База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в."
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ГодНачалаСлужения 1981
Дела or1.35
    Модест (Мелентьев Андрей Александрович) 
    Фамилия Мелентьев 
    Год рождения 1915 
    День рождения 11 
    Месяц рождения 6 
    Место рождения Вологодская губ., Великоустюжский у. (Кировская о., Лальский р.), Савинский с/с, д.Степшинская 
    архимандрит 
    По данным из уголовного дела 1932г. [4] год рождения — 1916г.
    Аскет, высокой духовной жизни: лечил бесноватых, имел дар прозорливости,
    помогал бедным, хотя сам жил всегда впроголодь.
    Родился в семье крестьян Александра Николаевича и Серафимы Яковлевны Мелентьевых.
    У Андрея был брат Василий и сестры Татьяна и Анастасия.
    Из воспоминаний о.Модеста:
        
    "С малых лет я имел необычайное влечение к монашеской жизни и священному
         чину: устраивал в лесу келийку и там, поставив иконы, молился, как умел...
         Восьми лет я был отдан учиться грамоте. Полторы зимы учился, преуспел в
         познаниях учения удивительно скоро. Одновременно учился славянскому языку
         по Псалтырю и молитвам от своей матери.
         Волосы не давал стричь и во время учения носил одежду длинную.
         Когда наступали праздничные дни, то вставал рано и уходил ко службе
         в церковь, которая находилась в 3 верстах от нашей деревни, летом — босыми
         ногами, зимой — в лаптях.
         Научившись читать, стал брать книжки из церковной библиотеки. Я просиживал
         целые ночи за книгами, севши за стол со светом лампады. Читал, а потом,
         помолившись, ложился тут же на лавку за стол спать, положив под голову кошель
         с книгами.
         В 10 лет от роду, начал плакать и проситься у родителей отпустить меня
         в монастырь. Отец увез меня в Лальск, в монастырь и оставил там на житье" [1].
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1926-1932гг.] [1932-1933гг.] [1933-1946гг.] [1946-1948гг.] [1948-1961гг.] [1961-1981гг.] [1981-1990гг.]
      Служение
        Вологодская губ., г.Лальск, Михаило-Архангельский мужской монастырь 
        Должность послушник 
        Год начала 1926 
        Год окончания 1928 
        В монастыре учился пению на клиросе и чтению. Имел чудесный голос.
        В 1928г. монастырь был закрыт.
        После этого Андрей Мелентьев служил при разных церквах, ежегодно
        участвовал в крестных ходах, носил форму монаха, отращивал длинные волосы
        Вологодская губ., г.Лальск, собор 
        Должность алтарник 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1928 
        "В 1928г. меня перевели в собор г.Лальска для услужения в алтаре.
            На службу одевал стихарь, читал часы, деяния Апостолов, подавал кадило"
        Кировская о., Лузский р., с.Тимонино (Зелениха) 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1932 
        "В 1929г. благочинный о.Александр Попов послал меня исполнять должность
            псаломщика в село Тимонино (Зелениха) около станции Луза за рекой.
            Поселился я там в квартире у глухой старушки Марфы. Все свободное время
            посвящали мы с нею молитве и чтению Псалтыри"
      Аресты
        Кировская о., Лузский р., с.Тимонино (Зелениха) 
        Год ареста 1932 
        Был арестован ранней весной 1932г.
      Места заключения
        Архангельская о., г.Котлас 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1932 
        Из воспоминаний о.Модеста:
            "Случилось искушение у кого-то, а именно, наговор на меня.
             Пришел милиционер и арестовал меня и увел на станцию Луза, к начальству.
             А те увезли в Котлас и много пугали и допрашивали и посадили в холодный
             барак.
             Просидел там 5 суток, голодом морили, а потом снова были допросы и страх.
             Ничего не добившись, отпустили ночевать на волю.
             Пошел я в ближайшую деревню. Стучался во многие дома, но никто не пустил.
             Побродил по деревне, и залез под крыльцо одного дома и немного задремал.
             Была весна ранняя, половодье. Шел снег и дождь и ветер был невыносимо холодный.
             За все время пребывания в Котласе сотрясало меня как в лихорадке,
             а кормить никто и не думал.
             Наконец отпустили меня домой. Пошел пешком по железной дороге, в больших
             сапогах, купленных у выселенцев за 30 рублей. Силы оставили совсем в пути.
             Зашел в железнодорожную будку, старушка дала маленький кусок хлеба,
             посолила его и дала две картошки. Съевши сию пищу, пошел дальше.
             О, Боже мой, как пошагали мои ноги, чудно весь ожил, и вспомнил слово
             псалма — хлеб сердце человека укрепит.
             Шел дальше, и вот застигла меня ночь, подошел к одной караульной будке,
             забрался на сеновал осторожно, и, зарывшись в солому, прилег немного
             отдохнуть. А голодному не спится, встал и пошел далее.
             Во все время пути много излилось молений ко Господу Богу и Пречистой
             Богоматери и святым угодникам"
      Места проживания
        Вологодская губ., Великоустюжский у. (Кировская о., Лальский р.), Савинский с/с, д.Степшинская 
        Год начала 1932 
        Год окончания 1933 
        Из воспоминаний о.Модеста:
            "Пришедши домой к родителям, нашел их в больших слезах по мне, и
             целый тот год не поступал никуда на место.
             Потом снова начал странствовать по церквям и благодетелям"
      Служение
        Кировская о., Лузский р. с.Рождество (Учка), Христорождественская церковь 
        Должность псаломщик, сторож 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1934 
        В церкви с.Рождество два года был псаломщиком и сторожем
        Вологодская губ. (Кировская о.), г.Великий Устюг, кладбищенская церковь 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1934 
        Год окончания 1935 
        Потом с целью получения паспорта целый год работал на кладбище г.Великого Устюга
        После получения паспорта вернулся в приход Усть-Недумской церкви
        Кировская о., Лузский р., д.Озера, Введения во храм Пресвятой Богородицы Усть-Недумская церковь (пустынь) преп.Леонида Усть-Недумского 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1935 
        Кировская о., Лузский р., г.Лальск, кладбищенская церковь 
        Должность алтарник 
        Год окончания 1936 
        Потом служил алтарником в кладбищенской церкви г.Лальска
        Кировская о., Лузский р., г.Лальск, Воскресенский собор 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1937 
        К 1937г. Андрей Мелентьев стал служить в действующем соборе псаломщиком.
        Свидетели по делу 1937г. потом рассказывали, что до прибытия Андрея Мелентьева
        посещение лальских церквей было незначительным, и победа над религией уже
        чудилась лальским "активистам". Но вот прибыл молодой псаломщик с ангельской
        внешностью и голосом, и народ в церковь пошел, особенно молодежь, на которую
        у него было особое влияние. А у лальской молодежи — к нему особое доверие.
        В деле приводятся его слова, обращенные к молодым:
            "Почему вы не верующие и не ходите в церковь? ... Вы смотрите на меня.
             Мне всего 21 год, а я не отрекаюсь от православной веры"...
        Когда в 1936г. в канун Пасхи, как тогда практиковалось в русле борьбы с
        религией, был устроен рядом с церковью молодежный карнавал, он вышел
        из церкви и обратился к собравшимся девушкам и парням:
            "Что вы ходите с огнями и красными факелами, идите к нам в церковь!"
        И кое-кто послушал молодого церковнослужителя и завернул в храм.
        И получалось, что его слова более привлекательны для молодежи, чем все
        надуманные методы и формы борьбы советской власти с религией.
        В то время по линии советской власти шел сбор подписей за закрытие собора
        в Лальске. Андрей Мелентьев на квартире кузнеца Сумарокова, где он проживал,
        устраивал собрания, где агитировал не ставить свои подписи в подписных листах
      Места проживания
        Кировская о., Лузский р., г.Лальск, ул.Розы Люксембург, 22 
        Год начала 1936 
        Год окончания 1937 
        День окончания 28 
        Месяц окончания 9 
      Аресты
        Кировская о., Лузский р., г.Лальск 
        Год ареста 1937 
        День ареста 28 
        Месяц ареста 9 
        28 сентября 1937г. Андрей Мелентьев был арестован по обвинению в
        контрреволюционной агитации, потому что после закрытия собора собирал
        подписи прихожан для открытия храма.
        При обыске у него были изъяты паспорт, военный билет, личная переписка и
        религиозные книги с пометками (как видно, он их внимательно изучал) и 100 руб. денег
        Когда же его арестовали, все верующие в Лальске искренне жалели молодого
        псаломщика
      Осуждения
        Особая тройка при УНКВД Архангельской обл. 
        17/10/1937 
        Обвинение "контрреволюционная деятельность, контрреволюционная агитация" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 8 лет ИТЛ 
        ГАСПИ КО. Ф.Р-6799. Оп.9. Д.11964.
        Ему были поставлены в вину высказывания за восстановление церквей, в защиту
        религии. В пересказе следователей эти его высказывания звучали таким образом:
           "Я буду активизировать население в религиозном духе, особенно молодежь"
        или
           "Религия воспитывает лучше, чем Советская власть".
        Андрей Александрович все обвинения в контрреволюционной агитации отрицал,
        виновным себя не признал и на протоколе допроса написал:
           "Отрицаю. Мелентьев".
        17 октября 1937г. по постановлению тройки при УНКВД по Архангельской обл.
        он был осужден к 8 годам ИТЛ
      Места заключения
        Кировская о., Лузский р., г.Лальск, тюрьма в помещении Воскресенского собора 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1937 
        День окончания 15 
        Месяц окончания 10 
        Из дневников архимандрита Модеста (Мелентьева):
            "В ночь на 28 сентября Господь послал испытания мне и прочему
             духовенству. Нас арестовали и посадили в нежилой холодный соседний
             (Воскресенский) собор. Просидели мы в нем до Покрова...
             На Покрову ночь увезли ночью, посадили в баржу парохода и отправили в Устюг..."
        Вологодская о., г.Великий Устюг 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1937 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 11 
        Из дневников архимандрита Модеста (Мелентьева):
            "Сидели мы в барже и пели всенощную. Вспоминали церковную сладость службы
             Божией и все благолепие церковное и проливали обильные слезы.
             Прибыли мы в Устюг, сразу в баню, обыскали нас там всех, постригли, и
             отведены были мы в бывший Михаило-Архангельский монастырь и
             заключены в камеру N 8. Пробыли мы там до 11 ноября.
             Все было отобрано от нас: и крестики, и пояса, и четки. Скорбь была
             великая без всего этого орудия духовного.
             При отправке в Котлас 11 ноября я вытребовал свой крестик нательный
             деревянный, осьмиконечный с серебряным распятием, в два вершка длины.
             Не могу изъяснить, как обрадовался возвращению креста, лобызал его
             с великими слезами и воздыханиями.
             И уже путь до Котласа пешком не был страшен. 70 верст шли мы пешим порядком,
             не разрешалось ночевать в пути, не евши.
             Дошли мы до Красавинской фабрики 25 верст, впустили нас 150 человек
             в один дом. Жара, духота невыносимая, нестерпимая жажда палила всю
             внутренность.
             Я все время находился со старичком священником из Папулово — протоиереем
             Павлом Тюрниным. Принесли нам кипятка два ведра, я перво-наперво
             напоил отца Павла, а уж самому — сколько осталось. Пробыли мы тут два
             часа и ночью пошли далее по голой замерзшей земле. Измучились
             безмерно, шли поддерживая друг друга с отцом Павлом. А если отпустимся
             невзначай, то оба падали"
        Архангельская о., г.Котлас 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1937 
        День окончания 30 
        Месяц окончания 11 
        Из дневников архимандрита Модеста (Мелентьева):
            "Пришедши в Котлас, Господь послал нам милость: 12 человек духовенства
             поместили отдельно от прочих, в камере. Ноги нисколько не двигались, я
             не мог даже положить их на койку. Отдохнувши тут 3 ночи, начали нас
             погружать в вагоны и отправлять на мурманскую дорогу. С 15 ноября
             ехали мы в дороге до 30 ноября"
        Карелия, Медвежьегорский ИТЛ (Белбалтлаг НКВД) 
        Год начала 1937 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1946 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 5 
        Из дневников архимандрита Модеста (Мелентьева):
            "Привезли нас в Карелию, в лес. Там высадили, были для нас раскинуты
             брезентовые палатки для жилья. Холод, голод были невыносимы.
             Начали ходить в лес на работу под большой охраной, как великие преступники.
             Начали наши люди уходить в больших количествах на тот свет.
             Много горя и кручины пережил я за эти 8 лет заключения.
             А сколько слез пролито о святой матери церкви, о святых ее таинствах!
             Так не исповеданы и не причащены жили годами — не было меры горю и слезам
             об этом.
             Возили нас по разным местам для работы, исполняли самые трудные работы,
             сил не хватало выполнять нормы, а поэтому и питание убавлялось.
             Мы сильно истощались, от дьявола плоти приходилось испытывать искушения,
             но единая вера, надежда и любовь хранила от всего этого и не давала
             побороть наши души унынию и отчаянию. Только молитва и утешала, и
             подкрепляла душевные и телесные силы. И ее, святую молитву, не оставлял
             никогда и тайно и явно в бараке и на работе молился. И на волю Господню
             во всем полагался...".

        В марте 1938г. он подавал заявление о пересмотре дела
        из Медвежьегорского отделения ББК Верховному Прокурору СССР:
            "Считая себя невиновным, прошу вашего распоряжения о пересмотре моего дела
             со снятием судимости, дабы я мог вернуться к моей несчастной семье,
             состоящей из престарелых отца и матери, двух малолетних сестер, которые
             за неимением никаких средств к существованию в это время находятся
             в крайне бедственном и безвыходном положении..."

        Зам. прокурора Архангельской области на такую его жалобу вынес протест:
            "Свидетель показал, что Мелентьев верующий и ведет работу среди населения
             за открытие церквей — а в чем выражается эта работа — не установлено.
             Другой свидетель показал, что в доме Сумарокова проводил собрание
             Мелентьев. Такое показание ничего не говорит.
             Еще один свидетель показал, что Мелентьев среди населения Лальска проводил
             агитацию за открытие церкви, собирал собрания и пр.... Показания
             свидетеля, занимавшего в ту пору должность председателя поселкового совета
             не убедительны.
             Принимая во внимание вышеизложенное, находя, что контрреволюционная
             деятельность Мелентьева следствием не доказана, прошу решение тройки УНКВД
             отменить, и дело производством прекратить..."

        После такого протеста дело было отправлено на доследование. Вновь допросили
        свидетелей. Правда, к тому времени часть свидетелей, дававших показания,
        оказались и сами арестованными и осужденными, часть уже умерли. Оставшиеся
        в живых подтвердили свои показания.
        Следствие длилось до августа 1940г. Но Постановление УНКВД по Архангельской обл.
        гласило:
           "В ходатайстве о пересмотре дела осужденному Мелентьеву отказать.
            Решение тройки при УНКВД АО оставить в силе."

        Во время войны в лагере Андрей Мелентьев честно трудился на благо Родины.
        В одном из писем священника Павла Невмержицкого есть строки об о.Модесте:
            "...Я лично проработал 6 лет в заключении вместе с отцом Модестом...
             Нам двоим лагерное начальство преподнесло Почетные грамоты и награждение
             деньгами за хорошее поведение и работу...".

        Андрей Мелентьев был освобожден 1 мая 1946г. и вернулся в Лальск
      Рукоположение
        диакон 
        1946 
        День 29 
        Месяц 6 
      Служение
        Кировская о., Лузский р., г.Лальск, Воскресенский собор 
        диакон 
        Должность псаломщик 
        Год начала 1946 
        День начала 29 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1948 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 1 
      Рукоположение
        иеродиакон 
        Модест 
        1948 
        День 5 
        Месяц 1 
        Место Кировская о., Лузский р., г.Лальск, собор 
        Пострижен в монашество 23 декабря 1947г./5 января 1948г.
        иеромонах 
        1948 
        День 14 
        Месяц 1 
        Место Кировская о., Лузский р., г.Лальск 
        Дав согласие на переход в Архангельскую епархию, был возведен в сан иеромонаха
        и назначен служить в Селянский молитвенный дом на Виледи
      Служение
        Архангельская о., Вилегодский р., с.Селяна, Селянский Никольский молитвенный дом на Виледи 
        иеромонах 
        Год начала 1948 
        День начала 14 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1950 
        День окончания 11 
        Месяц окончания 1 
        Прослужил в Селянском молитвенном доме два года.
        Через два года был переведен настоятелем в Богоявленскую церковь Вилегодского р-на
        Архангельская о., Вилегодский р., с.Вилегодск, Богоявленская церковь 
        иеромонах 
        Год начала 1950 
        День начала 11 
        Месяц начала 1 
        Год окончания 1956 
        День окончания 7 
        Месяц окончания 2 
        Архангельская о., Котласский р., с.Туровец, Свято-Богоявленская церковь 
        иеромонах 
        Должность настоятель 
        Год начала 1956 
        День начала 7 
        Месяц начала 2 
        Год окончания 1961 
        7 февраля 1956г. указом N 134 указом епископа Архангельского и Холмогорского Феодосия
        иеромонах Модест был назначен настоятелем Свято-Богоявленской церкви с.Туровец.
        В Туровце было две церкви. Старая деревянная церковь была построена в 1780г.
        и имела два престола: во имя Богоявления Господня, второй — во имя св.Николая
        Чудотворца, службы проводились только летом. Действующая каменная церковь
        построена в 1815г. и освящена во имя Успения Божией Матери.
        В связи с пожарами храмы неоднократно сгорали, но строились вновь. Так был
        разобран старый храм Богоявления. В дальнейшем на его месте стали строить часовню.
        Начало службы на Туровце о.Модеста не было радостным: на это место претендовал
        другой священник, несколько лет назад служивший там отец Григорий Лопатин.
        Некоторые члены "двадцатки", которые привыкли, и которым нравился о.Григорий,
        были против нового неизвестного священника, встретили отца Модеста "в штыки",
        даже написали петицию в Патриархию. Однако, духовное начальство не удовлетворило их просьбу,
        оставило свое решение о назначении настоятелем Богоявленской церкви
        иеромонаха Модеста.
        Нелегко давалась служба о.Модесту в части налаживания требуемого всеми
        церковными правилами порядка, т.к. служившие понемногу перед ним священники
        не успели навести должный порядок.
        "Страсти" по о.Григорию после его отъезда потихоньку утихали, люди стали
        привыкать к о.Модесту. Если в начале служения в течение почти трех месяцев
        "бойкота" он сам пек просфоры, открывал храм, звонил в колокола, зажигал
        лампады, то появились помощники из старого коллектива, а также приехали новые.
        Из письма от 04.12.1957г. за 122 подписями граждан общины верующих, адресованному
        архиепископу Никандру:
           "...Со времени настоятельства иеромонаха о.Модеста при нашем храме многое
           изменилось к лучшему, во-первых, самое главное, чем жива христианская душа —
           это внятная уставная истовость богослужения, проповеди, слова Божия...
           Чистота и полное благолепие храма Божия и по хозяйственной части везде
           строгая дисциплина и расчетливость. Всегда мы видим его трезвого и во своем
           чину, не делается ни малейших поблажек членам церковного совета, как
           это было раньше. В прошедшие годы приходная сумма почти всегда была в
           норме 58 тысяч в год. За время служения отца Модеста при нашем храме
           повысилась доходность в 1956г. на 20 тысяч руб., а в 1957г. на 40 тысяч и
           более. Но несмотря на все это лучшее в приходской жизни о.Модеста...
           отдельные личности ведут подрывную деятельность против о.Модеста и занимаются
           грязной пропагандой против его справедливой и безупречной жизни.
           Он достоен высшей награды за его труды (чего мы ждем от Вашей милости ему),
           а не порицания и опорочения...".

        Поддерживали о.Модеста родные и друзья. Некоторое время жила на Туровце его
        мать, Серафима Яковлевна, приезжала в гости сестра, Анастасия Александровна,
        племянницы, священник из Грузии о.Виссарион.
        Указом архимандрита Никандра от 24.04.1958г. о.Модест был переведен на службу
        в с.Айкино Коми АССР. Батюшка сдал все дела и имущество приходскому совету и
        поехал к месту назначения. Однако в Котласе его догнала телеграмма,
        повелевающая служить на Туровце до Радоницы, а позже последовала телеграмма
        с приказом продолжить службу до особого распоряжения (которое поступило
        только через четыре с половиной года).
        Служение о.Модеста в эти годы было трудным.
        Так, например, 16 января 1959г. вечером на Туровец приехал участковый милиционер,
        который без предъявления документов на право проверки и обыска,
        потребовал приходно-расходные документы и сделал обыск в комнате о.Модеста.
        Взял 3100 рублей и просил приготовить еще. На вопрос отца Модеста:
        "Что это значит?", милиционер ответил, что поступили жалобы на неправильное
        расходование церковных средств.
        Зная, что у него все в порядке, о.Модест подал рапорт в епархию и попросил
        епархиальную канцелярию проверить церковные документы по приходу и расходу
        денежных средств, акты ревизионной комиссии. Таким образом, он смог защититься
        от клеветников. За помощью найти у праву на участкового, пришлось ехать
        в Архангельск.
        В результате в Туровец прибыли представители МВД области, Котласа и разобрались
        с незаконными действиями участкового и заставили возвратить деньги, что и было
        сделано.
        Вся эта история неблагоприятно сказалась на слабом после пребывания в заключении
        здоровье о.Модеста. Он заболел, как он пишет, "сердцем и нервами" и послал рапорт
        архимандриту Никандру 28 января 1959г. с просьбой отпустить его из Архангельской
        епархии, чтобы вернуться на свою родину в Кировскую епархию и ухаживать
        за престарелой матерью. Ему шли письма с приглашениями служить в различных
        храмах Кировской обл: г.Советска, сел Мутошкино, Великорецкого, Злобино,
        села Ямского Котласского р-на.
        Но разрешение на перевод не поступало, и о.Модест продолжал служить на Туровце.
        Народ любил это место и, невзирая на запреты, особенно в большие летние праздники
        (Троицы, Туровецкой Конной, Явления Божией Матери Одигитрии) собирался
        из окрестных мест в большом количестве.
        Кроме проведения служб, церковных обрядов крещения, венчания, отпевания,
        выполнение которых не приветствовалось, о.Модест, как настоятель, был
        ответственным и за всю финансово-хозяйственную деятельность храма.
        Согласно письму финотдела Котласского Райсовета депутатов от 21 января 1959г.,
        всем работникам храма, получающим заработную плату, необходимо было ежегодно
        сдавать заполненные декларации о доходах в установленный срок. Ответственным
        являлся настоятель. Во-время надо было платить и налоги.
        Отчетность перед епархией, служебная переписка занимала немало времени.
        В отпуск можно было ездить только по т.н. "отпускному билету". Сохранился
        такой билет, выданный о.Модесту 20 апреля 1959г.
        Храм находился далеко в лесу, откуда трудно было доехать. О.Модест обращался
        с просьбой к уполномоченному по Архангельской обл. разрешить купить лошадь.
        Ответ был таков: "Покупку лошади разрешить не могу, т.к. сенокосных участков
        Вам не выделят и нечем будет ее кормить".

        Председатель райисполкома был особенно зол на Церковь, гонял всех, запрещал
        ходить в церковь, поддерживать храм, запрещал давать муку для просфор.
        Приходилось всячески доставать, привозить. Однажды, когда скрытно везли муку
        в почтовой машине, ее заставили открыть и выгрузили муку прямо в лесу. Пришлось
        потом перевозить ее на тележке.
        Послушница Глафира Шарина рассказывала, что однажды на Туровец приехал
        председатель местного колхоза и стал требовать ключи от храма, сказав,
        что ему его передали, и он сделает там склад. Ключи ему не дали, а наутро она
        вместе с псаломщиком поехала в Москву, в Министерство по делам религии:
           "Приняли нас вежливо, я тому чиновнику всю ситуацию объяснила, Он куда-то
            сходил, принес бумаги и сказал, что
               "Есть закон, что у каждого священника должен быть только один храм,
                а у вас там два. Поэтому, один можно бы и передать, только не таким
                способом, как ваш председатель хотел бы сделать. Поезжайте домой,
                разберемся".
            Так, на какое-то время храм мы отстояли, не дали осквернить".

        После празднования Успения Божией Матери в августе, отслуженного о.Модестом
        в 1960г., от райисполкома поступило указание закрыть одну церковь.
        Так как деревянная летняя церковь требовала большого ремонта, решили служить
        в каменной церкви. В деревянную церковь был разрешен только вход вниз в кладовую.
        Поэтому монахини, жившие при церкви, хранили ключи, прятали их, не отдавали
        никому.
        Большое некогда село Туровец постепенно пришло в упадок. Многие жители подались
        в близлежащие города и поселки. Около храма в 1960-х гг. оставалось всего
        несколько жилых домов.
        Монахини жили впроголодь, питаясь в основном дарами леса. Прихожан было мало,
        т.к. ходить в церковь фактически запретили.
        Народ жил бедно, поделиться нечем, поэтому были рады любому сухарику.
        Батюшкам местные жители носили молоко, а порой они сами ходили за ним
        в близлежащую деревню Носыриха (Красная Гора), а то и просто чайку попить.
        Строгий и очень ответственный в церковных делах о.Модест был очень мягким,
        чутким человеком. Был он и добрым, отзывчивым. В его документах находятся две
        расписки прихожан, бравших лично у него в долг деньги по 300 руб.
        При о.Модесте были обновлены хозяйственные церковные постройки (дом для прихожан
        и дом для священника), причем в основном за счет недорого купленного дома
        в дер.Белые и пожертвованного имущества богатого жителя дер. Новинки.
        Прихожане полюбили батюшку, благодарностью отвечали на его любовь, заботу о них.
        Храм находился далеко в лесу. Люди собирались отовсюду, в основном пешком или
        на попутном транспорте (лошадях, машинах). Конечно, прихожане уставали,
        а впереди еще обратная дорога. Учитывая все это, заботливый батюшка за церковной
        оградой построил длинные столы со скамейками. Службы проходили долго, по всем
        правилам и заканчивались к обеду. После службы на столы ставили большие
        кипящие самовары, сразу три. Прихожане садились, доставали свои узелки с едой,
        пили чай, отдыхали, и, довольные, расходились по домам.
        В церковные праздники о.Модест обходил дома прихожан, живущих недалеко от храма
        "со славой". Для этого сначала необходимо было получить разрешение уполномоченного
        Батюшку встречали хлебом-солью.
        Одна из прихожанок, Валентина Андреевна Курилова, вспоминала слова о.Модеста,
        сказанные на проповедях в Туровецком храме:
           "Если мы верим в Бога, а ничего нет — мы ничего не теряем, если не верим,
            а есть — мы все потеряем". Задумайтесь, пожалуйста, над этими словами,
            насколько они мудры!!!"

        2 сентября 1961г. о.Модеста постигло большое горе — умерла его мать.
        О.Модест очень сокрушался о том, что его мечта о переводе в Кировскую епархию,
        и дать тем самым покой матери в последние годы ее жизни, так и не была
        удовлетворена.
        О.Модест был отмечен Патриархом Алексием церковными наградами
      Награды
        наперсный крест 
        Год награждения 1959 
        День 13 
        Месяц 4 
        Кем награжден Патриарх Алексий I 
        митра 
        Год награждения 1961 
      Рукоположение
        игумен 
        1961 
      Служение
        Архангельская о., Котласский р., с.Туровец, Свято-Богоявленская церковь 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1961 
        Год окончания 1962 
        Месяц окончания 9 
        Через год, в сентябре 1962г., поступило указание о переводе о.Модеста
        настоятелем в Свято-Сергиевский молитвенный дом в с.Ширша Архангельской обл.
        Это было неожиданным известием для туровецких прихожан, 16.09.1962г. состоялось
        собрание Приходского совета ("двадцатки"), на котором было решено послать
        делегацию в составе трех человек в Архангельск, просить о возвращении о.Модеста.
        До выяснения вопроса решили передачу инвентаря не производить и вновь назначенного
        священника о.Варнаву (Улитина) до службы не допускать.
        Получилось, что на первом собрании в Туровце о.Модеста не хотели допускать
        (хотели отца Григория), на последнем — не хотели отпускать, полюбили его.
        О.Модест полюбил Туровец всей душой и в дальнейшие годы своей жизни часто
        приезжал туда, учил, наставлял молодых священников
        Архангельская о., с.Ширша, Свято-Сергиевский молитвенный дом 
        игумен 
        Должность настоятель 
        Год начала 1962 
        Месяц начала 9 
        Перевод о.Модеста в с.Ширша все же состоялся.
        Далее о.Модест служил в Красноборске, Каргополе, Вельске, Сольвычегодске,
        Архангельске
        Архангельская о., Красноборский р., с.Усть-Евда 
        игумен 
        Архангельская о., г.Каргополь 
        игумен 
        Архангельск, г.Сольвычегодск 
        игумен 
        Год начала 1972 
        В Сольвычегодске о.Модест служил с 1972г. в течение полутора лет
        Архангельская о., г.Вельск 
        игумен 
        В Вельске о.Модест служил в течение пяти лет
        Архангельск 
        игумен 
        Должность первый священник 
        Несколько лет о.Модест не мог работать из-за болезней, полученных в результате
        заключения в лагерях.
        В 1979г. у него в результате инфаркта отнялась рука, было поражено зрение.
        Но Господь смилостивился над своим угодником и возвратил ему здоровье
      Награды
        палица 
        Год награждения 1970 
        наградный крест с украшениями 
        Год награждения 1977 
        почетная грамота 
        Год награждения 1978 
        орден св.кн.Владимира III степени 
        Год награждения 1978 
        наградная митра, инкрустированная алмазами 
        Год награждения 1981 
      Рукоположение
        архимандрит 
        1981 
        В 1981г. был награжден митрой с алмазами и возведен в сан архимандрита
      Служение
        Архангельск 
        архимандрит 
        Год начала 1981 
        Год окончания 1983 
        Вологодская о., г.Великий Устюг, Стефановская церковь 
        архимандрит 
        Должность второй священник 
        Год начала 1983 
        Месяц начала 7 
        Год окончания 1989 
        Месяц окончания 6 
        Первый священник Стефановской церкви г.Великого Устюга о.Стефан рассказывал:
          "Батюшку Модеста очень уважали и любили за доброту и преданное служение Богу.
           У него на службе всегда было много народу, с ним любой мог поговорить по душам.
           Словом, светлый был человек. И когда он надумал ехать на родину в Лузу, все
           очень горевали по нему"
        Кировская о., Лузский р., с.Озера (Усть-Недум), Введенская Усть-Недумская церковь 
        архимандрит 
        Год начала 1989 
        Месяц начала 6 
        Год окончания 1990 
        День окончания 18 
        Месяц окончания 8 
        Отец Модест остаток своей жизни уехал доживать к себе на родину.
        Здоровье о.Модеста к концу жизни было сильно подорвано лагерями, но, тем
        не менее, в 1989г. он взялся восстанавливать свой родной Введенский храм
        св.Леонида Усть-Недумского, где с малых лет прислуживал священнику, помогал
        раздувать кадило.
        О.Модест сам своими руками сделал иконостас, он вообще был мастером на все руки.
        В 1989г. усердием о.Модеста церковь была вновь открыта и восстановлена
    Кончина
      1990 
      День 18 
      Месяц 8 
      Место Кировская о., Лузский р., с.Озера (Усть-Недум) 
      Место захоронения Кировская о., Лузский р., с.Озера, рядом с алтарем Введенской церкви 
      О.Модест умер 18 августа 1990г. после третьего инфаркта.
      К тому времени храм был готов: и крышей покрыт и окна вставлены.
      Похоронен о.Модест у алтарной стены храма.
      Архимандрит Модест завещал своему духовному сыну, протоиерею Валентину
      Таразевичу (настоятелю Успенского храма и благочинному г.Вельска), когда умрет,
      отпеть его по монастырскому уставу.
      О.Валентин Таразевич, навещавший его в Усть-Недуме, последний раз приехал как
      раз перед его кончиной, когда о.Модест после третьего инфаркта лежал в больнице.
      Из воспоминаний прот.Валентина Таразевича:
          "Я к нему месяц ездил в больницу. За сутки до смерти он исповедовался
           у меня и причастился из моих рук, а 18 августа, на Преображение, умер.
           Умер быстро, легко... Жаль, немного не дожил до поры, когда верующим
           свободу дали, сейчас бы он воспрянул. Все мечтал уйти в монастырь. На
           старости лет говорил: "Я послужить могу, не буду обузой монахам".
           А умер как подобает монаху: в трудах восстановления храма Божия.
           За свою жизнь отец Модест много храмов построил и многих людей к вере привел.
           В Селяне строил, в Виляде строил, в Туровце храм восстановил.
           Учеников у него было много. А в последние годы к нему столько людей стало
           приходить, но никому не отказывал в приеме, любому совет давал.
           Похоронили его рядом с алтарем восстановленной им церкви, в которой
           под спудом покоятся и мощи святого. Земля там хорошая, прочная, красная
           глина, лежать будет долго" [5]
    Реабилитация
      Дата 28/07/1989 
      По году репрессий 1937 
    Публикации ->
    Заявители ->
      1. Осташов Анатолий Тарасович

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ