Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодОсуждения 1925
Дела o30.228
    Серапион (Михайлов Сергей Иванович) 
    Год рождения 1875 
    День рождения 26 
    Месяц рождения 9 
    Место рождения Казанская губ., Лаишевский у., Чирповская вол., с.Емельяново 
    архимандрит 
    Родился 26 сентября 1875г. в благочестивой семье крестьянина с.Емельяново Ивана
    Михайловича Михайлова (умер в 1924г.) и его жены Евгении Егоровны (в девичестве
    Кузнецовой, уроженки соседнего села Корноухово, умерла в 1940г.).
    28 сентября крещен в Знаменской церкви с.Емельяново.
    Восприемниками были крестьянин с.Корноухово Семен Егоров и девица, жительница
    Казани, Вера Александрова. Таинство крещения совершал священник Симеон Меньшиков
    с диаконом Александром Егоровым.
    С детских лет Сергей был приучен к труду и воспитывался в любви к Богу и Церкви.
    В 1887г. Сергей Михайлов успешно окончил курс в Казанской Николаевской Богоявленской
    церковно-приходской школе, о чем получил свидетельство, выданное ему Казанским
    Епархиальным Училищным Советом 29 сентября 1887г.
    После того, как отец его, Иван Михайлович отслужил службу в армии, вся семья
    Михайловых переехала в Казань. В Казани отец занимался квасоварением и торговлей квасом
    Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1890-1891гг.] [1891-1903гг.] [1903-1906гг.] [1906-1907гг.] [1907-1912гг.] [1912-1927гг.] [1927-1942гг.]
      Служение
        Казань, Казанский Спасо-Преображенский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1890 
        День начала 21 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1891 
        Месяц окончания 8 
        В 1890г. Сергей Михайлов поступил в Казанский Спасо-Преображенский монастырь.
        В августе 1891г. для поступления в учительскую семинарию ему было выдано
        свидетельство от казначея Спасо-Преображенского монастыря:
              "... В том, что он с 21 апреля 1890г. и по настоящее время проживал в
               вышеуказанном монастыре и во все это время вел себя отлично, возлагаемые
               на него послушания исполнял ясно и безукоризненно..."
      Образование
        Казанская учительская семинария 
        Год поступления 1891 
        Год окончания 1895 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 5 
        31 мая 1895г. окончил учительскую семинарию в числе ее лучших учеников
      Места проживания
        Уфимская губ., Уфимский у., Надеждинская вол. (Башкирия, Благовещенский р.), с.Языково 
        Год начала 1895 
        День начала 1 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1900 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 9 
        После окончания семинарии в августе 1895г. был направлен учителем в Языковское
        земское училище Уфимского уезда.
        Он был достойным и уважаемым педагогом и миссионером
        Казань 
        Год начала 1900 
        Год окончания 1903 
        Осенью 1900г. возвратился в Казань.
        В Казани до 1903г. служил счетным работником Контрольной Палаты
      Образование
        Высшие миссионерские курсы при Казанской Духовной Академии 
        Год поступления 1903 
        Год окончания 1905 
        В 1903г. стал слушателем Академических миссионерских курсов в Казани.
        Курсы были открыты в 1898г. как самостоятельное духовно-учебное заведение
        при архиепископе Казанском и Свияжском Арсении (Брянцеве).
        До 1903г. благоустроителем, председателем педагогического совета и
        хозяйственного комитета курсов был Преосвященный Антоний (Храповицкий) —
        ректор Казанской Духовной Академии, епископ Чистопольский.
        С 1903г. руководителем курсов был епископ Чистопольский Алексий (Молчанов).
        С 1903г. на Казанской кафедре находился новый архиепископ — Димитрий (Самбикин),
        он же ректор Казанской Духовной Академии, который обратил очень большое внимание
        на инородческое и миссионерское дело, он расширил круг преподаваемых на миссионерских
        курсах предметов, открыл еще одно отделение — Чувашское, в дополнение к двум
        существующим — Татарскому и Монгольскому, поручил комиссии проект нового устава
        и штатов миссионерских курсов с трехгодичным обучением вместо двухгодичного.
        В годы учебы на миссионерских курсах Сергей Иванович Михайлов проживал в
        Казанском Спасо-Преображенском монастыре.
        В 1905г. он успешно окончил миссионерские курсы и
        был направлен преподавателем русско-славянского языка в Сергиево-Лаврское
        монастырское училище
      Служение
        Московская губ., Дмитровский у., г.Сергиев Посад, Сергиево-Лаврское монастырское училище 
        Должность преподаватель русско-славянского языка 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1906 
        Месяц окончания 11 
        Пробыл преподавателем училища до ноября 1906г., после чего вернулся в Казань
      Рукоположение
        монах 
        Серапион 
        1906 
        День 26 
        Месяц 11 
        Место Казань, Казанский Спасо-Преображенский миссионерский монастырь 
        20 ноября 1906г. Сергей Иванович Михайлов получил назначение
        на должность законоучителя второклассной учительской церковно-приходской школы
        при Черемисском Михаило-Архангельском монастыре Козьмодемьянского уезда
        Казанской губ., настоятелем которого был игумен Геронтий (Николаев).
        Через неделю, 26 ноября 1906г., в Казанском Спасо-Преображенском монастыре,
        он был пострижен в монашество с именем Серапион
        иеродиакон 
        1906 
        День 4 
        Месяц 12 
        Место Казань, Спасо-Преображенский миссионерский монастырь 
        4 декабря 1906г. был рукоположен во иеродиакона и назначен в число штатных
        иеродиаконов Михайло-Архангельского монастыря
      Служение
        Казанская губ., Козмодемьянский у., Черемисский Михайло-Архангельский мужской монастырь 
        иеродиакон 
        Должность законоучитель 
        Год начала 1906 
        День начала 20 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1907 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 6 
        Законоучитель второклассной учительской церковно-приходской Михаило-Архангельской школы
      Рукоположение
        иеромонах 
        1907 
        День 11 
        Месяц 6 
        Место Казань, Спасо-Преображенский миссионерский монастырь 
      Служение
        Казанская губ., Козмодемьянский у., Черемисский Михайло-Архангельский мужской монастырь 
        иеромонах 
        Должность законоучитель, заведующий (с 17.09.1907г.) церковно-приходской школы 
        Год начала 1907 
        День начала 11 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1909 
        День окончания 29 
        Месяц окончания 5 
        17 сентября 1907г. он был назначен на должность заведующего Михайло-Архангельской
        школы.
        В течение 4-х лет иеромонах Серапион трудился на послушании заведующего и законоучителя
        этой школы. По его началом было 6 учителей и 130 учеников.
        Это был серьезный и ответственный труд, с которым он успешно справлялся.
        29 мая 1909г., Указом Священного Синода, иеромонах Серапион был переведен в
        Костромскую епархию, будучи утвержден настоятелем Авраамиево-Городецкого
        монастыря.
        Попрощавшись с настоятелем игуменом Геронтием
        и братией Михайло-Архангельского монастыря, получив благословение архиепископа
        Казанского и Свияжского Никанора (Каменского),
        23 июня 1909г. иеромонах Серапион, взяв с собой нескольких своих воспитанников
        из черемисов и чувашей, по железной дороге (за казенный счет), выехал к месту
        своей новой службы
        Костромская губ., Чухломской у., пос.Городок (с.Ножкино), Чухломской Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1909 
        День начала 23 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1912 
        День окончания 4 
        Месяц окончания 10 
        Иеромонах Серапион прибыл в древнюю обитель 11 июля 1909г.
        Монастырь был основан в глухих лесах на берегу Чухломского озера во второй
        половине 14 века прп.Авраамием, по благословению прп.Сергия Радонежского, как
        обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
        Главной святыней обители были мощи прп.Авраамия.
        Авраамиево-Городецкий монастырь на протяжении 14–19 веков являлся главным духовным
        центром Чухломского края.
        Иеромонах Серапион был назначен настоятелем на место прежнего игумена Ионы,
        уволенного согласно его собственному прошению по слабости здоровья.
        В монастыре проживало 12 насельников.
        Новому настоятелю иеромонаху Серапиону пришлось много потрудиться как по
        устройству духовной жизни, так и по хозяйственной деятельности.
        О.Серапион был мудрым строителем, администратором, рачительным хозяином и
        главное — добрым пастырем.
        22 августа 1909г. о.Серапион был награжден набедренником.
        Из рапорта благочинного монастырей настоятеля Кривоезерской пустыни архимандрита
        Сергия преосвященному Тихону (Василевскому), епископу Костромскому и Галичскому:
             "...Долг имею почтительнейше довести до сведения Вашего Преосвященства о
              произведенных настоятелем Авраамиево-Городецкого монастыря иеромонахом
              Серапионом постройках и ремонтах и иных улучшениях по сельскому хозяйству в
              отношении обработки полей и зерна, вновь закупленных иеромонахом Серапионом
              сельскохозяйственных машинах за время его управления монастырем с 11 июля
              1909г. по 15 июля 1912г. .... " .
        17 сентября 1912г. Преосвященный епископ Костромской и Галичский Тихон (Василевский)
        обратился в Святейший Синод с ходатайством:
             "По вниманию к выдающимся работам настоятеля Авраамиевого монастыря иеромонаха
              Серапиона о благоустройстве вверенного ему монастыря...
              удостоить его представления к награде саном игумена вне очереди".
        6 октября 1912г. Святейший Синод удовлетворил это ходатайство:
             "По Указу Его Императорского Величества, Святейший Синод слушали: рапорт
              Вашего Преосвященства.... Приказали:
              Во внимание к настоящему ходатайству Вашего Преосвященства, в коем Вы
              свидетельствуете об улучшении настоятелем Чухломского Авраамиевого
              Городецкого монастыря, иеромонахом Серапионом, монастырского хозяйства и
              умелом руководстве его братии обители в исполнении монашеских обетов,
              Святейший Синод определяет: возвести означенного иеромонаха в сан игумена..."
        10 октября 1912г. епископ Тихон вызвал иеромонаха Серапиона на 28 октября 1912г.
        в Кострому для возведения в сан игумена
      Награды
        набедренник 
        Год награждения 1909 
        День 22 
        Месяц 8 
      Рукоположение
        игумен 
        1912 
        День 4 
        Месяц 10 
        Место Кострома, Хрисанфо-Дариевская церковь Троицкого Ипатьевского монастыря 
        Кто рукоположил викарий Костромской епархии епископ Кинешемский Арсений (Тимофеев) 
      Служение
        Костромская губ., Чухломской у., с.Ножкино, Чухломской Аврамиев Городецкий мужской монастырь 
        игумен, архимандрит 
        Должность настоятель, благочинный монастырей Галичского округа (с 09.09.1915г.) 
        Год начала 1912 
        День начала 4 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1925 
        6 мая 1913г. игумен Серапион был награжден наперсным крестом.
        18 января 1915г. утвержден в должности постоянного члена Чухломского Учебного
        Костромского Епархиального Училищного Совета.
        В 1919г. монастырь был официально закрыт, но продолжала существовать
        монашеская община во главе с игуменом Серапионом, зарегистрированная как
        приходская. Все имущество монастыря было передано этой общине.
        В начале 1920-х гг. о.Серапион был возведен в сан архимандрита.
        В 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей",
        "комиссия по изъятию" конфисковала у монастыря накопленные за века ценности и
        святыни, изготовленные из золота и серебра, в том числе серебряную раку с гробницы
        прп.Авраамия.
        На территорию Авраамиевского монастыря, стеснив братию обители, советские власти
        перевели детский дом из Чухломы ("Чухломской детгородок"). В нем проживало 43
        воспитанника в возрасте от пяти до 18 лет. Даже советская печать считала этот
        городок "беспризорным", постоянно сообщая о воровстве заведующих и заброшенности
        детей. В августе 1922г. губернская газета писала:
            "Дети оборваны, грязны и совершенно предоставлены сами себе, есть случаи
             занятия безобразием и развратом. Обокрали церковь. Часто дети вступают
             в пререкания с крестьянами, в связи с чем не пользуются любовью населения..."
        Дети делали не только бесчинства, о которых свидетельствовала советская пресса,
        но и совершали кощунства в храмах, портили церковное имущество и испражнялись в
        святой источник, устроенный прп.Авраамием 600 лет назад.
        В великий праздник обители, 1/14 августа 1925г., в день прп.Авраамия, после
        проповеди, архимандрит Серапион обратился к паломникам и прихожанам монастыря с
        просьбой подписать ходатайство о принятии мер против безобразий, творимых
        воспитанниками детдома, пытаясь таким образом защитить святыню и имущество
        монастыря.
        После этого он обратился к Губпрокурору с этим ходатайством-заявлением,
        подписанным также казначеем и старостой Авраамиевской религиозной общины
        Крошкиным А.М., а также казначеем и старостой Кадкинской религиозной общины
        Воробьевым И.М. и председателем Варваринской религиозной общины Вороновым Н.А.
        В заявлении содержалось ходатайство о защите Авраамиевского монастыря от
        разрушения, расхищения и осквернения, которое производили воспитанники детского
        дома.
        Вскоре архимандрит Серапион (Михайлов), Крошкин А.М., Воронов Н.А., Воробьев И.М.
        были арестованы и заключены в Чухломскую тюрьму
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1913 
        День 6 
        Месяц 5 
        Кем награжден Священный Синод 
      Осуждения
        Нарсуд 1-го участка Чухломского уезда Костромской губ. 
        21/12/1925 
        Обвинение "подстрекательство и соучастие в ложном обвинении воспитанников детского дома в разрушении Авраамиевского монастыря" 
        Статья ст.16,177 УК РСФСР 
        Приговор 1 год лишения свободы и 3 года высылки из Костромской губ., дополнительно подвергнуть штрафу в 50 руб. 
        Проходил по делу вместе с Крошкиным А.М., Воробьевым И.М. и Вороновым Н.А.
        Из обвинения:
             "Считать доказанным, что 1/14 августа 1925г. священник и он же настоятель
              Авраамиевского монастыря архимандрит Серапион Михайлов после окончания
              богослужения во время праздничного дня годового Авраамия произнес в виде
              проповеди среди молящихся нападки на воспитанников детского дома, находящихся
              в детском доме у Авраамия, что таковые расхищают и разрушают имущество,
              принадлежащее церкви, что со стороны граждан, молящихся и была просьба
              к нему, Михайлову, походатайствовать. Он же, Михайлов, со своей стороны,
              изложил заявление от уполномоченных религиозных общин Крошкина, Воробьева
              и Воронова, направив Губпрокурору Костромской губернии, изложив в заявлении
              ложные нападки на воспитанников детского дома. Не разъясняя сущности
              описанного, Михайлов заявление дал подписать Уполномоченным Крошкину,
              Воробьеву и Воронову, каковые вследствие своей неопытности подписали
              это заявление и направили его Губпрокурору, несмотря на то, что лично
              не видели, как дети разрушали и уничтожали вещи, принадлежащие храму и
              оскверняли колодец, чего сам священник Михайлов также не видел и что
              выставленные с его стороны вышеуказанные свидетели не подтвердили и не
              видели, чтобы дети детского дома производили хулиганство и бесчинство
              над имуществом Авраамиевской церкви и что обвиняемые Крошкин, Воробьев,
              Воронов признают себя виновными в подаче Губпрокурору ложного заявления
              и что организованной Комиссией от Президиума Чухломского Уездного
              Исполкома 15 сентября 1925г. обследование состояния Авраамиевского
              монастыря и имущества было установлено, что то или другое повреждение
              произошло вследствие безхозяйственности и слишком долгого не производства
              ремонта, как-то с 1910г., что не отрицает и сам Михайлов, а также
              установлено, что никакой причастности воспитанников детского дома в
              его разрушении не было.
              Каковое деяние ... Воробьева, Крошкина и Воронова предусматривается
              наказуемым по ст.177 УК РСФСР, и деяние в подстрекательстве и сообществе
              Михайлова — ... по ст.16 и ст.177 УК РСФСР...".
        21 декабря 1925г. архимандрит Серапион был приговорен к 1 году лишения свободы
        и 3 годам высылки, а Крошкин А.М., Воробьев И.М., Воронов Н.А. — к 3 месяцам
        лишения свободы
      Места заключения
        Костромская губ., г.Чухлома, тюрьма 
        Год начала 1925 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1925 
        Месяц окончания 12 
        Содержался в чухломской тюрьме во время следствия.
        После приговора архимандрит Серапион бы отправлен в Костромской Исправдом
        Кострома, Исправдом N 1 
        Год начала 1925 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1926 
        День окончания 31 
        Месяц окончания 8 
        31 августа 1926г. он был освобожден (по амнистии) из Исправдома согласно
        постановлению Президиума ВЦИК Совнаркома от 16 августа 1926г.:
           "Из-под стражи освободить, считая остающийся срок лишения свободы условным.
            Приговорить к штрафу в 50 руб. и к высылке на 3 года из Костромской губ."
        Ивано-Вознесенская (Костромская) губ., Макарьевский у. 
        Год начала 1926 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1927 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 11 
        В 1926г. после освобождения из Исправдома архимандрит заезжал в Кострому и
        несколько дней жил у священника Николая Петровича Гондвушина, знакомого ему
        еще по службе в Авраамиевом монастыре.
        В 1926г. он приезжал также в общину Макарьевского монастыря, где настоятелем
        был архимандрит Парфений, служили священниками о.Митрофан (умер в 1930г.)
        и о.Евфимий, приходским священником служил также о.Александр Орнадский.
        Постановлением Макарьевского Уездного административного отдела
        от 18 ноября 1927г. согласно постановлению ЦИК СССР об амнистии в честь 10-летия
        Октябрьской Революции от 6–7 ноября 1927г. архимандрит Серапион от высылки был
        освобожден
      Служение
        Ивановская Промышленная о., Кинешемский округ, Макарьевский р. (Татарстан, Верхнеуслонский р.), пос.Введенская Слобода, Макарьевская Свято-Вознесенская Пустынь 
        архимандрит 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1929 
        После освобождения архимандрит Серапион служил в Казанской епархии на должности
        приходского священника в церкви при общине Макарьевского Вознесенского мужского
        монастыря близ г.Свияжска.
        Настоятелем монастырской общины был архимандрит Парфений.
        Кроме о.Серапиона, служили священники о.Митрофан, о.Евфимий и о.Александр
        Орнатский.
        В 1929г. община Макарьевской пустыни была закрыта
        Казань 
        архимандрит 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        С 1929г. архимандрит Серапион 8 месяцев прожил в Казани
        Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки, Ильинская церковь 
        архимандрит 
        Год начала 1930 
        Год окончания 1936 
        В начале 1930г. был назначен священником в церковь с.Большие Осиновки Казанской
        епархии, недалеко от села Емельяново, где он родился.
        В это время митрополитом Казанским и Свияжским был Кирилл (Смирнов), хотя
        он и находился в ссылке в Красноярском крае. Два викария митрополита Кирилла —
        Иоасаф (Удалов) и епископ Чебоксарский и Чистопольский Афанасий (Малинин)
        управляли делами Казанской епархии в труднейших условиях, всевозможными способами
        согласовывая важные вопросы с митрополитом Кириллом, как правящим архипастырем.
        Архимандрит Серапион служил в церкви с.Большие Осиновки до 1936(1937?)г.
        В Больших Осиновках он жил в маленьком, старом, покосившемся домике.
        Архимандриту приходилось платить тяжкие налоги, верующие ему помогали, сколько
        могли.
        Житель села Б.-Осиновки Б.Н.Кузьмичев, который мальчиком, по поручению своей
        матери, носил архимандриту молоко и яйца (а архимандрит угощал его, в свою очередь,
        сахарком, что было тогда ценным гостинцем) и вместе с другими ребятами пилил
        для него дрова и носил ему их домой, вспоминает:
             "Хороший был батюшка Серапион, он всегда ласково утешал нас в скорбях и
              трудностях"
      Места проживания
        Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки 
        Год окончания 1938 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 7 
        До 1938г. архимандрит продолжал проживать в с.Большие Осиновки.
        На допросе в 1941г. архимандрит Серапион показал:
             "...В 1937г. в с.Б.Осиновки я прекратил служить. В это время в Б.Осиновке
              появился священник Максим, фамилии его я не знаю, бывший монах, он пытался
              устроиться при Б.-Осиновской церкви, но так как он обновленец, а приход
              староцерковницкий, то у него ничего не вышло. Прожив шесть месяцев, он
              уехал, после него приехал с той же целью священник Пычихин Феодор, но его
              РИК не зарегистрировал, и он, прожив год в Осиновке, тоже уехал... "
        Казань 
        Год начала 1938 
        День начала 1 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1939 
        День окончания 9 
        Месяц окончания 6 
        С 1 июля 1938г. до 9 июня 1939г. проживал в Казани
        Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки 
        Год начала 1939 
        День начала 9 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1941 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 10 
      Аресты
        Татарская АССР, Рыбно-Слободский р., с.Большие Осиновки 
        Год ареста 1941 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 10 
        Архимандрит Серапион был арестован органами Рыбно-Слободского РО НКВД
        Татарской АССР. Постановление об аресте выписано 27 октября 1941г., ордер на
        арест выписан 28 октября 1941г., постановление об аресте было объявлено
        архимандриту Серапиону 29 октября 1941г.
        После ареста он был увезен в Рыбную Слободу и заключен в КПЗ при РО НКВД
      Осуждения
        СПО НКВД Татарской АССР 
        23/03/1942 
        Обвинение "а/с деятельность, а/с агитация, враждебно настроен к Соввласти, распространение провокационных пораженческих к/р слухов, клевета на Советскую власть" 
        Статья ст.58–10 ч.2 УК РСФСР 
        Из Рыбной Слободы архимандрита Серапиона отправили в тюрьму г.Чистополя.
        Дело было начато 29 октября 1941г., окончено 18 ноября 1941г.
      Места заключения
        Татарская АССР, с.Рыбная Слобода, КПЗ при РОНКВД 
        Год начала 1941 
        День начала 29 
        Месяц начала 10 
        Татарская АССР, г.Чистополь, секретная тюрьма НКВД N 4 
        Год окончания 1942 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 3 
        В Чистопольской тюрьме архимандрита допрашивали в течение 20-ти с лишним дней.
        Дата последнего допроса — 18 ноября 1941г.
        Из обвинительного заключения:
            "В процессе расследования было установлено, что Михайлов, как бывший
             священник-архимандрит, враждебно настроен к Советской власти, проводил
             среди населения антисоветскую агитацию, распространял провокационные
             слухи и высказывал пораженческие взгляды. На протяжении ряда лет Михайлов,
             в кругу антисоветски настроенного духовенства, клеветал на Советскую
             власть.
             В конце 1937 года в сельской пожарной сторожке, в присутствии колхозников
             Кузьмина и Сметанина, а также 17 августа 1941г., в сельской кузнице среди
             колхозников Клюева, Гаврилова, Воронина и Яруллина, он клеветал на
             колхозное строительство и советскую печать и распространял антисоветские
             провокационные измышления.
             В августе месяце 1941 года, в присутствии колхозника Герасимова,
             Михайлов распространял провокационные измышления, дискредитирующие
             одного из руководителей Красной Армии.
             В октябре 1941 года в доме колхозника Гаврилова, Михайлов высказывал
             контрреволюционные пораженческие взгляды.
             Допрошенный в качестве обвиняемого Михайлов виновным себя признал,
             а также достаточно изобличается показаниями свидетелей: Воронина,
             Клюева, Яруллина, Иванова, Егорова, Кузьмина, Сметанина, Гаврилова,
             Герасимова, Кузьминой и очными ставками со свидетелями: Гавриловым,
             Кузьминым, Клюевым, Сметаниным.
             На основании изложенного — обвиняется...
             в том, что он, как бывший служитель религиозного культа, враждебно
             настроенный к Советской власти, на протяжении ряда лет вел антисоветскую
             агитацию, клеветал на Советскую власть и печать, распространял
             антисоветские провокационные слухи и высказывал пораженческие взгляды,
             т.е. достаточно изобличается в преступлениях предусмотренных
             ст.58–10 ч.2 УК РСФСР.
             Руководствуясь ст. 208 УПК, следственное дело N 17241 по обвинению
             Михайлова Сергея Ивановича направить на рассмотрение
             Особого Совещания при НКВД СССР.
             Полагал бы: обвиняемого Михайлова Сергея Ивановича подвергнуть
             высшей мере наказания — расстрелу, с конфискацией всего лично ему
             принадлежащего имущества".
        Обвинительное заключение составлено 18 марта 1942 года в г.Казани, т.е.
        через неделю после смерти архимандрита в тюрьме
    Кончина
      1942 
      День 11 
      Месяц 3 
      скончался в тюремной больнице во время следствия 
      Место Татарская АССР, г.Чистополь, тюремная больница 
      Место захоронения Татарская АССР, г.Чистополь, общая братская могила на краю городского кладбища 
      В акте о смерти в качестве причины смерти указан "колит на почве обмена веществ",
      но является сомнительным тот факт, что он умер от колита. Возможно, он был замучен
      в тюрьме.
      По всей вероятности, о.Серапиона погребли в общей братской могиле на краю
      городского кладбища г.Чистополя
    Реабилитация
      Дата 18/11/1996 
      Кем реабилитирован Прокуратура Татарской АССР 
      По году репрессий 1942 
    Публикации
      Архимандрит Никандр (Анпилогов). Жизнь Ради Правды и Веры Христовой. М: Парад, 2010. 96с., ил. 
    Заявители
      Архимандрит Никандр (Анпилогов) 
    Документы
      Архив УФСБ РФ по Республике Татарстан. Д.2–1909. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ