Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX
ФИО
Гумилевский Илья Васильевич
    ( * ) Гумилевский Илья Васильевич 
    Год рождения 1881 
    День рождения 20 
    Месяц рождения 7 
    Место рождения Донская о., Черкасский округ, станица Новониколаевская 
    протоиерей 
    Специальность  магистр богословия, профессор 
    Сын казака
    Фотографии[1] [2] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1931г.] [до 1963г.]
      Образование
        Новочеркасское духовное училище
        Год окончания 1897 
        Донская Духовная Семинария
        Год окончания 1900 
        Московская Духовная Семинария
        Год окончания 1903 
        действительный студент 
        Московская Духовная Академия
        Год поступления 1904 
        Год окончания 1907 
        кандидат богословия 
      Рукоположение
        иерей 
        1907 
        Место Москва, Московская Духовная Семинария 
      Служение
        Москва, Московская Духовная Семинария 
        священник 
        Должность  преподаватель 
        Год начала 1907 
        Год окончания 1912 
        Московская губ., г.Сергиев Посад, Московская Духовная Академия 
        священник 
        Должность  преподаватель литургики, экстраординарный профессор 
        Год начала 1912 
        Год окончания 1919 
        С 1913г. — магистр богословия
        Москва, храм Христа Спасителя 
        священник 
        Год начала 1914 
        Год окончания 1922 
        Служил до захвата храма обновленцами
        Москва, храм Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище 
        протоиерей 
        Год начала 1922 
        Год окончания 1928 
        Был духовником профессорской общины, существовавшей в Даниловском монастыре,
        в котором находилась Духовная Академия.
        Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой:
        "Я попала в Москву. Здесь очень тяжело болела всю зиму и, наконец, ранней
        весной, постом, попала в церковь на Лазаревском кладбище. Попала "на буднях".
        В среду вечером, после вечерни, о.Илья Гумилевский вел беседы, разъясняя таинства.
        Он же организовал там сестринскую общину, которая имела своеобразный устав, и сестры
        которой, пройдя некоторый искус, повторяли обещание покаяния, то есть обеты крещения.
        На обязанности этих сестер было не только петь с народным хором, убирать храм,
        дежурить "на буднях" у подсвечников, у панихидного столика, а также убирать
        храм цветами к праздникам, а, главное, посещать больных и недужных и просто
        бедных, которым помогала сестринская община. От ящика нельзя было организовать
        помощь, но сестры могли это сделать в складчину: они готовили пищу, они и
        просто помогали деньгами, по-разному разным семьям. Определенные сестры были
        определены к отдельным улицам Марьиной Рощи, где жили бедные, которые были
        на их попечении... Я стала сестрой в общине и получила "косынку".
        О.Илья Гумилевский вел беседы каждое воскресенье после вечерни. Сначала он
        разъяснял церковные службы, сущность таинств, затем был цикл проповедей, которые
        можно назвать так: "Покайтесь, близь есть, при дверях!" . Тема покаяния пронизывала
        все его проповеди: проповеди после вечерни и утром — за ранней обедней, когда он
        объяснял дневное Евангелие. Этот призыв к покаянию был настолько силен, и его
        проповеди были так вдохновенны, что присутствовавшие там пожилые мужчины,
        закоренелые пьяницы, матерщинники, припадали к батюшкиным ногам и говорили:
        "Помолитесь, отныне не буду пить, не буду браниться!".
        Приходили к нему на исповедь ежевоскресно, причащались Святых Тайн ежевоскресно
        в поддержание вот этой новой для многих духовной жизни. Проповеди начались в 1925г.
        и продолжались до 1928г., когда о.Илью перевели к Николе Явленному...
        Я пропустила такой момент.
        У батюшки о.Ильи была большая семья. Они очень голодали. А батюшка за написание
        службы св.Ермогену получил наперсный крест с частью Животворного древа.
        Однажды матушка принесла творог, и все были ужасно счастливы, что сейчас детки
        покушают. Они начали есть этот творог, а творог был горький, как хина, — попробовали
        и отложили. А батюшка взял свой крест и положил на творог. Матушка убрала творог,
        потому что есть его было совершенно невозможно. Но когда через два дня совсем
        уже ничего не оказалось в доме, она подала этот творог на стол, а он оказался
        прекрасный, сладкий и свежий. "Ты что, новый творог получила?" — спросили дети
        матушку. — "Да нет, это вот тот, который я отложила""
        Москва, храм Флора и Лавра на Зацепе 
        протоиерей 
        Год окончания 1928 
        Москва, храм Николы Явленного 
        протоиерей 
        Год начала 1928 
        Год окончания 1928 
        Из воспоминаний Ольги Ильиничны Подобедовой [Зв1] с 1928г. служил в церкви
        Николы Явленного: "В церкви Николы Явленного он прослужил меньше полугода и был
        арестован. Его взяли на поруки его родные, потому что он стал слепнуть, и, к
        сожалению, дали за него подписку о неслужении"
      Награды
        наперсный крест 
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1928 
        День ареста 20 
        Месяц ареста 12 
      Осуждения
        Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 
        22 /02 /1929 
        Обвинение "контрреволюционная агитация" 
        Приговор  3 года ссылки в Сибирь 
      Места заключения
        Год начала 1929 
        День начала 20 
        Месяц начала 12 
        Год окончания 1931 
        День окончания 2 
        Месяц окончания 12 
      Места проживания
        Москва, Афанасьевский пер. 
        Год окончания 1963 
        Вернувшись из ссылки, на несколько лет уехал на родину, затем жил в
        Москве, пребывая в почти полном уединении. Нового курса митр.Сергия он
        не принял и примкнул к "Истинно Православной Церкви". Здесь, он,
        по некоторым данным [3] принял монашество с именем Сергий, и был возведен в сан
        игумена. Своего отношения к Московской Патриархии не изменил и в 1960-е годы
    Кончина
      1963 
      День 7 
      Месяц 12 
      Место Москва 
      Место захоронения Москва, Востряковское кладбище 
      Отношение о.Гумилевского к Московской Патриархии не изменилось и к концу жизни,
      так что отпевали его дома, а не в церкви
    Труды ->
      1.Магистерская диссертация: "Учение ап.Павла о душевном и духовном человеке". 1913
    Публикации ->
      1.Голубцов С.А., протодиак. Мученики и исповедники из корпорации Московской Духовной Академии начала ХХ века, пострадавшие от безбожной власти в 1920–1930-х годах. Архив ПСТБИ. Машинопись.
      2.Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.24.
      3.Архив священника Павла Александровича Флоренского. Вып.2. Переписка с М.А.Новоселовым. Томск: Водолей, 1998. 288с. С.44.
      4.Голубцов С.А., протодиак. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999. С.89–90.
    Заявители ->
      1. Малкин Сергей
      С.Малкин — сын О.И.Подобедовой

(*Биографический справочник "За Христа пострадавшие", ПСТГУ, М. 1997г., 698с.

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ