Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Евгений (Красноперов /.../ Григорьевич)
    Евгений (Красноперов /.../ Григорьевич) 
    Год рождения 1884 
    Место рождения Вятская губ., с.Юрьино 
    игумен 
    По другим сведениям, место рождения — Вятская губ., д.Бобровка
    Родился в многодетной (15 человек детей) крестьянской семье. Обучался в
    Народном училище (3 класса) в с.Выезд. В родительском доме жил до 17 лет.
    В 1902г. по благословению родителей поступил в монастырь
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1902-1922гг.] [1922-1924гг.] [1924-1943гг.] [1943-1945гг.] [с 1945г. до 1960-х годов]
      Служение
        Иркутск, Вознесенский святителя Иннокентия Иркутский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1902 
        Год окончания 1922 
        Впоследствии игумен Евгений (Красноперов) вспоминал:
             "Во время революции на территории храма расстреливали 30 монахов,
              а меня три раза выводили на расстрел, но пули летели мимо,
              тогда меня оставили:
                        "Пусть монашенок остается"".
      Рукоположение
        монах 
        Евгений 
        1922 
        Место Иркутск 
        Принял монашество по благословению архиепископ Анатолий
        иеродиакон 
        1922 
        Место Иркутск 
      Служение
        Иркутск, Вознесенский святителя Иннокентия Иркутский мужской монастырь 
        монах, иеродиакон 
        Должность гробовой монах при мощах свт. Иннокентия 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1924 
      Рукоположение
        иеромонах 
        1924 
        Место Иркутск 
        Кто рукоположил Преосвященный Кирилл Иркутский 
      Служение
        Иркутская губ., с.Выдрино 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1924 
        Служил на приходе церкви с.Выдрино
      Аресты
        Иркутская о. 
        Год ареста 1937 
        День ареста 18 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        ././1937 
        Приговор 10 лет ИТЛ 
      Места заключения
        Бурято-Монгольская АССР, колония ОНТК НКВД 
        Год начала 1937 
        Год окончания 1943 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 2 
        В заключении о.Евгения подвергали пыткам, например, накручивали волосы на руку и
        били лицом об стол, выбили все зубы.
        В колонии находился с 1937(1938?)г. Был освобожден в 1943г.
      Места проживания
        Иркутская о., Кабанский р., д.Быково 
        Год начала 1943 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1945 
        После освобождения жил в с.Быково
      Служение
        Монгольская АССР (ныне Монголия), г.Улан-Уде, Вознесенская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1945 
        Год окончания 1950 
        С 1945г. по приглашению протоиерея о.Василия Алексеевича Карнакова, настоятеля
        Вознесенской церкви в г.Улан-Уде, с которым вместе был в заключении, служил
        вместе с ним.
        Из характеристики иеромонаха Евгения, данной ему благочинным протоиереем
        о.Николаем Пономаревым: "Поведения отличного. Простец-инок. Служит весьма
        усердно. Аккуратен и исполнителен и в требоисполнении. Хотя и малограмотен,
        но изустно говорит коротенькие простые поучения. Пользуется любовью прихода"
        Иркутская о., г.Черемхово, Никольская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1950 
        Год окончания 1952 
        Иркутская о., пос.Тельма, Казанская церковь 
        иеромонах, игумен 
        Год начала 1952 
        Год окончания 1963 
        В Тельминском храме было много служб — все полиелейные службы, пятница,
        суббота, воскресенье. Настоятель протоиерей о.Михаил Мещеряков и о.Евгений служили
        по неделе: неделю о.Евгений, неделю — о.Михаил. Когда служил о.Евгений, то
        о.Михаил был на клиросе. Когда служил о.Михаил, то о.Евгений — читал, пел,
        помогал клиросу.
        Из воспоминаний протоиерея о.Василия Романова:
             "О.Евгений никогда не оставлял службу без проповеди. Всегда, если служба
              есть, значит, и проповедь. Он был малограмотный, малообразованный,
              но его жизненный путь был такой, что он мог, не особо по книгам,
              что-то рассказать, научить.
              А литургическую проповедь после Евангелия или запричастна он читал
              по Дьяченко.
              У него зубов не было, в тюрьме выбили, но он исполнял свой пастырский
              долг, что нужно наставить людей и разъяснить им слово Божие.
              И он слово Божие всегда нес к людям.
              О.Евгений шустренький был, да и о.Михаил тоже. Бодрость такая была во всем.
              Службу никогда не тянули. Начали службу — все быстро — с молитвой,
              с благоговением, но без тянучки. О.Михаил всегда говорил:
                  "Не нужно народ заставлять, чтобы он перетрудился во время службы.
                   Надо, чтобы народ мог помолиться".
              Я с малолетства ходил в храм, помогал в уборке.
              Каждую неделю в воскресенье вечером он мне пряников давал — целый платок.
              а если меня не было — то с кем-то домой мне пошлет.
              Позже, когда я уже иподиаконом был у владыки Вениамина, после каждой
              службы к о.Евгению забегал, благословение взять, поисповедоваться, чаще
              прямо дома.
              У него на столе скатерть лежала и клеенка и под клеенкой у него всегда
              трояки лежали. И вот чего-нибудь принесешь из дома, каши там
              (он уже старенький был), посидишь у него. Он такой довольный был.
              И всегда доставал деньги и давал. Хотя я и старался не брать,
              но он топал ногами и говорил:
                    "Бери!"".
        Из воспоминаний дочери настоятеля Тельминского храма о.Михаила Мещерякова
        Веры Михайловны:
             "Он [игумен Евгений] был таким незаметненьким, тихим... Божий одуванчик.
              Его все любили. К "Монастырю" [церкви] пристроили ему отдельную келийку,
              она пониже была и отдельный вход, даже почти ступенек не было.
              И он жил. У него ничего не было. Одеяло — и то рваное, но все чистое.
              Он все раздавал, что ему дадут. Они ему сколько раз давали новое одеяло,
              а один раз мы ему привезли носки. А потом мне уезжать, и он мне приносит
              эти носки мужские в подарок, забыл, что это мы ему принесли...
              Даже часов у него не было.
              Проповеди почти что не говорил — несколько слов скажет — и все.
              К требам относился изумительно.
              Папа его обожал. Папа был моложе, но его любил, как ребенка.
              Его приглашали в гости — он стеснялся. Молчал, молчал.
              Возьмет коромысло, и, в подрясничке на Ангару за водой — это очень далеко
              было. Очень любил детей. А пойдет с ведрами — в него могут камень бросить".
        В 1963г. о.Евгений вышел за штат по болезни и старости.
        Из воспоминаний В.М.Мещеряковой:
             "Когда он пошел за штат, то все равно папе помогал. Служить почти
              не служил, а исповедовал, на требы ходил. Идет служба, а кто-то приходит:
                   "Больного надо причащать".
              О.Евгений — раз и идет. Мама говорила:
                   "Как бы вам за это не попало...",
              а он:
                   "Я ему [больному] жизнь продляю, он не выброшенный из жизни".
              И к нему все шли исповедоваться с удовольствием".
        Из воспоминаний протоиерея о.Василия Романова:
             "Когда о.Евгений состарился до такой степени, что уже не мог служить, то он
              помогал совершать только требы. О.Михаил отслуживал и уходил домой, потому
              что силы его уже покидали, то о.Евгений оставался и панихиды и молебны
              все уже дослуживал...
              Под конец о.Евгений не мог уже ни читать, ни петь, но все равно выходил
              на клирос, вставал под Иверскую икону Божией Матери и молился.
              Другой раз слезно молился. Слышишь — плачет кто-то.
              А это о.Евгений стоит плачет...
              Последние годы, когда о.Евгений стал совсем немощным, он сидел в храме
              у левого клироса... "
      Награды
        наперсный крест 
        Кем награжден архиепископ Иркутский Павел 
    Кончина
      1973 
      День 28 
      Месяц 1 
      Место Иркутская о., пос.Тельма 
      Из воспоминаний протоиерея о.Василия Романова:
           "Когда о.Евгений уже заболел, температура у него поднялась, свалился.
            Не мог уже приходить в церковь, и его дома уже исповедовали и причащали.
            И последний раз я его напутствовал Святыми Тайнами".
      Из воспоминаний прихожанки Тельминского храма Евфросиньи Роговой:
           "О.Евгений был как ангел. Он был немного юродивый. Юродствовал.
            Перед смертью он болел 1–2 недели. Татьяне Кузьминичне он сказал,
            что Крест он видел и Матерь Божию перед смертью, но разобрать трудно
            было, что он говорил. Она приходила к нему — когда в стенку он постучит.
            А так он никому не давал за собой ухаживать.
            И в келье своей убираться нам не разрешал"
    Публикации
      http://www.pravoslavie.ru/arhiv/44165.htm (Православие.RU. Архив. Документы истории. Степан Бажков. Иркутская епархия в Советский период. Дипломная работа). 
    Заявители
      1 Берхина Татьяна Гемфриевна 
      2 Рогова Евфросинья Дементьевна, прихожанка Тельминского храма с 1960г. 
      3 прот.Василий Романов 
      4 Шаповалова Вера Михайловна, дочь настоятеля Тельминского храма прот.Михаила Мещерякова 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ