Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодРукоположения 1916
Дела o10.96
    Ираклий (Мотях (Митяха) Сергей) 
    Год рождения 1863 
    Место рождения Черниговская губ. 
    схимонах 
    Родился в семье казака в Черниговской губернии.
    Как рассказывал он сам, в монастырь его отдали совсем ребенком,
    родителей своих он не помнил. Когда пришло время, послушник принял иноческий
    постриг с именем Иосиф. Поступил в Свято-Троицкую обитель на северном берегу озера
    Иссык-Куль
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1905-1916гг.] [1916-1928гг.]
      Рукоположение
        мантия 
        Ириней 
        1905 
        День 25 
        Месяц 3 
        Место Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        25 марта 1905г. пострижен в мантию с именем Ириней
      Служение
        Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        монах 
        Должность помощник эконома, звонарь 
        Год начала 1905 
        Год окончания 1914 
        В Иссык-Кульском монастыре исполнял обязанности звонаря и помощника эконома.
        В 1914г. вышел из монастыря
        Семиреченская о., г.Верный (Казахстан, г.Алма-Ата), Архиерейская дача 
        монах 
        Должность сторож 
        Год начала 1914 
        Некоторое время нес послушание на архиерейской даче.
        Вскоре вернулся в Иссык-Кульский монастырь
        Семиреченская о., Иссык-Кульский Свято-Троицкий мужской монастырь 
        монах 
        Должность помощник эконома, звонарь 
        Год окончания 1916 
        Летом 1916г. в Семиречье началось восстание киргизов. Они напали на
        Иссык-Кульский монастырь и стали требовать ценности.
        Монахи сказали, что у них ценностей нет.
        Киргизы велели к определенному дню приготовить ценности и пригрозили расправой
        в случае отказа.
        Тогда часть монахов, в числе которых были отцы Феогност и Пахомий, заранее
        ушли из монастыря — кто в горы, кто в ближайшие селения на лодках.
        Отец Ириней и некоторые монахи преклонного возраста остались, сказав:
               "Будь, что будет. Мы уже старые и никому не нужны. Как Богу угодно".
        В назначенный день оставшиеся монахи закрылись и стали служить.
        Все исповедовались, причастились.
        Киргизы приехали утром 11 августа, принялись стучать саблями. Монахи
        не открывали. Из рассказа о.Ираклия верненским монахиням:
            "На меня страх напал, видимо, мне не время было умирать, неготовый я был. Я
            побежал на колокольню... Метался, метался и подлез под тес, под лист железа.
            Киргизы выбили двери, зашли в монастырь, стали требовать драгоценности.
            Иконы побили, забрали церковную утварь — чаши, подносы, кресты. Потом во дворе
            началась казнь. Я лежал под крышей, и мне все было видно. Было очень жарко,
            я чуть не сгорел, железо накалилось, хотелось пить, но пришлось все терпеть.
            Смотрел, как монахам саблями отрубали носы, уши, руки, ноги. Сделают человека,
            как самовар, он кровью исходит, а я не знаю, что со мной тогда было... ".
        Рассказывая это, о.Ираклий называл замученных по именам и плакал.
            "Потом одного старца повесили за ноги вниз головой и начали снимать с него
            кожу... Не пощадили никого, всех порубили. Под вечер, к заходу солнца, смотрю,
            киргизы сели на лошадей и уехали. А я все под крышей лежу. Вижу, появились люди
            из селений, и ушедшие монахи стали подходить. Тогда я стал вываливаться из
            своего убежища. Упал на пол колокольни, а у меня ни руки, ни ноги не работают...
            "Ты живой?" — "Живой" — "Как же ты спасся?" — "Да вот, я на колокольне был";
            Плачем все. К утру все раненые поумирали. Похоронили всех в общей могиле".
        Впоследствии всю свою жизнь он горячо молился за своих собратьев-мучеников,
        и каялся в том, что не пошел с ними на эту Голгофу
      Рукоположение
        схимонах 
        Ираклий 
        1916 
        После разгрома монастыря он принял Великую схиму с именем Ираклий
      Служение
        Семиреченская о., Верненский у., Аксайский скит на горе Кызыл-Жар близ г.Верного 
        схимонах 
        Год начала 1916 
        Год окончания 1921 
        Отец Ираклий, Феогност и Пахомий ушли в район г.Верного, в Аксайский скит
        на горе Кызыл-Жар.
        Там, вместе со своими сподвижниками иеромонахами Серафимом, Феогностом,
        Пахомием и Анатолием о.Ираклий нес свой молитвенный труд.
        В одной из келий подвижники совершали Божественные службы.
        По воспоминаниям их духовных чад, старавшихся при каждой возможности приходить
        в скит, службы эти были необыкновенные: пели сами монахи, и пение это оставляло
        в душах молящихся с ними благоговейный трепет и радость, как будто стояли они
        не на земле, а на небе.
        В начале августа 1921г. все пятеро насельников Аксайского скита пошли в город
        в Никольский храм на праздник великомученика Пантелеимона Целителя.
        После праздника Ираклий и Пахомий остались в городе, а трое вернулись в горный
        скит, где ночью отцы Серафим и Феогност были убиты красноармейцами, а о.Анатолию
        удалось бежать.
        После этого события оставшиеся в живых три подвижника уже не вернулись в горы.
        Схимонах Ираклий перебрался в станицу Талгар близ Алма-Аты
      Места проживания
        Семиреченская о., Верненский у., ст-ца Талгар 
        Год начала 1921 
        Год окончания 1927 
        В Талгаре старец поселился в семье старосты талгарской Никольской церкви И.Д.Дмитриева.
        В доме жить отказался и построил себе келью в саду.
        Очень любил детей Дмитриева. По воспоминаниям, бывало, играет с ними,
        забавляется, потом закроет лицо руками: "Прости, Господи! — и смеется.
        К нему иногда приходили верненские монахини Евфалия, Дорофея, Магдалина
        и инокини Александра, Феодора, Мариамна, Татьяна. Любили все вместе сидеть
        вечерами в саду под яблонями и петь псалмы и духовные канты.
        Отец Ираклий часто надолго уходил в горы молиться.
        В 1928г. семью Дмитриева арестовали и отправили в ссылку на Аральское море.
        Перед их арестом о.Ираклий ушел на побережье Иссык-Куля
        Киргизия, Иссык-Кульская о., келия в горах около озера Иссык-Куль 
        Год начала 1927 
        Год окончания 1928 
        О.Ираклий построил на берегу озера Иссык-Куль в горах келию, в которой прожил
        некоторое время в полном уединении.
        В начале зимы 1928г. житель с.Сазоновка (ныне Ананьево) Мирон Николаевич
        Дубинин ехал в горах верхом на лошади.
        Услышав стон, он поехал на звуки и обнаружил келию, а в ней старца Ираклия
        в обветшавшей разорванной монашеской одежде. Стонал старец оттого, что у него
        сильно болела рука. Мирон, видя его в таком бедственном положении, с трудом
        уговорил поехать в село
        Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазоновка (Сазановка) (Ананьево) 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1937 
        День окончания 10 
        Месяц окончания 6 
        Мирон Дубинин собрал в узелок все вещи и книги преподобного, посадил старца
        на лошадь и привез домой.
        За ночь жена Мирона сшила Ираклию новую одежду из холста, а наутро его отвезли
        к фельдшеру, который обработал рану.
        После выздоровления преподобный сказал, что жить в доме у них он не может.
        Тогда Мирон помог старцу устроить келию в саду, в сарае, служившем кухней.
        Поселок Сазановка был расположен в 10 км от разоренного Свято-Троицкого монастыря,
        Живя у Дубининых, старец продолжил свои аскетические подвиги.
        Схимонах Ираклий непрестанно молился. Ежедневно читал полунощницу, утреню,
        часы, обедницу, вечерню и повечерие.
        Спал мало и урывками, в постель не ложился, но почти все время проводил
        в молитве стоя. Изнемогая, сидя на лавке, засыпал ненадолго, и затем снова
        вставал на молитву.
        Молва о том, что в Сазоновке живет старец-схимник, быстро разнеслась по округе.
        К старцу стали приходить люди, просить совета и молитв.
        Все, что приносили ему, он отдавал супруге Мирона. Из келии выходил редко.
        Ходил в местный храм и в храм соседнего села Семеновки. Противостоял обновленчеству.
        В 1929г. в Сазоновке началась кампания по раскулачиванию, и большевики стали
        доискиваться о том, кто такой старец Ираклий. Мирон Дубинин вначале назвал его
        своим дядей. Когда власти выяснили, что это не так, Мирон Николаевич проводил
        старца к своему двоюродному брату Андрею Дубинину, а сам вскоре был арестован
        и посажен в тюрьму, откуда уже не вернулся.
        У Андрея Дубинина за домом стояла деревянная избушка, где и поселился старец.
        С утра до вечера чета Дубининых работала в поле, а их девять детей оставались
        на попечении старца. Он их кормил, когда проголодаются, и снова принимался
        за молитву.
        Вскоре на Дубининых стали давить, чтобы они вступили в колхоз, старца забрала
        к себе семья Бочарниковых, а Андрея Дубинина вскоре посадили на 10 лет.
        Бочарниковы жили очень бедно, в ветхой однокомнатной избе с печью, на которой
        они и спали.
        Сергий Феодотович Бочарников хотел построить для старца Ираклия келию, но он не
        дал на то согласия, а поселился в бывшем у них закроме, сколоченном из досок,
        в котором одна доска отодвигалась и служила дверью. Вместо кровати ему служил
        длинный стол, вместо постели — две дерюжки, свитые из конопли — на одной спал,
        другой укрывался. Печку преподобный тоже не разрешил поставить.
        Зимой, когда жена Сергия в избе печь топила, она собирала в ведро горячие угли
        и относила старцу. Это было все его отопление. Только в последние годы в его
        келии поставили чугунную печь.
        Иногда он нарушал свое уединение и общался с Бочарниковыми, но только
        исключительно на духовные темы.
        Схимонах Ираклий часто вел душеполезные разговоры, рассказывал Бочарниковым о
        вере и церковных праздниках.
        Люди продолжали ехать к нему из всех поселков, и Бочарниковы всех привечали.
        Вскоре волна раскулачивания коснулась и этой бедной семьи — за то, что они
        тоже не пожелали вступать в колхоз.
        Главу семейства связали, увели, но к вечеру отпустили. Из дома же забрали все,
        что можно было унести, оставив лишь голые доски. Когда преподобный увидел,
        что Бочарниковым и спать не на чем, он принес из келии своей две дерюжки,
        укрыл детей и сказал:
          "Ну вот, ребятушки, ложитесь, спите, а мы посидим. А завтра — что Бог пошлет,
           помогут люди".
        До утра он просидел с ними, укрепляя их молитвами и рассказами из житий святых,
        об их терпении, незлобии и кротости. Наутро пришли родственники Бочарниковых
        и другие односельчане и принесли им всего понемногу.
        О.Ираклий вел строгую подвижническую жизнь, старчествовал.
        К нему постоянно ходили верующие просить совета и молитвенной помощи.
        Всю жизнь старец был крайне прост и доступен, так что при всем благоговении
        к нему, люди не могли в полноте ощутить его величия.
        По своему смирению преподобный почти ничего о себе не рассказывал
    Кончина
      1937 
      День 10 
      Месяц 6 
      Место Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазановка (Ананьево) 
      Место захоронения Киргизия, Иссык-Кульская о., с.Сазановка (Ананьево), местное кладбище 
      В конце жизни отцу Ираклию было открыто, что он умрет в день праздника
      Вознесения Господня. К этому времени схимонах Ираклий попросил сшить ему новое
      схимническое облачение, сам расшил его крестами, и объяснил, как его хоронить.
      В июне 1937г. он тяжело заболел.
      Незадолго до Вознесения в саду Бочарниковых зацвели яблони. К вечеру, накануне
      праздника, преподобный вышел из келии и сказал детям:
         "Ну, ребятушки, пойдемте, погуляем".
      Когда дети играли в саду, старец прилег под яблоней и сам так и не смог встать.
      Его принесли домой, и Сергий Феодотович Бочарников ни на минуту не отлучался
      от него, сидел у одра его до самой кончины.
      До последней минуты старец был в сознании, в момент смерти окликнул Сергия
      Феодотовича, сложил руки крестообразно на груди, сделал последний вздох и
      закрыл глаза.
      На похороны старца съехались все знавшие его жители окрестных сел.
      И хотя время было страшное, люди шли и пели погребальное Трисвятое, пока несли
      гроб с мощами преподобного на местное кладбище.
      Священников не было, и некому было совершить чин отпевания.
      Сергий Бочарников, который сподобился увидеть кончину праведника, впоследствии
      был похоронен с ним в одной могиле на сельском кладбище с.Сазановка (Ананьево).
      После блаженной кончины старца, как и при жизни, к нему во все годы стекалось
      множество народа. Люди, молившиеся у его могилы, получали просимое даже,
      казалось бы, в самых безвыходных жизненных ситуациях.
      В течении нескольких десятилетий после кончины повествования о преподобном
      Ираклии не были записаны, но передавались знавшими его людьми из уст в уста,
      из поколение в поколение.
      В 1975г. обнаружилось, что гроб о.Ираклия был совершенно неистлевший, как новый.
      Память о схимонахе Ираклии, архимандрите Геннадии и иерее Исаии жива в
      Иссык-Кульской обл., их называют "три столпа Православия"
      11 августа 1993г. схимонах Ираклий был прославлен в лике местночтимых святых
      Алма-Атинской епархии, а в августе 2000 года Юбилейный Освященный Архиерейский
      Собор Русской Православной Церкви внес его имя в Собор новомучеников и исповедников
      Российских для общецерковного почитания.
      13 сентября 2004г. мощи преподобного Ираклия были обретены на православном
      кладбище села Ананьева. При обретении мощей преподобного Ираклия был найден
      деревянный крест размером 30х16 см и хорошо сохранившиеся остатки черной ткани
      с изображением схимнического креста.
      На следующий день святые мощи перенесли в Бишкекский Воскресенский кафедральный
      собор.
      Поначалу святыню положили в алтарной части и выносили для всеобщего поклонения
      в храм два раза в год: 10 июня (в день преставления) и 13 сентября (в день
      обретения мощей).
      27–28 октября 2008г. мощи были изнесены из алтаря и положены для постоянного
      пребывания в специально устроенную для этой цели раку с сенью, расположенную
      в южной части храма.
      Все это время могила святого на православном кладбище Ананьева оставалась
      местом паломничества верующих.
      5 сентября 2015г. на могиле преподобного был установлен памятник
    Канонизация
      1
        Преподобноисповедник схимонах Ираклий (Митяха) 
        Дата 11/08/1993 
        Кем канонизирован Синодальная комиссия при Московском Патриархате 
        Местночтимый святой Алма-Атинской епархии
      2
        Преподобноисповедник схимонах Ираклий (Митяха) 
        Дата 20/08/2000 
        Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13–16 августа 2000г. 
        Кто представил Алматинская епархия 
        Дни памяти
          1
            Собор новомучеников и исповедников Российских 
            Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
          2
            Старый стиль 28.05 
            Новый стиль 10.06 
            дата кончины (1937г.) 
    Публикации
      1 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г. 
      2 Крест на Красном обрыве. М.: Изд-во им.Святителя Игнатия Ставропольского, 2002. 
      С.7–10,28–37,151–152. 
      3 Православная энциклопедия/ Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Т.26. Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. М.: "Православная энциклопедия", 2011. 
      С.277. 
      4 https://drevo-info.ru/articles/13673010.html (Древо — Открытая Православная Энциклопедия. Ираклий Иссык-Кульский). 
    Заявители
      Королева Вера Викторовна (исследователь) 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ