Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Четверухин Илья Николаевич Дела o13.555 => o13.555 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1
Служение
    Служение
    Москва, церковь при Ермаковской богадельне в Сокольниках 
    священник 
    Год начала 1911 
    Год окончания 1919 
    Служил до закрытия большевиками богадельни и церкви при ней в начале 1919г.
    Москва, Николо-Толмачевская церковь в Замоскворечье 
    священник 
    Должность настоятель 
    Год начала 1919 
    Год окончания 1929 
    День окончания 24 
    Месяц окончания 6 
    Став настоятелем храма, о.Илья нашел его в бедственном положении. Богатые
    прихожане, бывшие раньше благотворителями храма, или умерли, или уехали.
    Диакон и псаломщик уволились. Не было ни дров, ни муки, ни свечей, ни
    деревянного масла для лампад, ни церковного вина. Первую зиму храм не
    отапливался и внутри искрился от инея. Богомольцев почти не было. Но все же
    всегда находилось немного муки, масла и вина, и служба не прекращалась.
    О.Илья служил каждый день. Службы проходили благоговейно, торжественно и
    строго. О.Илья прилагал много усилий, чтобы каждое слово, произнесенное в
    алтаре или на клиросе, доходило до молящихся. Постепенно в храм стало приходить
    все больше людей. Появились помощники и помощницы.
    Вокруг о.Ильи собралась группа глубоко верующих, в основном высокообразованных
    людей, преданных церкви и своему духовному отцу. Их называли "Толмачевцами".
    Все прихожане с радостью принимали участие в уборке и украшении храма, в пении
    и чтении. Аналои с книгами стояли уже не на клиросе, а в храме, т.к. о.Илье
    хотелось, чтобы как можно больше молящихся участвовало в богослужении.
    В храме по возможности полно соблюдался устав, так что даже жившие по соседству
    старообрядцы стали заходить в храм. Проповеди о.Илья произносил не только
    за литургией, но за каждой почти службой. Иногда это были просто ответы на
    вопросы прихожан. В этих случаях о.Илья, не готовясь заранее, приникал на
    несколько минут головой к святому престолу — и выходил на амвон. Говорить он
    мог и час, и полтора. Слова его доходили до всех присутствующих и глубоко
    проникали в души. В то время, как в храме шла глубокая духовная жизнь, напротив
    церкви, дверь в дверь, в здании бывшей церковно-приходской школы, превращенной
    в клуб, неслась антирелигиозная пропаганда, провозглашались и развешивались
    лозунги, призывающие к насилию и диктатуре. Под церковные праздники устраивались
    антирелигиозные мероприятия, и тогда навстречу крестному ходу двигалось
    шествие с богохульными транспорантами, в адрес молящихся неслись насмешки и ругань,
    а в священника бросали камни. В эти годы священники обязаны были устроиться
    на работу, т.к. служба в храме таковой не считалась. О.Илья устроился научным
    сотрудником в Третьяковскую галерею, а Евгения Леонидовна делопроизводителем
    во Всеобуче. Они рано утром уходили в храм, затем — на работу, затем — снова
    в храм, и уже после этого — домой. О.Илья собрал огромную ценнейшую библиотеку.
    Каждую лишнюю копейку он использовал для покупки книг

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ