Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Досифей (Шонин Дмитрий Алексеевич)
    Досифей (Шонин Дмитрий Алексеевич) 
    Фамилия Шонин 
    Год рождения 1864 
    Место рождения Рязанская губ., Данковский у., с.Кочеры 
    Получил первоначальное образование дома. По другим сведениям, закончил сельскую школу.
    Отслужил в армии, — запасной нижних чинов. Был холост
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[1893-1897гг.] [с 1897г.]
      Служение
        Владимирская губ., Александровский у. (Владимирская о., Александровский р.), ст.Арсаки, Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь 
        Должность указной послушник (с 1897г.) 
        Год начала 1893 
        День начала 23 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1897 
        День окончания 22 
        Месяц окончания 3 
        23 ноября 1893г. Дмитрий Шонин пришел в Свято-Смоленскую Зосимову пустынь.
        Через 4 года монастырских послушаний стал указным послушником и
        назначен пономарем
      Рукоположение
        монах 
        Досифей 
        1897 
        День 22 
        Месяц 3 
        Был пострижен в мантию с именем Досифей
        иеродиакон 
        1897 
        Месяц 8 
        иеромонах 
        1901 
      Служение
        Владимирская губ., Александровский у. (Владимирская о., Александровский р.), ст.Арсаки, Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь 
        монах, иеродиакон, иеромонах (с октября 1901г.) 
        Год начала 1897 
        День начала 22 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1907 
        День окончания 1 
        Месяц окончания 5 
        Из воспоминаний дочери профессора МДА М.А.Голубцовой:
            
        "Помню, как в первый раз служил о.Досифей. Он вышел кадить такой строгий,
             с опущенными глазами; его седые волосы, истощенное бдением и постом тело,
             худое лицо и горящие глаза невольно напомнили мне преподобных, как они
             пишутся на иконах или рисуются при чтении житий русских иноков. Дух бодр,
             а плоть немощна — вот что убедительно говорит его внешность нам, немощным
             духом. К вечерне я пришла уже как своя. Был по обычаю акафист Спасителю.
             О.Иннокентий прочел молитвы перед исповедь, и в сердце шевельнулась боязнь.
             Я еще не знала, к кому идти: к отцу Досифею? — я боялась его аскетизма и
             строгости, к отцу Иннокентию? — но все наши исповедовались у о.Досифея..."
        Московская губ., Коломенский у., Коломенский Свято-Троицкий Ново-Голутвин женский монастырь 
        иеромонах 
        Должность духовник 
        Год начала 1907 
        День начала 1 
        Месяц начала 5 
        Год окончания 1907 
        1 мая 1907г. о.Досифея временно перевели в Коломенский Ново-Голутвин монастырь
        Тут же он был отправлен в Махрищский Троицкий женский монастырь духовником
        Владимирская губ., Александровский у. (Владимирская о., Александровский р.), с.Махра, Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь 
        иеромонах 
        Должность духовник 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1909 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 10 
        Владимирская губ., Александровский у. (Владимирская о., Александровский р.), ст.Арсаки, Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь 
        иеромонах 
        Год начала 1909 
        День начала 2 
        Месяц начала 10 
        Год окончания 1923 
        2 октября 1909г. возвратился в Свято-Смоленскую Зосимову пустынь.
        Наряду со зосимовским старцем о.Алексием (Соловьевым) и другими иеромонахами
        нес послушание исповедника.
        О.Досифей принимал многочисленных паломников пустыни. Среди его духовных чад были
        философ Алексей Федорович Лосев и его супруга — Валентина Михайловна
        Соколова-Лосева.
        В 1923г. Зосимова пустынь была закрыта
        Московская губ., Звенигородский у., Павловская вол., с.Борисоглебское-Аносино (Московская о., Истринский р., с.Аносино), Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь 
        иеромонах 
        Должность исповедник 
        Год начала 1923 
        Год окончания 1927 
        После закрытия Зосимовой пустыни вынужден был переместиться в Борисоглебский
        Аносин женский монастырь, что невдалеке от ст.Снегири. Там он служил исповедником.
        Игумения Иоанна (Макарова) была духовной дочерью схиигумена
        Германа (Гомзина) и в прошлое время часто посещала Зосимову пустынь.
        У нее о.Досифей жил при богадельне Аносина монастыря в отдельной келлии.
        Служил каждый день, в особенности все ночные службы: повечерия, вечерни.
        Насельницы пустыни жили по строгому монастырскому уставу прп.Феодора Студита.
        Они полюбили о.Досифея. Добрейшая мать Алипия (Таишева) — впоследствии
        схиигумения Евгения, юные послушницы Татьяна — дочь профессора-медика Фомина,
        впоследствии монахиня Магдалина, Любочка (Любовь Леонидовна Нечуй-Левицкая) —
        впоследствии схимонахиня Леонтия) и все насельницы монастыря умилялись
        от общения с батюшкой, напоминавшего блаженного и по временам юродствующего.
        По рассказам монахинь известно, что А.Ф.Лосев и его жена продолжали
        окормляться у старца Досифея и часто приезжали в Аносину пустынь.
        О.Досифей, хотя и не так часто, приезжал к тем братиям Зосимовой пустыни,
        которые после закрытия обители, поселились вблизи ее стен. Из письма одного из
        зосимовских насельников, о.Симона (Кожухова) от 12.07.1923г.:
            "...Хотя, повторяю, мне здесь и хорошо, но я все же нахожусь здесь выбитым
             из колеи. К тому же мне недостает храма, недостает старца и духовника.
             Хотя и приезжает к нам отец Досифей, но бывает слишком редко, а чаще
             бывать не может, слишком дорого обходится проезд...".

        В 1927г. Аносина пустынь была официально закрыта. Некоторое время монастырь
        существовал под видом сельскохозяйственной коммуны.
        Последняя служба состоялась на день праздника Св.Троицы в 1928г.
        7 июня 1928г. игумения Алипия и последние 6 монахинь были арестованы и высланы.
        Иеромонах Досифей переехал в Москву
        Москва, тайный монашеский скит на Никольской ул. 
        иеромонах 
        Год начала 1928 
        В Москве старец Досифей жил в тайном монашеском скиту на Никольской улице.
        Эта монастырская община, находившаяся недалеко от Лубянки, попала в поле внимания
        органов ОГПУ, и о.Досифей был вынужден уехать в с.Мамоново Кунцевского района
      Места проживания
        Московская о., Кунцевский р., с.Мамоново 
        Два года скитался
        Московская о., Кунцевский р., с.Баковка 
        Год окончания 1931 
        Поселился у церковного старосты Садовникова в с.Баковка.
        Тут у него часто стали собираться монахини из разогнанных монастырей:
        Евдокия Петровна Чухутина, Наталья Алексеевна Горева, Евдокия Петровна
        Емельянова и др.
      Аресты
        Московская о., Кунцевский р., с.Баковка 
        Год ареста 1931 
        День ареста 25 
        Месяц ареста 5 
        Был арестован и проходил по делу вместе с группой монахинь и верующих женщин
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Московской обл. 
        10/06/1931 
        Обвинение "антисоветская агитация, агитация против колхозов" 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 5 лет ИТЛ с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок, считая с 25.05.1931г. 
        Дело Д.10583.
        Из материалов дела:
            "Уголовное дело N 10583 возникло из поступивших в Райотдел сведений, что
             вышеупомянутые монашки ведут а/с работу, агитируют среди населения против
             коллективизации и других проводимых на селе соввластью кампаний, предвещая
             скоро падение через войну Советской власти — в связи с этим развал колхозов.
             Произведенным по делу следствием установлено:
                "Что действительно ЧУХУТИНА Евдокия Гавриловна, ГОРЕВА Наталья Алексеевна,
                 ЕМЕЛЬЯНОВА Евдокия Петровна, ЧУРБАКОВА Евгения Ивановна, МОРОЗОВА
                 Прасковия Сидоровна, МИЗИЛИНА Анастасия Ксенофонтовна, БОГОСЛОВСКАЯ
                 Ольга Александровна, ШОНИН Дмитрий Алексеевич, СОЛОВЬЕВА Прасковия
                 Матвеевна, СОЛОВЬЕВА Анна Григорьевна, МАРТЬЯНОВА Прасковия Васильевна,
                 ШУБИНА Александра Ивановна, ГЛАГОЛЕВА Софья Павловна, ТИМОХИНА Софья
                 Семеновна, ВАСИЛЬЕВА-ВЛАСОВА Екатерина Александровна, ШИШЛЯНИННИКОВА
                 Мелания Яковлевна и СУНДУКОВА Ксения Михайловна, проживающие
                 в д.Акулово, Очаково, Мамоново, Изварино, Баковка, Троице-Лыково,
                 Троице-Голенищево — среди женщин и вообще граждан этих деревень вели
                 агитацию против мероприятий Советской власти, как-то коллективизации,
                 заявляя, что "в колхоз вступать не надо, т.к. это дело не Божье, а
                 Антихриста, эти колхозы недолговечны, и они скоро развалятся, а в связи
                 с предстоящей войной рухнет и Советская власть", что "в колхозах находятся
                 босые, голые и голодные". Точно так же они вели агитацию и против
                 весенней полевой кампании, заявляя, что "в колхозе работать не нужно"..."
      Места заключения
        Казахстан, г.Караганда 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1936 
    Кончина
      1936 
      скончался в ссылке 
      Место Казахстан, г.Караганда 
      Скончался от малярии в ссылке в 1936г.
    Публикации ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL