База данных "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в." (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь монах Должностьпомощник эконома, звонарь Год начала1905 Год окончания1914
В Иссык-Кульском монастыре исполнял обязанности звонаря и помощника эконома.
В 1914г. вышел из монастыря Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Архиерейская дача монах Должностьсторож Год начала1914
Некоторое время нес послушание на архиерейской даче.
Вскоре вернулся в Иссык-Кульский монастырь Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь монах Должностьпомощник эконома, звонарь Год окончания1916
Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на
Иссык-Кульский монастырь и стали требовать ценности.
Монахи сказали, что у них ценностей нет.
Киргизы велели к определенному дню приготовить ценности и пригрозили расправой
в случае отказа.
Тогда часть монахов, в числе которых были отцы Феогност и Пахомий, заранее
ушли из монастыря кто в горы, кто в ближайшие селения на лодках.
Отец Ириней и некоторые монахи преклонного возраста остались, сказав: "Будь, что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно".
В назначенный день оставшиеся монахи закрылись и стали служить.
Все исповедовались, причастились.
Киргизы приехали утром 11 августа, принялись стучать саблями. Монахи
не открывали. Из рассказа о.Ираклия верненским монахиням: "На меня страх напал, видимо, мне не время было умирать, неготовый я был. Я побежал на колокольню... Метался, метался и подлез под тес, под лист железа. Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности. Иконы побили, забрали церковную утварь чаши, подносы, кресты. Потом во дворе началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко, я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть. Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека, как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной тогда было... ".
Рассказывая это, о.Ираклий называл замученных по именам и плакал. "Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него кожу... Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю, киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают... "Ты живой?" "Живой" "Как же ты спасся?" "Да вот, я на колокольне был"; Плачем все. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в общей могиле".
Впоследствии всю свою жизнь он горячо молился за своих собратьев-мучеников,
и каялся в том, что не пошел с ними на эту Голгофу