Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. (с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Служение Курская губ., Старооскольский у.(ныне Белгородская) о., Горшеченский р.), с.Кунье, Свято-Покровская церковь священник Должностьнастоятель, церковный следователь 4-го благочиннического округа, член благочиннического совета, член училищного совета Старооскольского духовного училища Год начала1891 Год окончания1919 Месяц окончания8
В начале XX века Покровская церковь с.Кунье входила в состав 4-го благочиннического
округа Старо-Оскольского уезда.
О.Петр пользовался уважением и был довольно заметной фигурой в церковной жизни
Старо-Оскольского уезда. В течение ряда лет он нес обязанности церковного
следователя, входил в училищный совет Старооскольскго духовного училища.
13 октября 1895г. у о.Петра с матушкой Варварой Васильевной родился сын Иаков.
О.Петр за время 30-летнего служения в с.Кунье неоднократно поощрялся священноначалием.
Во время гражданской смуты, 5 ноября 1919г., как сообщили епархиальному
начальству прихожане, о.Петр "пропал бесследно".
Всю зиму прихожане ожидали возвращения батюшки, а весной 1920г. на сельском
сходе избрали на его место нового кандидата. Факт 4-х месячного отсутствия о.Петра
подтвердил священник Иоанн Самойлов из с.Никольское. Сын о.Петра Иаков, окончивший
в 1917г. Курскую Духовную Семинарию, подал прошение на имя владыки Назария,
архиепископа Курского и Обоянского о рукоположении в священный сан с назначением
его временно исполняющим обязанность священника при Покровской церкви вместо отца.
7 июля 1920г. он был рукоположен в священный сан и 8 июля был отпущен на приход
в село Кунье.
По прибытии о.Иакова в с.Кунье оказалось, что его ожидал отец, вернувшийся
из "безвестного отсутствия".
В рапорте (третьем уже по счету) епархиальному начальству о.Петр объяснял
причины своего исчезновения: "Сегодня возвратился мой сын священник села Кунье о.Иаков из Курска и сообщил, что епархиальным начальством ни один мой предшествующий рапорт о возвращении моем в приход не получен. Считаю своим долгом в третий раз сообщить Вашему Высокопреосвященству. В 1919г. я при исполнении своих обязанностей заразился сыпным тифом, который осложнился язвой кишечника. Епархиальное начальство, ввиду тяжелой и продолжительной формы тифа заменило меня священником из села Верхние Апочки Владимиром Дагаевым. Хотя я с августа 1919г. приступил к отправлению своих обязанностей, врач Соболев настоятельно посоветовал мне начать лечиться в Пятигорске. В октябре Соболев возбудил ходатайство перед бывшим епископом Курским Феофаном о выдаче мне 6-месячного отпуска. Отпуск N 686 прислан мне из Епархиального совета в конце октября 1919г. Я собрался уезжать, о чем уведомил местного благочинного Козловского. До Пятигорска я не доехал, заболев 16 ноября в станице Кущевка Кубанской области возвратным тифом. Из станицы Кущевка я был сначала эвакуирован сопровождавшим меня сыном Владимиром в Ейск. Потом, ввиду переполнения г.Ейска больными и ранеными воинами, в станицу Долонанскую. Там был помещен в общественный барак. В больнице этой станицы я пробыл до 6 июня 1920г. Из больницы я послал первый рапорт Курскому епархиальному начальству о своей болезни как причине, не позволившей мне своевременно явиться на приход. Послал второй рапорт о своем возвращении, а равно о том, что Особотделом Юго-Западного фронта Красной Армии (постановление N 2824) мне дан пропуск в село Кунье и с меня снято обвинение в "уходе с белыми при наступлении Красной Армии". О чем довожу до сведения Вашего Высокопреосвященства, ожидаю Вашего Архипастырского распоряжения".
Владыка Назарий не поставил под сомнение рапорт о.Петра Дагаева и распорядился
оставить его в с.Кунье, А его сына, о.Иакова Дагаева, переместить в село Верхние Апочки
О.Петр продолжил служение в с.Кунье.
16 мая 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" из Покровской церкви
были вывезены 15 предметов общим весом в семь фунтов 29 золотников. Как указано
в "протоколе изъятия", "группе верующих оставлены сосуд, Евангелие, два креста,
дарохранительница и кадило". Стоимость всего этого прихожане обязаны были
выплатить государству". (Уже в 1990-е годы в вентиляционной шахте под алтарем
храма был найден набор евхаристических сосудов, потир, звездица и напрестольный
крест, которые верующие сохраняли в этом тайнике во время гонений на Церковь)