База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Едлинский Михаил Емельянович Дела odk.42 => odk.42 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Киев, Подол, церковь блгвв.кнн.Бориса и Глеба 
    протоиерей 
    Должность законоучитель I коммерческого училища и женской гимназии (до 1918г.), основатель и член "Общества трезвости" , духовник киевского духовенства 
    Год начала 1900 
    Год окончания 1934 
    День окончания 29 
    Месяц окончания 7 
    На средства церкви о.Михаил построил детскую школу-приют.
    Был духовником киевского духовенства и популярным у киевлян и верующих окрестных
    сел пастырь.
    Его ценил и к нему направлял людей св.прав.Иоанн Кронштадтский, который говорил
    своим паломникам из Киева:
        
    "Зачем вы так далеко ехали ко мне, убогому? Там у вас в Киеве есть о.Михаил,
         к нему и обращайтесь".

    О.Иоанн Кронштадтский подарил о.Михаилу свой портрет с личным посвящением.
    Этот портрет бережно хранился в семье Едлинских.
    В Саровской пустыни о.Михаил получил от дивеевских инокинь "святыньки" — личные
    вещи св.прп.Серафима Саровского (поручи,четки, воздушек от чаши, иконку Божией
    Матери "Умиление" и камушек с образом старца Серафима). Эти "святыньки"
    в дальнейшем бережно хранил его сын о.Георгий Едлинский, священник Макариевского
    храма в Киеве.
    В 1905г. с крестным ходом о.Михаил выступил навстречу толпе, управляемой
    черносотенцами, предотвратив погром евреев.
    Алтарник храма, М.Дубинин вспоминал:
         "До конца 1918г. я в течение двадцати лет был свидетелем жизни о.Михаила.
          Жизнь, наполненная молитвой, самоотверженной работой для ближних, смирением
          и молчаливой уступчивостью. Отец Михаил был очень чуток и сострадателен
          к чужому горю, беде и нужде, с которыми в нашем приходе ему часто приходилось
          сталкиваться. Особенно много бедняков ютилось на Трухановом острове,
          отрезанном от Подола главным руслом Днепра. Остров принадлежал приходу
          нашей Борисоглебской церкви и батюшке приходилось и в бурю, и в ледоход,
          и по не окрепшему льду пробираться туда, чтобы напутствовать умирающих
          своих прихожан. И не только наши, но и бедняки из других приходов обращались
          к батюшке за утешением, молитвой и денежной помощью.
          Считая пьянство первопричиной человеческой нужды и духовного падения,
          батюшка особенное внимание уделял борьбе с этим злом. С приходящими к нему
          за помощью алкоголиками о.Михаил обыкновенно уединялся в своей молельне
          дома или в церкви. Там они вместе становились на колени и усердно молились.
          Затем больной давал зарок не пить водки сначала в продолжение нескольких
          дней, а потом и неделю, пока не отвыкал от своей грешной и вредной привычки.
          Сколько матерей с детьми приходило со слезами радости благодарить батюшку
          за исцеление их мужей-кормильцев от этого греховного недуга.
          В своей борьбе с "зеленым змием" батюшка выискал забытый всеми закон,
          запрещающий продажу водки вблизи Божиих храмов. В результате многие питейные
          заведения должны были покинуть территорию нашего прихода.
          Борясь с алкоголизмом, батюшка предложил нашим прихожанам подавать нищим,
          стоящим у входа в храм, вместо денег — купоны (продавались у свечного ящика).
          За эти купоны можно было получить в приходской столовой обед.
          Раздача купонов имела двоякую цель: их можно было использовать только
          в нашей приходской столовой, а не на водку, и кроме того, жертвователи
          более щедро раздавали купоны, чем наличные деньги.
          Батюшка ежедневно получал по почте письма, в почти каждое из которых были
          вложены деньги и записки с просьбой помолиться за кого-либо, отслужить
          молебен или панихиду.
          Денег, получаемых о.Михаилом в письмах, было так много, что это дало ему
          возможность построить на церковном дворе громадный четырехэтажный дом,
          с расчетом поместить в нем детский сад для малышей, матери которых отправлялись
          на поденную работу, приходскую школу, помещения для приюта, кухню, столовую,
          квартиры для учителей и служащих и двухсветный зал со сценой. В этом зале по
          воскресеньям устраивались лекции, представления и концерты с участием
          киевских артистов. Репертуар был религиозно-нравственного содержания,
          а целью было — дать людям полезный и приятный отдых и отвлечь их
          от праздности и пьянства.
          Случалось иногда, что некоторые матери не являлись в детский сад в конце
          дня за своими детьми, а оставляли их навсегда. Пришлось, кроме детского
          сада, создавать еще и детский приют. Большие суммы денег, позволившие батюшке
          развернуть широкую благотворительность, получались не только благодаря
          щедрости жертвователей, но и от ограниченности средств, отпускаемых им
          на потребности своей семьи.
          Матушка Анна Николаевна и ее дочери одевались более чем скромно.
          А сам батюшка носил летом соломенную шляпу, на дне которой зияла дыра
          размером с пятикопеечную монету".

    М.Дубинин рассказывал не только о делах милосердия о.Михаила, без которых
    "вера мертва есть", но также и о вере:
         "Батюшкины проповеди всегда вызывали слезы у молящихся. А как батюшка
          молился! Сколько раз мне приходилось наблюдать, как батюшка, поднявши руки
         "горе" и устремивши вдохновенно взор ввысь, горячо молился, а в это время
          по его щекам и бороде катились крупные слезы, озаренные светом мерцавших
          лампадок. Киевские священники избрали о.Михаила своим духовником.
          Они знали, кого выбирали!".

    Во время войны 1914–1918гг. под опекой о.Михаила были организованы дежурства
    по уходу за ранеными и опека над беженцами, вскоре появившимися в городе.
    Несмотря на близость фронта, церковная жизнь в приходе о.Михаила продолжалась.
    В 1914г. был освящен придел св.прп.Сергия Радонежского в Борисоглебской церкви.
    Всегда погруженный в молитву и священнодействие, о.Михаил и после революции
    оставался в центре людских проблем и трагедий, но в то же время был недосягаем
    ни для каких соблазнов и смущений. Его убежденность и личный пример не колеблющейся
    веры и верности Церкви помогали отпавшим правильно сориентироваться и вернуться
    в церковное лоно, а смущающимся обрести душевный мир и отчетливое представление
    о характере и движущих силах русской смуты.
    Протоиерей Михаил Едлинский и после революции 1917г. оставался одним из немногих
    нравственных ориентиров среди киевского духовенства. Он безбоязненно
    называл вещи своими именами и открыто, не обращая внимания на возможные последствия
    для себя лично, обличал самосвятов и раскольников, называя при этом Советскую власть
    "поддерживающей врагов Церкви", "антихристовой" и "богоборческой".
    О.Михаил прослужил в Борисоглебской церкви 40 лет до ее закрытия.
    29 июля 1934г. вышло постановление о закрытии Борисоглебской церкви.
    О.Михаил с семьей были выгнаны из дома

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ