База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Захаров Александр Семенович
    Захаров Александр Семенович 
    Фамилия Захаров 
    Год рождения 1882 
    День рождения 13 
    Месяц рождения 8 
    Место рождения Пермская губ., Красноуфимский у., Михайловский Завод (Свердловская о., г.Михайловск) 
    иерей 
    Родился в семье крестьянина Семена Терентьевича Захарова и его супруги Прасковьи
    Васильевны. Крещен в канун праздника Успения Пресвятой Богородицы в Вознесенском
    соборе г.Михайловска. Его отец занимался кузнечным делом, позже стал лесником.
    Кроме Александра, в семье были три дочери: Александра, Екатерина и Пелагия.
    Александр получил начальное образование — несколько лет учился в платной
    начальной школе
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1912г.] [с 1912г.] [до 1923г.] [1923-1932гг.] [1932-1933гг.] [1933-1940гг.] [с 1940г.]
      Места проживания
        Пермская губ., Красноуфимский у., Михайловский Завод (Свердловская о., г.Михайловск) 
        Год окончания 1912 
        Впоследствии работал агентом фирмы "Зингер".
        26 апреля 1904г. обвенчался с Александрой Андреевной Хрущевой, крестьянкой из
        д.Половинной. Через год у них родился первый ребенок — дочь Анна. Затем появилось
        еще пятеро детей: Александра (1906г.р.), Алексей (1908г.р.), Иван (1910г.р.),
        Антонина (1915г.р.), Валентина (1918г.р.). Впоследствии оба сына участвовали
        в Великой Отечественной войне, имели ранения и награды. Дочери вышли замуж, только
        Валентина, будучи с детства на инвалидности, жила с родителями, работая на дому
        швеей.
        Александр Семенович Захаров, подобно своему отцу, отличался высоким ростом,
        крепостью телесных сил и веселым нравом, был прекрасным гармонистом.
        В 1912г. он тяжело заболел. Уже умирающего, его повезли в больницу. Когда проезжали
        мимо храма, вдруг ударили в колокол. Александр Семенович перекрестился и дал обет:
             
        "Господи, если я останусь жив, то буду вечно служить Тебе верой и правдой".
        И Господь помиловал его, — он выздоровел.
        После этого в его жизни произошел перелом: он бросил пить и курить, оставил все
        развлечения.
        Он ушел с фирмы "Зингер" и устроился работать сторожем при Вознесенском храме
        Михайловского Завода
      Служение
        Пермская губ., Красноуфимский у., Михайловский Завод (Свердловская о., Нижне-Сергинский р., г.Михайловск), Вознесенский собор 
        Должность сторож церкви 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1915 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 7 
        Пермская губ., Красноуфимский у., Завод Тюш (Свердловская о., Ачитский р.), церковь свт.Николая Чудотворца 
        Должность и.д.псаломщика 
        Год начала 1915 
        День начала 3 
        Месяц начала 7 
        В середине 1910-х годов Александр Семенович стал членом "Союза Русского Народа".
        Во время гражданской войны, чтобы избежать призыва в армию, уехал в г.Барнаул
      Места проживания
        Томская губ. (Алтайский край), г.Барнаул 
      Служение
        Пермская губ., Красноуфимский у., Михайловский Завод (Свердловская о., Нижне-Сергинский р., г.Михайловск), Вознесенский собор 
        Должность псаломщик 
        Год окончания 1923 
        Вернулся в Михайловский Завод, когда политическая ситуация стабилизировалась.
        Служил псаломщиком в Вознесенском храме
      Рукоположение
        диакон 
        1923 
        иерей 
        1924 
      Служение
        Пермская губ., Красноуфимский у., Михайловский Завод (Свердловская о., Нижнесергинский р.., г.Михайловск), Вознесенский собор 
        диакон, иерей (с 1924г.) 
        Должность настоятель (с 1924г.) 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1930 
        В 1923г. рукоположен во диакона, в 1924г. — во иерея и вскоре стал настоятелем
        Вознесенского храма.
        В эти годы он духовно сблизился со священником Федором Михайловичем Дружининым,
        служившим сначала в селе Ут Ачитского р-на, затем в с.Соборка и наконец, на заводе
        Арти. О.Федор был ревностным, уважаемым пастырем, известным своей борьбой
        с обновленчеством.
        Будучи настоятелем храма, о.Александр Захаров препятствовал его закрытию.
        13 января 1930г. в Вознесенском соборе служили Всенощное бдение. В тот же день
        в местном клубе власти собирались провести лекцию на антирелигиозную тему,
        а после нее — собрание, на котором должен был решаться вопрос о закрытии храма;
        но лектор не приехал, и начали распространяться слухи, что собрание состоится
        прямо в церкви. В результате желавшие принять участие в собрании пришли
        в Вознесенскую церковь; стали звучать призывы к закрытию храма, что вызвало
        возмущение прихожан. О.Владимир позже рассказывал:
             "До начала всенощной службы я ходил к о.Александру Захарову и говорил
              с ним о том, что народ приходит с шести часов и заявляет, что будто бы
              по участкам объявлено относительно закрытия церкви. О.Александр заявил,
              что о собрании ничего не знает и надо объявить, что никакого собрания
              быть не должно. Относительно разговоров о закрытии церкви о.Александр
              заявил:
                    "Не дай Бог, чтобы отобрали церковь"".
        О.Александр дал о.Владимиру благословение следить, чтобы посторонние не зашли
        в алтарь и не расхитили имущество.
        Еще накануне в воскресенье батюшка говорил проповедь на притчу о милосердном
        самарянине. Смысл поучения заключался в том, что главная цель верующих

        — спасение своей души, а достичь спасения невозможно без священников и
        без принятия Святых Христовых Таин. Батюшка говорил:
            "А Святые Тайны там, где служат обедню",
        то есть в храме. Этим поучением о.Александр пытался напомнить прихожанам
        о важности для христиан Божьего храма и показать необходимость защищать его
        от посягательств безбожников.
        14 января 1930г. предполагалось закрыть храм, предварительно составив акт о
        непригодности его для проведения богослужений. Настоятель храма о.Александр
        отказался в этом участвовать, сославшись на то, что ему необходимо уехать
        в деревню Уфимку, чтобы причастить тяжело больного крестьянина.
        Члены комиссии по обследованию противопожарного и технического состояния здания
        решили провести "проверку" храма, не дожидаясь о.Александра и членов церковного
        совета.
        Но как только члены комиссии взошли на колокольню, начался набатный звон.
        К храму стали собираться верующие, и комиссии пришлось покинуть церковь.
        Власти немедленно арестовали монаха Владимира, сочтя его виновником набата.
        Вокруг здания райисполкома, куда он был помещен, сразу же собрались
        прихожане, требуя его освобождения. Среди них были и дочери о.Александра —
        Анна и Александра, которые "со слезами агитировали верующих постоять
        за православную веру и добиться освобождения монаха из-под стражи".

        Но это не помогло: монах Владимир был вскоре расстрелян
      Аресты
        Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск (Михайловский Завод) 
        Год ареста 1930 
        День ареста 16 
        Месяц ареста 1 
        Через два дня после этих событий, 16 января 1930г. арестовали настоятеля
        храма о.Александра Захарова, а также о.Алексия Фролова
      Осуждения
        ././1930 
        Приговор 2 года тюремного заключения с последующим запретом проживания в Свердловской обл в течение 5 лет 
        Священников обвинили "в организации сопротивления закрытию храма, производстве набатного
        звона, в составлении фиктивных списков верующих, протестующих против закрытия
        церкви" (по просьбе неграмотных прихожан о.Александр расписывался вместо них
        под соответствующими прошениями).
        В 1930г. о.Александр был приговорен к 2 годам тюремного заключения с последующим
        запретом проживания в Свердловской обл. в течение 5 лет
      Места заключения
        Свердловская о., тюрьма 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1932 
        В тюрьме о.Александру пришлось нелегко: над ним издевались, били, собирались
        остричь волосы. Он же переносил все это с истинно христианским мужеством.
           "В тюрьме меня тиранили, всячески издевались, хотели остричь мне волосы,
            но я сказал, что телеса мои истязайте, а волосы остричь не дам. Пострадаю
            за веру...",

        — говорил он прихожанам после освобождения, призывая быть стойкими в вере.
        В 1932г. он был освобожден
      Служение
        Уральская о. (Удмуртия), Ижевский р., с.Иж-Забегалово, Михаило-Архангельская церковь 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1932 
        После освобождения о.Александр приехал в г.Ижевск к епископу Симеону (Михайлову)
        и был назначен настоятелем храма с.Иж-Забегалово Ижевского р-на.
        10 декабря 1932г. был награжден камилавкой.
        После десятимесячного служения в Ижевской епархии выехал в Уфу к архиепископу
        Софронию (Арефьеву)
      Места проживания
        Уфа 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1933 
        Затем выехал в Казань
        Казань 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1933 
      Награды
        камилавка 
        Год награждения 1932 
        День 10 
        Месяц 12 
      Служение
        Чувашская АССР, Козловский р., с.Воробьевка, Ильинская церковь 
        иерей 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1937 
        Месяц окончания 2 
        Не ранее августа 1933г. митрополитом Казанским Серафимом (Александровым)
        определен священником к церкви с.Воробьевка
        Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск (Михайловский Завод), храм-часовня 
        иерей 
        Должность настоятель 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1938 
        День окончания 23 
        Месяц окончания 9 
        В феврале 1937г. о.Александр вернулся к родным в Михайловский Завод.
        Вознесенский храм был к тому времени уже закрыт, однако верующие переоборудовали
        под церковь часовню на кладбище, и богослужения в поселке по-прежнему совершались.
        От епископа Свердловского Петра (Савельева) о.Александр получил назначение
        на священническое место при этом храме-часовне, а чуть позже стал его настоятелем.
        В это время батюшка проявил себя как истинный пастырь, прежде всего заботившийся
        о благе Церкви и паствы.
        Еще в 1934г., при его предшественнике в настоятельской должности о.Симеоне
        Партине, в поселке Михайловский завод, по благословению епископа Аркадия (Ершова),
        были организованы кружки "ревнителей Православия" и "христианской молодежи",
        причем последним кружком руководил сын о.Александра Алексей.
        После отъезда о.Симеона на завод Дегтярка Ревдинского района эти кружки стал
        духовно окормлять о.Александр.
        При нем заметно активизировалась церковная жизнь. Пастырские труды батюшки
        привлекли в храм много молодежи, учащихся. В своих проповедях он призывал
        к укреплению Православной веры, более частому посещению богослужений,
        к усердной молитве. Говорил, что не нужно вступать в партийные и советские
        организации, принимать участие в различных общественно-политических мероприятиях,
        Посещая дома верующих, о.Александр приносил для чтения различные православные
        книги, говоря при этом: "Вот я принес вам пирожков".
        Сам зачитывал в храме отрывки из житий мучеников об их страданиях за Христа и
        спасении. "Я не боюсь никаких притеснений, и вы не должны никого бояться.
        Бог терпел и нам велел", — говорил батюшка в одной из своих проповедей.
        Родственники батюшки рассказывают, что когда о.Александр стал священником,
        он начал многим помогать: раздавал людям деньги, вещи, детям — конфеты.
        При этом милостыню он старался творить в тайне. Идет, окно в избе открыто —
        он и забросит потихоньку немного денег — ребятишкам на конфеты, хотя у самого
        была большая семья.
        В 1934г. епископ Свердловский и Ирбитский Аркадий (Ершов), находившийся в то
        время уже в ссылке, благословил создание в пос.Михайловский завод тайных
        церквей, понимая, что единственный действовавший тогда в селе Вознесенский
        храм в любой момент могли закрыть. Епископ Аркадий передал для тайной церкви
        антиминс с мощами святого апостола Матфея, подписанный рукою самого Святейшего
        Патриарха Тихона, а также большое количество богослужебных и других религиозных
        книг. Первую молельню устроил о.Симеон Партин в 1935г. в доме, где проживали
        две бывшие насельницы Боголюбского женского Сарсинского монастыря.
        Вторая молельня была создана уже после отъезда о.Симеона из Михайловского
        завода попечением о.Александра Захарова. Устроена она была в доме, где также
        жили две бывшие насельницы Сарсинского монастыря.
        Эти четыре монахини и являлись непосредственными организаторами "собраний" в
        молельнях: устраивали совместные моления, занимались чтением "контрреволюционных"
        книг: Библии, житий святых. Так, в одном из этих домов при обыске осенью 1938г.
        были обнаружены 26 богослужебных книг и 28 помянников, а в другом — более
        70-ти книг религиозного содержания. Кроме того, бывшие сестры Сарсинской
        обители нередко сами ходили по домам местных жителей, проповедовали, призывали
        не оставлять веру и Церковь.
        Чтобы не привлекать внимания, использовали разные меры предосторожности.
        Так, например, о.Александр нередко, подойдя к дому и не заходя внутрь,
        тихонько стучал палочкой в окно, после чего сразу уходил. Через некоторое
        время вслед за ним уходили и проживавшие там монахини.
        В июле 1938г., чувствуя, что переоборудованная из часовни кладбищенская церковь
        тоже может быть в любой момент закрыта, о.Александр передал одной из монахинь
        антиминс с мощами святого апостола Матфея, присланный епископом Аркадием.
        Облачения, миро, елей, свечи, Иерусалимскую воду из кладбищенской церкви
        перенесли в одну из молелен. Все это было подготовлено на тот случай, если
        храм закроют насильственно.
      Аресты
        Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск (Михайловский Завод) 
        Год ареста 1938 
        День ареста 23 
        Месяц ареста 9 
        В начале сентября 1938г. в Михайловском заводе было заведено уголовное дело
        на членов "контрреволюционной кулацко-сектантской организации "Истинно-православных
        христиан"", по которому проходило 89 человек.
        23 сентября 1938г. органы НКВД провели дополнительные аресты участников
        "кулацко-сектантской церковно-монархистской организации".
        23 сентября 1938г. был арестован о.Александр Захаров, в первых числах октября —
        бывшие насельницы Сарсинского монастыря, 30 октября — о.Симеон Партин.
        Арестованные были заключены в тюрьму N1 г.Свердловска
      Осуждения
        Судебная Комиссия по уголовным делам 
        15/02/1940 
        Статья ст.58–10 ч.1 УК РСФСР 
        Приговор оправдать, из-под стражи освободить 
        В начале декабря 1938г. из общего дела было выделено новое делопроизводство
        на членов якобы "параллельно существовавшей в поселке Михайловский завод
        контрреволюционной монархистской организации церковников во главе с настоятелями
        храма С.С.Партиным и А.С.Захаровым".

        Членами этой организации были признаны более 30-ти человек, целью которых
        будто бы являлось свержение советской власти и восстановление в России
        монархического строя.
        Заключенным не давали спать по три ночи подряд. В этих условиях о.Александр
        проявил истинное мужество. В ночь с 8 на 9 января 1939г. о.Александра
        вызывали на очные ставки 4 раза, а днем 9 января его ждала еще одна очная ставка.
        В следующую ночь, с 9 на 10 января, допрос о.Александра продолжался
        с 12-ти ночи до 8 утра. Через 4 дня, глубокой ночью, были проведены еще две
        очных ставки, а затем последовали еще две — в ночь на 27 и на 29 января.
        Как рассказывал сам о.Александр после освобождения, его босиком ставили
        на бетонный пол и поливали ноги ледяной водой, наливали ледяную воду и ему
        в сапоги, отчего ноги его сильно опухли, и он едва мог передвигаться.
        Однако, несмотря на физические пытки и нравственные переживания, батюшка
        держался на допросах очень стойко, не признал ни одного из предъявленных ему
        обвинений и полностью отрицал свою вину:
            "Я никакой контрреволюционной работы не вел и в контрреволюционной
             организации церковников не состоял... Кроме исполнения религиозных
             обрядов я никакой контрреволюционной работы не вел...
             Контрреволюционной агитацией я не занимался и против советской власти
             я ничего антисоветского не делал".

        Ничто не могло заставить его подписать вымышленный протокол и подтвердить
        ложные показания "свидетелей".
        1 февраля 1939г. о.Александр был ознакомлен с материалами следствия, на основании
        ст.206 УПК РСФСР ему было предоставлено право выставить своих свидетелей.
        Батюшка снова категорически отверг все обвинения.
        4 апреля 1939г. ему было объявлено, что предварительное следствие закончено,
        дело будет направлено в Судебную коллегию по уголовным делам Свердловского
        облсуда.
        Однако из-за существенной неполноты предварительного расследования дело
        возвращалось прокуратурой на доследование и было полностью подготовлено для
        рассмотрения Судебной коллегией лишь к 4 декабря 1939г.
        При этом на допросе 4 декабря батюшка вновь безбоязненно засвидетельствовал,
        что виновным в предъявленном обвинении себя не признает.
        Из обвинительного заключения:
            "Захаров Александр Семенович... обвиняется в том, что систематически среди
             верующих завода Михайловского проводил контрреволюционную агитацию,
             направленную на дискредитацию политики партии и советского правительства, а также на
            срыв проводимых мероприятий важнейших политических кампаний...".

        Материалы дела на о.Александра были выделены в отдельное делопроизводство.
        В декабре все свидетели по делу Захарова были передопрошены прокурором отдела
        по спецделам прокуратуры Свердловской обл.
        В начале января вновь допрашивали о.Александра. Признательных показаний
        от о.Александра добиться так и не удалось.
        27 января 1940г. последовало постановление о прекращении расследования по делу
        о.Александра и передаче дела в суд.
        В это время батюшка находился в заключении в 1-й тюрьме города Свердловска.
        15 февраля 1940г. состоялось закрытое судебное заседание. О.Александр на суде
        заявил:
            "...Разговоров против советской власти я не говорил, — все это ложь.
             Виновным себя в контрреволюционной агитации не признаю. Все, что собрано
             в деле, это ложь. В церкви вел только службу, разговоров против власти
             не говорил...".

        Один из свидетелей заявил, что его насильно заставили давать показания, другой —
        что принудили расписаться под вымышленными протоколами. От своих прежних слов
        они отказались. Другие показали, что лично от Захарова они ничего не слышали,
        все их свидетельства были основаны лишь на случайно подслушанном разговоре
        двух неизвестных старушек. Сам о.Александр наконец заметил:
            "Можно свидетелей по ходатайству не допрашивать в виду ясности дела".
        Последними словами его на суде были:
            "Вины моей нет. Прошу освободить меня".
        В приговоре от 15 февраля 1940г. было сказано:
            "Предъявленное обвинение Захарову на судебном следствии не нашло своего
             подтверждения. Суд преступление Захарова, предусмотренное ст.58–10 ч.I,
             считает недоказанным".

        Руководствуясь ст.319,320,326 УК РСФСР, Судебная коллегия по уголовным делам
        приговорила о.Александра:
            "По суду считать оправданным, из-под стражи немедленно освободить"
      Места заключения
        Свердловск, тюрьма N 1 
        Год начала 1938 
        День начала 23 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1940 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 2 
      Служение
        Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск (Михайловский Завод), храм-часовня 
        иерей 
        Год начала 1940 
        День начала 15 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1941 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 7 
        После освобождения вернулся домой тяжело больным, но продолжил служение в храме-часовне на кладбище
        Старожилы Михайловска помнят, как уже тяжело больной, хотя еще не старый
        священник, ходил по улицам в рясе, опираясь на палочку, от дома до кладбища,
        чтобы совершать церковные богослужения.
        Лишь весной 1941г. батюшка окончательно слег и уже никуда не мог выходить
        из своей маленькой комнатки, полностью увешанной большими иконами
    Кончина
      1941 
      День 4 
      Месяц 7 
      Место Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск (Михайловский Завод) 
      Место захоронения Свердловская о., Нижнесергинский р., г.Михайловск (Михайловский Завод), приходское кладбище 
      Скончался о.Александр Захаров 4 июля 1941г.
      О.Александра похоронили на приходском кладбище Михайловска неподалеку от
      храма-часовни, в полном священническом облачении.
      Матушка Александра Андреевна после смерти мужа проживала с дочерью Валентиной.
      Зарабатывали на жизнь тем, что Валентина шила, а матушка Александра поминала
      живых и усопших, за что верующие приносили ей продукты и вещи.
      Матушка Александра скончалась в возрасте 86 лет в 1974г.
      В Михайловске проживает несколько внуков и правнуков о.Александра.
      Многие жители Михайловска помнят последнего настоятеля их храма
      и почитают его как ревностного пастыря и исповедника веры
    Публикации ->
    Документы ->
      1. Список имен священников Екатеринбургской епархии, репрессированных в 20-е — 40-е годы (составлен по архивным материалам)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL