Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Дагаев Петр Петрович
    Дагаев Петр Петрович 
    Фамилия Дагаев 
    Год рождения 1868 
    Место рождения Курская губ., Старо-Оскольский у., с.Ивановка 
    священник 
    Родился в семье диакона из села Ивановка
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1929г.] [1929-1930гг.] [с 1930г.] [до 1940-х годов]
      Образование
        Курская Духовная Семинария
        Год окончания 1891 
        В 1891г. после окончании Духовной Семинарии обвенчался с девицей Варварой
        Васильевной.
        Вскоре был рукоположен в сан диакона и затем — в сан священника
      Рукоположение
        диакон 
        1891 
        священник 
        1891 
        Был определен служить в Покровскую церковь с.Кунье
      Служение
        Курская губ., Старооскольский у.(ныне Белгородская) о., Горшеченский р.), с.Кунье, Свято-Покровская церковь 
        священник 
        Должность настоятель, церковный следователь 4-го благочиннического округа, член благочиннического совета, член училищного совета Старооскольского духовного училища 
        Год начала 1891 
        Год окончания 1919 
        Месяц окончания 8 
        В начале XX века Покровская церковь с.Кунье входила в состав 4-го благочиннического
        округа Старо-Оскольского уезда.
        О.Петр пользовался уважением и был довольно заметной фигурой в церковной жизни
        Старо-Оскольского уезда. В течение ряда лет он нес обязанности церковного
        следователя, входил в училищный совет Старооскольскго духовного училища.
        13 октября 1895г. у о.Петра с матушкой Варварой Васильевной родился сын Иаков.
        О.Петр за время 30-летнего служения в с.Кунье неоднократно поощрялся священноначалием.
        Во время гражданской смуты, 5 ноября 1919г., как сообщили епархиальному
        начальству прихожане, о.Петр "пропал бесследно".
        Всю зиму прихожане ожидали возвращения батюшки, а весной 1920г. на сельском
        сходе избрали на его место нового кандидата. Факт 4-х месячного отсутствия о.Петра
        подтвердил священник Иоанн Самойлов из с.Никольское. Сын о.Петра Иаков, окончивший
        в 1917г. Курскую Духовную Семинарию, подал прошение на имя владыки Назария,
        архиепископа Курского и Обоянского о рукоположении в священный сан с назначением
        его временно исполняющим обязанность священника при Покровской церкви вместо отца.
        7 июля 1920г. он был рукоположен в священный сан и 8 июля был отпущен на приход
        в село Кунье.
        По прибытии о.Иакова в с.Кунье оказалось, что его ожидал отец, вернувшийся
        из "безвестного отсутствия".
        В рапорте (третьем уже по счету) епархиальному начальству о.Петр объяснял
        причины своего исчезновения:
             "Сегодня возвратился мой сын — священник села Кунье о.Иаков из Курска и сообщил,
              что епархиальным начальством ни один мой предшествующий рапорт о возвращении
              моем в приход не получен. Считаю своим долгом в третий раз сообщить Вашему
              Высокопреосвященству.
              В 1919г. я при исполнении своих обязанностей заразился сыпным тифом,
              который осложнился язвой кишечника. Епархиальное начальство, ввиду
              тяжелой и продолжительной формы тифа заменило меня священником из села
              Верхние Апочки Владимиром Дагаевым. Хотя я с августа 1919г. приступил к
              отправлению своих обязанностей, врач Соболев настоятельно посоветовал
              мне начать лечиться в Пятигорске. В октябре Соболев возбудил ходатайство
              перед бывшим епископом Курским Феофаном о выдаче мне 6-месячного отпуска.
              Отпуск N 686 прислан мне из Епархиального совета в конце октября 1919г.
              Я собрался уезжать, о чем уведомил местного благочинного Козловского.
              До Пятигорска я не доехал, заболев 16 ноября в станице Кущевка Кубанской
              области возвратным тифом.
              Из станицы Кущевка я был сначала эвакуирован сопровождавшим меня сыном
              Владимиром в Ейск.
              Потом, ввиду переполнения г.Ейска больными и ранеными воинами, в станицу
              Долонанскую. Там был помещен в общественный барак. В больнице этой станицы
              я пробыл до 6 июня 1920г. Из больницы я послал первый рапорт Курскому
              епархиальному начальству о своей болезни как причине, не позволившей мне
              своевременно явиться на приход.
              Послал второй рапорт о своем возвращении, а равно о том, что Особотделом
              Юго-Западного фронта Красной Армии (постановление N 2824) мне дан пропуск
              в село Кунье и с меня снято обвинение в "уходе с белыми при наступлении
              Красной Армии".
              О чем довожу до сведения Вашего Высокопреосвященства, ожидаю Вашего
              Архипастырского распоряжения".
        Владыка Назарий не поставил под сомнение рапорт о.Петра Дагаева и распорядился
        оставить его в с.Кунье, А его сына, о.Иакова Дагаева, переместить в село Верхние Апочки
        О.Петр продолжил служение в с.Кунье.
        16 мая 1922г. во время кампании по "изъятию церковных ценностей" из Покровской церкви
        были вывезены 15 предметов общим весом в семь фунтов 29 золотников. Как указано
        в "протоколе изъятия", "группе верующих оставлены сосуд, Евангелие, два креста,
        дарохранительница и кадило". Стоимость всего этого прихожане обязаны были
        выплатить государству". (Уже в 1990-е годы в вентиляционной шахте под алтарем
        храма был найден набор евхаристических сосудов, потир, звездица и напрестольный
        крест, которые верующие сохраняли в этом тайнике во время гонений на Церковь)
      Осуждения
        ././1929 
        Обвинение "невыполнение хлебозаготовок" 
        Приговор конфискация имущества 
        В 1929г. о.Петр был судим за "невыполнение хлебозаготовок", лишен всего имущества,
        но остался на свободе
      Служение
        Курская (ныне Белгородская) о., Горшеченский р., с.Кунье, Свято-Покровская церковь 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1929 
        В конце 1929г. о.Петр вышел на покой
      Места проживания
        Курская (ныне Белгородская) о., г.Старый Оскол 
        Год начала 1929 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 4 
        На покое поселился у дочери в Старом Осколе.
        Помимо дочери, у о.Петра было трое сыновей. Младший, Николай, работал врачом в Фатеже.
        Средний, Яков, служил священником в с.Верхние Апочки. Старший, Владимир, был
        секретарем сельсовета в с.Мантурово.
        В Старом Осколе о.Петр ходил на богослужения в Благовещенский собор.
        В конце 1929г. был подписан Указ об образовании новой епархии с центром в Старом Осколе.
        Первым епископом Старооскольским стал епископ Онуфрий (Гагалюк).
        С его приходом в Староосколье церковная жизнь оживилась. Десятки священнослужителей,
        уклонившихся было в обновленчество, принесли покаяние и вернулись в лоно
        Православной Церкви. В Старом Осколе епископу Онуфрию разрешено было служить
        только в одном храме — в Благовещенском соборе, ему было запрещено выезжать из
        Старого Оскола.
        Весной 1930г. к Владыке Онуфрию обратились с просьбой крестьяне из села Архангельское
        назначить в их храм или хотя бы прислать на время Пасхальной службы священника.
        В апреле 1930г. Владыка Онуфрий (Гагалюк) благословил отправиться в Архангельское на
        на служение о.Петра
      Служение
        Курская о., Боброво-Дворский р. (ныне Белгородская о., Губкинский р.), с.Архангельское 
        священник 
        Должность настоятель 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 4 
        Год окончания 1930 
        Месяц окончания 12 
        В Архангельском в это время была крепкая церковная община,
        состоявшая в основном из мужиков-хлебопашцев. В селе жили также и монахини —
        Матрона (Легчакова) и Матрона (Савинова), вернувшиеся на родину после закрытия
        их монастыря и занимавшиеся выпечкой просфор.
        Архангельцы поселили о.Петра на квартире у крестьянки Анны Федоровны Легчаковой.
        В конце апреля, после Пасхи, о.Петр собрался было вернуться в Старый Оскол. Однако
        члены приходского совета просили его остаться в Архангельском.
        О.Петр был стар и болен, давно страдал язвой желудка, а в годы Гражданской войны
        дважды перенес тиф, в силу чего хотел удалиться на покой.
        Во второй половине июня 1930г., после Троицы, о.Петр снова хотел уехать к дочери
        Старый Оскол. И вновь архангельцы уговорили его продолжить служение в их селе.
        Едва о.Петр обосновался в с.Архангельское, как власти обложили его новыми
        налоговыми бременами. Он должен был заплатить продналог в сумме 400 рублей.
        Местные власти оказывали постоянное давление на батюшку, требовали отмены
        богослужений в дни активных полевых работ, невзирая на церковные праздники
      Аресты
        Курская о., Боброво-Дворский р. (ныне Белгородская о., Губкинский р.), с.Архангельское 
        Год ареста 1930 
        День ареста 12 
        Месяц ареста 12 
        2 декабря на квартире, где квартировал о.Петр, был произведен обыск.
        Согласно протоколу, при обыске были обнаружены и изъяты деньги в сумме
        123 руб. 70 коп., облигации третьего займа на 10 руб. и документ, подтверждающий,
        что "иерей Петр Петрович Дагаев в 1919–1920гг. не бежал от Красной Армии к белым".
        Документ этот был выдан Особым Отделом Югзапфронта Красной Армии.
        Несмотря на то, что документ этот был подшит к делу и нигде в дальнейшем не объявлялся
        фальшивым, о.Петр в обвинительных материалах именовался "перебежчиком к белым".
        За обыском последовал арест. Вместе с о.Петром были арестованы ктитор церкви
        Ефрем Гаврилович Стариков и член церковного совета Василий Иванович Савинов.
        Они были заключены в Старооскольский Домзак
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. 
        30/12/1930 
        Обвинение "организатор к/р церковной группировки, агитировавшей против колхозного движения, участие в нелегальных к/р совещаниях под видом заседаний церковного совета, к/р прошлое (перебежчик к белым)" 
        Статья ст.58–10,58–11 УК РСФСР 
        Приговор 3 года высылки в Северный край, считая срок с 12.12.1930г. 
        Групповое дело "Дело священника Петра Дагаева, ктитора Ефрема Старикова и члена церковного совета Василия Савинова. Белгородская о., с.Архангельское, 1930г." 
        Групповое дело N 427-с Архива УФСБ РФ по Белгородской обл.
        Из постановления на арест обвиняемых по делу:
             "Указанные лица, находясь меж собой в тесной связи по церковным делам,
              занимались а/с агитацией, для чего группировали вокруг себя односельчан —
              верующих, внедряя в них уверенность в греховности проводимых Советской
              властью мероприятий, и в особенности, коллективизации".
        Из обвинительного заключения (30 декабря 1930г.):
             "Обвиняемые, имея за собой контрреволюционное прошлое и являясь антисоветски
              настроенными людьми, под видом церковного совета, организовались в
              контрреволюционную группировку и вместо заседаний церковного совета
              проводили свои нелегальные совещания, на которых обсуждали планы срыва
              мероприятий Советской власти, основываясь на платформе библейского
              писания...".
        Из характеристики на о.Петра, составленной местном сельсовете:
             "Лицо антисоветское, ведущее себя яро против Советской власти...
              Группировал возле себя кулацкие массы, проводил собрания населения,
              агитируя крестьянство...".
        Из показаний "свидетелей":
             "...Члены церковной общины собирались для чтения Священного Писания
              (в частности, Апокалипсиса), в котором находили параллели с современностью".
             "...20 ноября о.Петр приходил на мельницу. Там он разговаривал с
              крестьянами. Речь зашла о колхозах. Он назвал их "совращением и соблазном
              Антихриста". На это один из присутствующих заметил: "Батюшка, Вы очень
              открыто говорите". А батюшка ответил:
                   "Пастырь ничего не должен бояться и должен умереть за правду, как
                    Иоанн Креститель".
        О.Петра допрашивали 13 декабря и 23 декабря 1930г.
        Он не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях.
        О.Петр был приговорен к трем годам высылки в Северный край, а В.И.Савинов и
        Е.Г.Стариков получили по три года концлагерей
      Места заключения
        Курская (ныне Белгородская) о., г.Старый Оскол, Домзак 
        Год начала 1930 
        День начала 12 
        Месяц начала 12 
        Северный край 
        Год начала 1931 
      Места проживания
        Костромская о., с.Мантурово 
    Кончина
      Неточная дата 1940-е годы 
      Умер в Мантурово во время войны
    Реабилитация
      Дата 14/12/1992 
      Кем реабилитирован Белгородская областная прокуратура 
      По году репрессий 1930 
    Публикации ->
      1.Священник Владимир Русин. Кунье под Покровом Пресвятой Богородицы. Старый Оскол, 2007. 96с. С.17–24,59–64.
    Заявители ->
      1. священник Владимир Русин

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

  SWITCH TO COPY/SCAN URL