    во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте". Храм был небольшой, деревянный.
    В нем находились иконы, спасенные из разбитой Александро-Невской часовни,
    еще в начале века красовавшейся на одной из площадей г.Вильнюса.
    По заказу Анастасии Дементьевны и по благословению старца Нектария сестрами Шамординского
    монастыря был сделан список с иконы Божией Матери "Спорительница хлебов"
    Родство ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[с начала 1920-х годов] [до конца 1960-х годов]
      Служение
        Литва, Виленский у., имение Меречь-Михновский, православная община "Михново" 
        Должность устроительница, руководительница общины 
        Год окончания 1941 
        В 1918г. имение было разделено между тремя дочерьми.
        Часть Варвары Николаевны называлась "Гай",
        земли, примыкавшие непосредственно к усадьбе, — "Меричи" — стали достоянием младшей
        сестры — Анастасии Николаевны, участок Марии Николаевны назывался
        "Кроша", где она жила со своим мужем, бывшим офицером Царской Армии В.И.Шафаловичем.
        Вдова Анастасия Дементьевна оставила за собой небольшой участок с главной усадьбой,
        садом и церковью.
        Корецкие решили устроить в своем имении православную общину.
        Сначала священники в Меречь-Михновский храм приглашались из разных мест
        по церковным праздникам и семейным датам.
        В 1921г. Анастасия Дементьевна узнала что в Вильнюсском уезде служит ставший
        к тому времени известным своими проповедями священник Понтий Петрович Рупышев,
        ученик о.Иоанна Кронштадтского, в 1920г. покинувший Россию, где ему угрожал арест,
        и попросила владыку Елевферия (Богоявленского) прислать о.Понтия послужить
        в домовой церкви.
        27 февраля 1921г. произошла первая встреча о.Понтия с помещиками Корецкими.
        Под влиянием о.Понтия сестры Корецкие круто изменили свою жизнь.
        Они без сожаления отказались от светских развлечений, свойственных людям их круга,
        и вступили почти на путь подвижничества, живя по уставу Церкви, часто посещая
        храм и соблюдая посты. Мария Николаевна взялась исполнять обязанности псаломщика
        и управлять церковным хором.
        Корецкие стали внимательны к слугам, старались дать кров и накормить бедняков,
        приняли 11 детей, беженцев из Советской России.
        Когда в один из приездов о.Понтия сестры спросили, не останется ли он насовсем
        с ними, он ответил:
            
        "А как вы собираетесь жить, для себя или для своих ближних? Когда вы согласны
             жить для ближних, то я останусь с вами, а если не согласны, то мне
             у вас делать нечего".

        Положительный ответ дал начало новой жизни в Меречь-Михновском.
        17 февраля 1922г. о.Понтий был назначен настоятелем Побеньской Николаевской церкви
        Виленского уезда.
        В августе 1922г. сестры Михновские написали прошение владыке Елевферию (Богоявленскому)
        о назначении о.Понтия на постоянное служение в имении.
        Они писали, что православные из ближайших деревень, не имея возможности
        посещать православный храм, следуя большинству, ходят в костел, поэтому им необходим
        православный священник.
        О.Понтий согласился принять приглашение Корецких и обратился к владыке Елевферию
        с просьбой направить его в имение Корецких, на что получил его согласие.
        29 сентября 1922г. о.Понтий был назначен настоятелем домовой церкви в Михновском.
        с сохранением за ним прежней должности настоятеля Побеньской церкви.
        О.Понтий переехал в имение Корецких, стал духовным руководителем сестер Корецких.
        С этого времени в имении стали зарождаться новые отношения между его обитателями.
        Корецкие попросили о.Понтия найти им единомышленников, близких по духу православных
        людей, среди богомольцев, которые, прослышав про о.Понтия, стали приходить в имение
        помолиться в храме и побеседовать со священником. О.Понтий согласился, но с условием,
        что люди, которые придут в имение, будут приняты как равноправные члены семьи.
        Сестры Корецкие согласились с радостью.
        Батюшка брал не всех, а только тех, кто был готов нести все ради Христа.
        Имущество имения, принадлежавшее Корецким, по доброй воле отказавшихся от всех благ,
        стало общим для всех обитателей Меречь-Михновского.
        Центром общинной жизни стала литургия, объединявшая верующих во Христе, питавшая
        их и укреплявшая в нелегких трудах.
        Верующие приходили пешком не только из ближайших деревень, но и из Белоруссии,
        и всей Польши. Количество приходивших было немалое, и о.Понтий устроил для них
        гостиницу, в которой жить позволялось без ограничения времени, кто сколько хотел,
        если не нарушал общинных порядков. Каждое утро отец Понтий служил литургию,
        после которой паломникам давалась работа. Вечером тоже совершалось
        богослужение. Первые десять дней паломники ходили на богослужение ежедневно.
        Сами сестры Корецкие руководили хозяйственной жизнью, назначая послушания
        остальным братьям и сестрам, а также богомольцам через гостиничную
        сестру. Здесь пригодились знания, полученные в Смольном институте
        благородных девиц, в котором, среди прочих предметов, обучали навыкам
        ведения домашнего хозяйства. На послушаниях работали все, даже слепые
        и калеки, все соответственно их возможностям.
        Основой общинного устава стали воздержание, послушание, взаимная любовь,
        молитва и труд.
        Понемногу человек, будучи наставляем в вере, привыкал к труду, воздержанию,
        входил в режим церковного устава, т.е. деятельно проходил путь духовной жизни
        подобно тому, как это происходит в монастырях. Разница была лишь в том, что,
        будучи не связанным монашескими обетами, человек мог сам решать, какую меру
        трудов он может понести без всякого принуждения, или даже уйти из общины, если
        что-то ему не нравилось или он чувствовал невозможность вести интенсивную
        духовную жизнь.
        Сестры принимали Святые Тайны 3 раза в неделю, посещая богослужения, начинавшиеся
        рано утром. Часто в храме о.Понтий говорил проповеди. Помимо богослужений и
        проповедей в храмах духовное попечение о.Понтия о богомольцах проявлялось
        в пастырских беседах в гостинице, которую он часто посещал.
        Каждый день после вечернего богослужения он подолгу исповедовал. Так как
        порой приходило до 40 человек, исповедь могла заканчиваться после полуночи.
        Порой привозили больных, которые после исповеди и принятия Святых Христовых
        Тайн нередко исцелялись и уходили уже домой сами пешком.
        Вчерашних помещиков с трудом можно было отличить от остальных членов общины.
        Они вместе со всеми ходили на сенокос, жатву, копали, сеяли, трудились
        в огороде. Даже одежду носили одинаковую: строгое платье, длинное и темное,
        наглухо застегнутое спереди, с воротничком-стойкой и обязательным белым платочком
        на голове. Белое и туго накрахмаленное платье такого же фасона женское население
        общины надевало только на Пасху, отчего, по воспоминаниям насельниц, молящиеся
        женщины становились похожими на голубок или лебедушек.
        Мужчины носили рубашку навыпуск, похожую на косоворотку, подпоясанную
        широким кушаком, а брюки заправлялись в сапоги.
        Округа отнеслась с непониманием к "чудачеству" сестер Корецких.
        Соседи перестали кланяться и называли сестер ненормальными.
        Долго не принимала новых порядков в имении и Анастасия Дементьевна.
        В 1924г. Анастасия Дементьевна уехала в Иерусалим в паломничество.
        Михновская община не нравилась польским властям, которые пытались найти
        причину удалить о.Понтия оттуда.
        В доносах писали, что в Меречь-Михновском действует тайный монастырь.
        Проводились следствия, в ходе которых, однако, выяснялось, что никакого
        монастыря в имении нет, а просто живут и трудятся по взаимному согласию люди
        православного вероисповедания, большой дружной семьей.
        9 июня 1926г. ко дню Пасхи отец Понтий Рупышев был награжден Синодом
        Польской Церкви наперсным крестом. В том же году он подал
        донесение архиепископу Феодосию, в котором просил, ввиду недоразумений
        в церковной жизни, связанных с введением нового стиля в Польской церкви,
        держатся старого. На это прошение последовал положительный ответ консистории.
        В том же году на участке Гай, принадлежавшем Варваре Николаевне, была закончена
        постройка жилых и хозяйственных помещений. Варвара Николаевна окончательно
        переселилась на свой участок, и когда вдова Корецкая вернулась к тому времени
        из Иерусалима, то обнаружила в имении налаженную общинную жизнь со старшими
        сестрами, своими дочерями, во главе.
        Новый образ жизни своих детей вдова Корецкая не одобряла, однако препятствий
        им в этом не чинила.
        В это время на территории Польши — Речи Посполитой — закрывались православные храмы,
        присваивались принадлежавшие им земли и другое имущество.
        Поэтому устроение православного общежития на территории тогдашней
        Польши было подвигом не только духовным, но и гражданским.
        Михновское поместье являло собой крохотный русско-белорусский ковчег,
        "православный островок в католическом море".
        Постепенно в Михнове сложилась большая христианская семья, духовником которой
        был о.Понтий.
        Основательницы общины, сестры Корецкие, старались не выделяться среди других
        сестер-послушниц, заменяли им мать, т.к. некоторые из послушниц поступили в
        общину еще будучи детьми. Своим смирением сестры снискали всеобщую любовь.
        3 ноября 1924г. Патриарх Константинопольский Григорий VII подписал томос
        о признании автокефалии. Когда была создана автокефальная Церковь,
        весь Виленский край перешел в ее юрисдикцию.
        О.Понтий вместе с сестрами Корецкими тоже вошел в Польскую Церковь.
        Появление автокефальной Церкви он считал событием, вызванным обстоятельствами
        времени, не мешающим жить благочестиво согласно уставу Церкви.
        Иного мнения держалась А.Д.Корецкая, которая автокефалию не признала, считая
        своим архиепископом владыку Елевферия (Богоявленского), находившегося в это
        время в Ковно, в юрисдикции Литовской епархии Русской Церкви, на территории
        тогдашней Литвы.
        О.Понтий скончался в 1939г.
        К 1939г. в общине было 150 человек.
        В октябре 1939г. Виленский край был передан Литовской ССР.
        С приходом советской власти начались гонения на Михновскую общину:
        стали отбирать земли и постройки, но совсем сестер разогнать не посмели и
        оставили им один дом. Сестрам, чтобы не умереть с голоду, пришлось ходить на
        заработки в организованное большевиками на отобранных землях хозяйство. Сначала
        оно было артелью, затем колхозом "Михново", лучшим в округе по всем показателям.
        небольшой участок земли и несколько построек, разрешили принимать новых членов
      Аресты
        Литовская ССР, Шальчининкский р., с.Михново 
        Год ареста 1941 
        День ареста 14 
        Месяц ареста 6 
        14 июня 1941г. прошла крупномасштабная акция по депортации неугодых Советской власти
        жителей Литвы. Десятки тысяч людей были арестованы, их погрузили в железнодорожные
        составы и отправили в ссылку. Среди репрессированных были и православные
        священнослужители и миряне. В этот день арестовали сестер Корецких — Варвару и
        Анастасию
      Осуждения
        14/06/1941 
        Приговор ссылка в Казахстан 
        Варвару и Анастасию Корецких вывезли в ссылку в Казахстан.
        Старшая из сестер — Мария — чудом избежала этой участи.
        Списки на вывоз поголовно всех михновцев были уже составлены, их готовились
        отправить по этапу через 7–10 дней, однако этому помешала начавшаяся 22 июня война,
        и промыслом Божиим большинство рядовых членов общины осталось на родной земле.
        Правда, мужчин призывного возраста призвали в Красную Армию, но все они вернулись
        с полей сражений живыми
      Места заключения
        Казахстан 
        Год начала 1941 
        После отбытия заключения Варвара и Анастасия Корецкие вернулись домой, в Михново
      Места проживания
        Литовская ССР, Шальчининкский р., с.Михново (православная община "Михново") 
        Новой волной антирелигиозных гонений 60-х годов колхоз "Михново" был ликвидирован.
        Но община чудом сохранялась во всех гонениях. Со временем ей вернули
        небольшой участок земли и несколько построек, разрешили принимать новых членов.
        Варвара Николаевна Корецкая оставила свои воспоминания об о.Понтии Рупышеве,
        записала проповеди наставника, сохранила его записи. На этом материале
        в 1999 году в Москве была издана книга "Не оставлю вас сиротами...",
        куда вошли и дневниковые заметки михновского духовника, его
        размышления о смысле человеческого существования. ...
    Кончина
      Место Литовская ССР, Шальчининкский р., с.Михново (православная община "Михново") 
      Место захоронения Литовская ССР, Шальчининкский р., с.Михново, кладбище с южной стороны общинного храма 
      В 1990-х гг. началось возрождение уникальной трудовой православной общины: она
      зарегистрирована в Литве как сельскохозяйственная христианская община "Михново"
      с правом вести хозяйство по собственному усмотрению.
      В последние годы к общинникам-старожилам добавилась группа сравнительно
      молодых людей из Висагинаса, Панявежиса, Кедайняй, Клайпеды, Вильнюса.
      Прибыли сюда верующие и из Российской Федерации и Беларуси: не имея литовского
      гражданства, они получили долгосрочные визы.
      Жизнь христианского сообщества в Михново попрежнему притягивает к себе духом
      любви и мирности, трудом ради ближнего и спасения души.
      Общину посещают паломники не только из Литвы, но и из соседних стран
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Новицкая Галина Петровна

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL