База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Зерцалова Анна Ивановна
    ( * ) Зерцалова Анна Ивановна 
    Фамилия Зерцалова 
    Год рождения 1870 
    День рождения 31 
    Месяц рождения 1 
    Место рождения Москва 
    духовная писательница 
    Дата рождения 31 января 1870г. — это дата по данным ее следственного дела,
    согласно ее воспоминаниям можно вычислить год ее рождения как 1873.
    Крещена она была в честь св. Анны пророчицы (память 3/15 февраля).
    Анна Ивановна происходила из дворянского рода, была очень образованным и
    глубоко верующим человеком. Ее отец, Иван Алексеевич Зерцалов, был
    губернский секретарь, состоял на службе в управлении Смоленской железной
    дороги. Родители ее держались строгих правил, но православие воспринимали
    преимущественно с обрядовой стороны, поэтому начатки религиозного
    воспитания, которые они дали своей дочери, были не очень прочными. "Малое
    чувство веры, которое тлело во мне слабым огоньком, — писала она
    впоследствии, — быстро стало ослабевать и гаситься тлетворным дыханием
    пагубного маловерия... Научные идеи, приправленные веянием ложных
    принципов, плотно разместились в моей голове и стали распоряжаться там
    полновластными хозяйками, отвлекая меня от всего истинного, духовного,
    прекрасного". В 16 лет Анна закончила гимназию, получив аттестат, который
    позволял занять ей место домашней учительницы. Анна Ивановна, уже будучи
    взрослой девушкой, в течение нескольких лет исполняла правила христианской
    жизни: ходила в храм, молилась, изредка говела, но внутренне ее жизнь шла в
    русле чисто мирских занятий. Однако, такой образ жизни не удовлетворял ее.
    "Гимназия гласно выдала мне приличный аттестат на звание домашней учительницы,
    а негласно опутала мою мысль густой паутиной черствости и маловерия. В 18 лет
    я была уже отжившей старушкой: ни целей, ни стремлений. По окончании гимназии
    я усиленно занялась светской литературой. Прочитав многое из лучшей
    романтической беллетристики, я погрузилась в философию, начала углубляться
    в тяжелые теории Дарвина, Канта, Бокля и других.
    Я не понимала тогда, что, предаваясь подобному чтению, я больше и больше
    удалялась от Бога, я не понимала, что все их спутанные антихристианские
    идеи, имевшие целью якобы расширить кругозор человека, могли быть лишь
    губительными для меня... Не знаю, что бы дальше было со мной, если бы
    спасительная десница Божия не указала мне иной путь, иные радости и
    интересы" /из воспоминаний А.Зерцаловой/
    Фотографии[1] [2] [3] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[по 1937г.]
      Служение
        Москва, церковь св.равноап.Константина и Елены 
        Должность прихожанка 
        Год окончания 1937 
        Придя по совету подруги в храм, посвященный святым равноапостольным
        Константину и Елене, она встретила там выдающегося пастыря о.Валентина
        Амфитеатрова, и тогда началось возрождение души Анны Ивановны.
        Из воспоминаний А. Зерцаловой [5] "Одна из моих подруг по гимназии как-то
        случайно сказала мне, что в Кремле, в церкви "Нечаянной Радости" есть
        очень хороший священник и что многие ходят к нему. Это было сказано
        вскользь, мимоходом, но, видимо, Самому Господу угодно было спасти
        погибающую душу; мне вдруг сразу захотелось пойти в указанную церковь —
        получить благословение батюшки. Вскоре же я отправилась туда. Но первое
        впечатление было какое-то странное: я увидела обыкновенного священника
        средних лет, и только.
        По примеру прочих я по окончании всенощной подошла к нему под благословение
        и,так как мне в то время предлагали поехать домашней учительницей в
        другой город, я сразу же обратилась к нему за советом: "Батюшка,
        благословите меня поехать на место". "Я Вас в первый раз вижу: что я
        Вам могу сказать?" — послышались строгие отрывистые слова, которые
        невольно поразили меня, показав мне, насколько внимателен был пастырь,
        который среди своих многочисленных богомольцев мог сразу заметить лицо,
        впервые пришедшее к нему. Чем дальше, тем больше чувствовала я благоговейный
        страх перед ним.
        Прежде индифферентная к храму Божиему, я теперь стала стремиться туда:
        видимо, благодать коснулась моей онемевшей, застывшей души. Ледяной
        покров скуки и томления быстро стал таять под благотворными лучами
        благодати; искра Божия вновь вспыхнула, внутренний человек возродился,
        с глаз точно спала мучительная повязка". Так началось живое обращение
        Анны Ивановны к Богу и духовной жизни.
        Она стала духовной дочерью о.Валентина Амфитеатрова. Анне Ивановне
        предстояло ехать в Ярославскую губернию, куда в качестве учительницы
        рекомендовала ее родственница. Анна Ивановна попала в семью
        убежденных безбожников. Для молодой христианки жизнь в семье стала
        исповедничеством. "Сколько деликатных намеков и насмешек
        приходилось мне выслушивать по поводу моего обособленного религиозного
        настроения!" — вспоминала она.
        "Святой храм — пишет в воспоминаниях Анна — был от имения моих хозяев
        за шесть верст; приходилось ходить пешком, так как из семьи никто не ездил;
        меня тоже старались отлучить от непризнаваемого ими "хождения" в храм.
        Пост, не соблюдаемый никем, тоже заставлял меня выделяться и быть у всех
        бельмом на глазу". Слова о.Валентина "Крепко берегите сои молодые листочки",
        сказанные при благословении поехать на место, постоянно звучали в ушах
        Анны, "и, осмеянная, униженная, притча во языцех, — как она писала в
        воспоминаниях — я твердо стояла на камне духовного делания и горячо
        молила Господа простить окружающим их заблуждения, просветить их
        помраченные умы светом Божественной благодати."

        Видя нежелательное для нее настроение, мать семейства не позволяла Анне
        воспитывать детей, и потому Анна Ивановна после уроков была совершенно
        свободна. Имея время, она устроила школу грамотности в деревне, собирала
        деревенских детей и занималась с ними. "Это было для меня — как вспоминает
        Анна — большим развлечением, так как в обществе детей я освобождалась от
        тяжелых нравственных ударов и колкостей. В то же время эта школа грамоты
        неожиданно сделалась для меня якорем спасения: прежнее предубеждение и
        неприязненное отношение ко мне исчезло. Мое дело, чуждое материального
        расчета, значительно расположило в мою пользу моих хозяев; сами добрые
        и отзывчивые к нуждам других, они всячески стали способствовать прочному
        устройству этой школы." После ее отъезда начинание это не прекратилось,
        и на основе ее школы возникло училище. Деятельность Анны Ивановны по
        просвещению деревенских детей, чуждая материальной расчетливости,
        расположила в конце концов к ней ее работодателей. Ей стали готовить
        постную пищу, стали давать лошадей для поездки в храм, даже восьмилетнюю
        ученицу отпускали с Анной Ивановной. Это было особенное, небывалое доверие.
        Религиозных воззрений Анны Ивановны больше не касались и осторожно
        обходили их, как бы жалея ее и каясь в нанесенных обидах.
        Анна искренне полюбила детей, но все-таки дух окружающих людей,
        чуждых веры и любви к Господу, так был для нее мучителен, что она
        решилась написать маме, попросить ее сходить к батюшке и спросить:
        позволит ли он оставить это место. Батюшка разрешил приехать в Москву.
        К большому огорчению хозяев, теперь уже не желавших отпустить Анну
        Ивановну, мать срочно вызвала ее в Москву под предлогом своей болезни.
        Впоследствии, бывая в Москве, эти люди с большой радостью встречались
        с Анной Ивановной и остались ее друзьями.
        Анна Ивановна вернулась в Москву через семь месяцев и стала
        активной прихожанкой храма. "Оказалось — писала в воспоминаниях Анна —
        что я приехала 8 декабря, ко дню празднования образа Божией Матери
        "Нечаянная Радость". Робкая и несмелая от природы, я больше действовала
        через мою маму, которая попросила батюшку "принять ее дочь, жившую
        у неверующих" и он, к моей величайшей радости, пообещал со мной
        поговорить".

        О.Валентин помог найти ей учеников, и она с утра до вечера
        занималась с ними. Были уроки и в богатых семьях, были уроки и
        бесплатные, которые Анна Ивановна сама выпрашивала у батюшки.
        Однако вскоре Анну Ивановну ждали тяжелые испытания. Ее родственники —
        прежде всего мать, — люди светские, восстали на нее за ее строго
        церковный образ жизни: "Фи, какая гадость, ханжа, психопатка, какой
        позор благородной семье! — тонкие насмешки, одни других острее и
        жесточе, сыпались на мою голову", — таково было в семье отношение
        к строгому соблюдению постов и частому посещению храма. Как пишет
        сама мученица Анна, ее юношески-ревностное и не всегда разумное
        поведение дало повод дьяволу возбудить в ее матери сильную вражду
        к батюшке. Отец Валентин был вынужден отказать девушке в приеме
        и запретил ей подходить к нему, требуя от нее послушания матери,
        тем более, что услужливые знакомые семьи тотчас донесли бы матери,
        если бы он ее принял. По причине запретов матери, горячо любившей
        дочь, но не вполне правильно понимавшей свой христианский долг,
        два года Анна Ивановна не имела возможности обращаться к батюшке
        с вопросами и ходить к нему на исповедь, тайком бывая на его
        службах и проповедях, и даже не могла причащаться в других храмах
        так часто, как ей хотелось бы. Девушка пришла в тягостное духовное
        состояние.
        У Анны Ивановны заболели глаза и стало резко падать зрение. Однако
        девушка стыдилась пойти лечиться и считала, что если Господь захочет,
        то исцелит ее Сам. Отец Валентин грозно потребовал пойти в больницу и
        начать лечиться. Зрение постепенно возвращалось, но как снова привыкнуть
        к чтению? Строки и буквы прыгали во все стороны. Вдруг батюшка поручил
        прочесть молитвы. "Я стала усиленно напрягать глаза, направляя их в одну
        точку. И о чудо! Строчки стали ровнее, буквы встали на места, и мой
        робкий голос стал боязливо читать молитвы".

        В юности Анна Ивановна не рассчитывала выйти замуж, будучи небогатой и,
        по ее мнению, непривлекательной. А о.Валентин, судя по всему, благословил
        ее продолжать целомудренную жизнь в миру, в трудах ради Бога и ближнего.
        Во всяком случае, новомученица Анна никогда не была замужем, приготовив
        свою душу к подвигу мученичества духовными подвигами чистоты и послушания.
        Почти 20 лет она духовно окормлялась у о.Валентина. Она посещала своего
        тяжело больного духовника до последних его дней. Ранее батюшка несколько
        раз говорил о ней неясные тогда ни для кого слова: "Вот мой автор...". И
        они точно исполнились, когда настало время скорбного духовного сиротства.
        В 1908г. о.Валентин скончался. Еще при жизни о.Валентина Анна
        Ивановна собирала свидетельства благодатной помощи старца, рассказы
        духовных детей. Посещая Архангельский собор, она записывала проповеди,
        произносимые о.Валентином. В 1910г., через 2 года после смерти о.Валентина,
        она издала первую книгу о нем, в которой содержалось его жизнеописание и
        описывались чудеса, происшедшие по его молитвам. До революции она издала 4
        книги о протоиерее о.Валентине Амфитеатрове (каждая книга — тиражом 1000
        экземпляров). После революции она издала 5-ю книгу о нем. Эта книга была
        отпечатана на машинке в количестве 20–25 экземпляров. Многочисленные
        почитатели о.Валентина переписывали ее и распространяли в рукописях
        /список книг и рукописей новомученицы Анны (Зерцаловой) см. в книге
        "Ученица праведного пастыря". — М.: 2008/
      Места проживания
        Москва 
        Год окончания 1937 
        День окончания 27 
        Месяц окончания 10 
        Анна Зерцалова всю жизнь прожила в Москве. После смерти родителей она
        давала частные уроки на дому. В 1916г. она получила от одной
        благодетельницы (матушки Евдокии) 3000 руб. на постройку дома, и в том же
        году она выстроила в Москве на Большой Ваганьковской улице деревянный дом
        на 4 квартиры. В 1932г. этот дом у нее отобрали и национализировали, а ее
        саму лишили избирательных прав. Во время "паспортизации" ей, как бывшей
        домовладелице и "лишенке", было отказано в выдаче паспорта и предписано
        выехать за стокилометровую зону. Но Анна Ивановна не выехала из Москвы, а
        продолжала жить в Москве, не имея паспорта, на нелегальном положении. Жила
        у своих верующих друзей и единомышленников, которые во всем помогали ей.
        Анна Ивановна вела строгий образ жизни, ходила всегда в темной одежде. Она
        по-прежнему занималась педагогической деятельностью, обучала детей Закону
        Божьему, чтению, музыке, письму. Деньги за уроки брать отказывалась, а
        когда ее уговаривали, то она все раздавала бедным.
        Последние годы Анна Ивановна жила у своей знакомой в Москве, Елизаветы
        Михайловны, на Кудринской площади
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1937 
        День ареста 27 
        Месяц ареста 10 
        В августе 1937г. было принято "Постановление об избрании меры пресечения и
        предъявления обвинения Анне Ивановне Зерцаловой". В нем утверждалось: "Она
        является активной участницей контрреволюционной церковно-монархической
        группировки. В контрреволюционных целях прославляет как "прозорливицу"
        монашку Матрону Конюхову и как "святого" умершего попа Амфитеатрова,
        организует к ним паломничество верующих"
      Осуждения
        тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 
        23/11/1937 
        Обвинение "активное участие в контрреволюционной церковно-монархической группировке" 
        Приговор высшая мера наказания — расстрел 
        Групповое дело "дело П-74889 (Москва, 1937г.)" 
        На допросах Анну Зерцалову расспрашивали почти исключительно о ее деятельности
        по составлению и изданию книг о прот.Валентине, по распространению фотографий,
        обвиняли в способствовании прославлению в народе о.Валентина Амфитеатрова как
        святого. Анна Зерцалова не отрицала этот факт.
        Она сказала: "Являясь почитательницей протоиерея о.Валентина Амфитеатрова,
        я прославляла его как "старца", по молитвам которого его почитатели
        получали исцеления как при его жизни, так и после смерти. В этих целях я
        использовала выпущенные мною книги об о.Валентине, его фотокарточки, а
        также рассказывала сама то, что мною было занесено в книги о нем,
        перепечатывала и распространяла материалы и книги об о.Валентине и его
        фотографии". Анна посещала его могилу на Ваганьковском кладбище, что в 30-е
        годы было строжайше запрещено (могила была забетонирована и около нее
        дежурили милиционеры). Назвать фамилии тех, кто помогал ей в размножении
        фотографий о.Валентина, а также перепечатывал книгу о нем, Анна Зерцалова
        отказалась. В ответ на вопрос об отношении к советской власти она сказала:
        "Отношусь к ней безразлично. Но я не разделяю и не согласна с позицией
        советской власти по вопросам религии, а именно, советская власть, как я это
        считаю, проводит гонения на Церковь и верующих, закрывает без согласия
        верующих церкви, высылает безвинно духовенство, уничтожает церковные книги,
        в школах запрещено преподавание Закона Божьего, люди безвинно лишаются
        крова, что вызывает недовольство не только у меня, но и у большинства
        верующих". На вопрос о том, кому из своих знакомых она в беседе излагала
        эти свои взгляды, она ответила, что излагать свои взгляды
        кому-нибудь ей не было необходимости, ввиду того, что об отношении
        советской власти к ним, верующим, им, очевидно, известно и так, и они
        полностью разделяют ее взгляды. За эти слова ей было приписано обвинение в
        клевете на советскую власть и граждан СССР. Анна Ивановна ответила, что
        клеветой это не считает, поскольку это правда. В протоколе допроса
        содержались слова, подписи Анны под которыми не было: "Я, Зерцалова, Анна
        Ивановна и группа почитателей попа Амфитеатрова вели подготовительную
        работу на предмет его канонизации как святого. Ввиду того, что канонизация,
        как и открытие его мощей, невозможны при советской власти, то мы
        рассчитывали на падение советской власти, после чего при любой другой
        власти сделать это вполне возможно". Анна отвергла обвинение в том, что она
        "распространяла слухи, что советская власть есть власть Антихриста"
    Кончина
      1937 
      День 27 
      Месяц 11 
      расстрел 
      Место Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Место захоронения Московская о., пос.Бутово, "Бутовский полигон" 
      Анна Зерцалова была погребена в безвестной общей могиле
    Канонизация
      Мученица Анна Зерцалова 
      Дата 20/08/2000 
      Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
      Кто представил Московская епархия 
      Дни памяти
        1
          Собор новомучеников и исповедников Российских 
          Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
        2
          Старый стиль 14.11 
          Новый стиль 27.11 
          день мученической кончины (1937г.) 
    Реабилитация
      Дата 30/06/1989 
      По году репрессий 1937 
    Труды ->
      1.книга об о.Валентине Амфитеатрове: "Подвижник веры и благочестия".
    Публикации ->
      1.Асмус В.В., прот. Предисл. к кн.: Подвижник веры и благочестия. М., Изд-во ПСТБИ, 1995.
      2.Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.:"Зачатьевский монастырь", 1997. 420с. С.130.
      3.Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
      4.Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.6. С.367–373.
      5.Ученица праведного пастыря. Жизнеописание новомученицы Анны (Зерцаловой). М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2008. 96с.
    Документы ->
      1. Списки клириков и мирян, расстрелянных и захороненных в районе пос. Бутово Московской обл.
      2. ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д. П-74889.

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL