Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Дмитревский (Дмитриевский) Леонид Федорович Дела o20.299 => o20.299 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
3
Служение
    Служение
    Кубанская о., Лабинский отдел (Краснодарский край), г.Армавир, Свято-Николаевская церковь 
    протоиерей 
    Должность настоятель 
    Год начала 1909 
    В 1909г. протоиерей Леонид Дмитревский был назначен настоятелем
    Свято-Николаевской церкви в Армавире.
    Во время своего служения в должности настоятеля Николаевской церкви протоиерей
    Леонид заботился о внутреннем украшении храма. Из Москвы были выписаны
    иконы, внутренние стены церкви украшались росписью.
    При Николаевской церкви усилиями протоиерея Леонида был создан большой
    профессиональный хор.
    B 1912г. в Армавире начинается строительство молитвенного дома во имя Святой
    Троицы (в будущем Свято-Троицкого собора).
    Протоиерей Леонид был избран организатором и руководителем строительного
    комитета. Под его руководством за 4 года в городе вместо молитвенного дома
    была построена новая церковь, несмотря на тяжелое для всей России военное
    время.
    В 1915г. о.Леонид был избран гласным первой Городской Думы г.Армавира
    от духовного ведомства.
    О.Леонид и матушка Вера Васильевна были уважаемыми людьми в городе. В круг
    их знакомых входили прекрасные люди: педагоги, врачи, композитор духовной
    музыки Я.А.Шевцов.
    В годы Гражданской войны Леонид Дмитревский близко познакомился с замечательным
    русским художником Михаилом Васильевичем Нестеровым. В то время в Армавире
    находилась семья художника, и в 1918г. он приехал, чтобы забрать родных в Москву.
    Однако события гражданской войны на Юге России отдалили отъезд Нестерова
    до 1920г., и возвращение в столицу стало возможным только после установления
    Советской власти на Кубани.
    М.В.Нестеров, будучи глубоко верующим человеком, пришел в Николаевский храм,
    где и состоялось его знакомство с о.Леонидом, переросшее в теплые и душевные
    отношения.
    Оказалось, что у о.Леонида и М.В.Нестерова были общие знакомые, среди них —
    архиепископ Антоний (Храповицкий), портрет которого М.В.Нестеров написал в 1917г.
    за год до своей поездки на Кавказ.
    В Армавире М.В.Нестеров создал несколько работ, среди которых были рисунки и
    портретные этюды, написанные с отца Леонида, привлекшего М.В.Нестерова
    "своей тонкой душевной организацией и выразительной внешностью".
    Один из рисунков М.В.Нестерова с изображением о.Леонида какое-то время
    хранился у о.Леонида и впоследствии был им подарен одной из прихожанок
    Троицкой церкви. В 2012г. потомки этой прихожанки передали рисунок семье
    Дмитревских.
    О.Леонид оказал на живописца сильное влияние, ставши для него прообразом
    "Лика Русского Христа" в цикле полотен "Путники".
    С о.Леонида он написал "Пророка" для одноименной картины, а также "Страстную Седмицу".
    Питая глубокое уважение к о.Леониду, М.В.Нестеров ко дню его ангела написал
    акварель "Покров Богородицы", повторявшую надалтарную роспись Покровского храма
    Марфо-Мариинской обители г.Москвы. Дарственная надпись на обороте акварели
    гласит:
       
    "Глубокочтимому отцу Леониду Федоровичу Дмитриевскому на добрую память
        в день его Ангела 1920г. 16 апреля. Михаил Нестеров".

    В последовавший за октябрьской революцией 1917г. период гражданской войны
    о.Леонид стал свидетелем кровавых событий на Юге России, в эпицентре которых
    вплоть до 1920г. оказался г.Армавир, где за это время трижды менялась власть.
    Части Таманской Армии, преследуемые армией генерала А.Н.Деникина, уходя из Армавира,
    оставили здесь сотни больных и раненых. Запертые в городской тюрьме и подвалах
    штаба А.Деникина без медицинской помощи, они умирали от тифа.
    О.Леонид, будучи верным священническому долгу, оставался духовным пастырем не
    только для своих прихожан, но и для всех страждущих, независимо от их происхождения,
    вероисповедания и политических убеждений. Добившись приема у генерала
    А.И.Деникина, о.Леонид убедил его проявить милосердие к несчастным, поступить
    по-христиански и получил согласие генерала открыть подвалы и разрешить всем
    желающим горожанам забрать находящихся там людей по своим домам для ухода и
    лечения.
    Для семьи Дмитревских годы гражданской войны были трагическими.
    В 1919г. от рук красногвардейцев был зверски убит (зарублен саблями) брат о.Леонида,
    Григорий Федорович Дмитревский, священник Покровской церкви с.Соловенское
    Ставропольской епархии.
    Сам о.Леонид чудом избежал расправы — его спас белый офицер.
    Все это, а также боязнь за жизнь своих детей, сильно повлияло на супругу о.Леонида.
    Матушка Вера Васильевна умерла в 1919г. — не выдержало сердце.
    Гонения на духовенство и Церковь, начатые в 1917г., особенно усилились в 1922г.
    во время голода в Поволжье. У о.Леонида конфисковали мебель, фортепиано,
    золотой крест с украшениями, серебряный крест (награды за заслуги перед Церковью)

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ