Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page NIKA_ROOT INDEX ФИО Валентин (Сорокин /.../ Андреевич) Дела o73.372 => o73.372 ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ
1 Осуждения 1 ОписГрупДела
ОписанияГрупДел
d01.140
    "дело насельников Троицкого Селижаровского мужского монастыря, Тверская о., 1930г." 
    Архив  ТЦДНИ. Ф.7849. Д.25701-с. 
    КолЧеловек  7 
    ПриблКолЧеловек  1 архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона 
    ОсновныеОбвиняемые
      архимандрит Модест (Клюев /.../ Андреевич)
      иеродиакон Арсений (Васильев /.../ )
      иеродиакон Валентин (Сорокин /.../ Андреевич)
      иеромонах Иероним (Коровашкин /.../ Алексеевич)
      иеромонах Илия (Коршунов /.../ Иванович)
    ПериодCледствия
      Регион  Тверская о., пос.Селижарово 
      ПериодСледст  1930г. 
      МестоЗаклСлед  Тверская о., тюрьма 
      ОсновноеОбвин  "участник /руководитель/ нелегальной монашеско-церковнической контрреволюционной группировки" 
      ГодОкончСледст  1930 
    ОбщееОписаниеДела 
    Селижаровской Троицкой обителью в 1920-е годы управлял архимандрит Модест (Клюев)
    назначенный туда митрополитом Тверским Серафимом (Александровым).
    В каноническом отношении монастырь подчинялся Московскому Патриархату.
    По приказу архимандрита Модеста в монастырской церкви поминался Патриарх Тихон.
    В 1920-е годы монастырская церковь стала приходской, при ней был зарегистрирован
    приход и организован церковный совет. Собраниями руководил настоятель, архимандрит
    Модест. К 1928г. в обители было 9 насельников: настоятель — архимандрит Модест,
    два иеромонаха, два иеродиакона, два послушника-батрака.
    В 1928г. в Калининской (Тверской) обл. развернулась антирелигиозная кампания
    по ликвидации монастырей.
    Из материалов дела:
         "Ликвидированная контрреволюционная организация свое начало активной
          деятельности берет с конца 1928г. и начала 1929 г., т.е. с того момента,
          когда в условиях Ржевского округа (где только в 1928г. началась формальная
          ликвидация монастырей) местными организациями, по требованию масс, было
          проведено ряд мероприятий на культурном фронте — по антирелигиозной работе,
          а главное, когда было проведено соответствующее наступление на капиталистический
          элемент деревни...
          До конца 1928г. монахи сумели замаскироваться в своих насиженных местах".
    В этих условиях руководство Селижаровского монастыря решило обратиться
    за помощью к населению, чтобы оказать давление на власть и защитить монастырь
    от закрытия. Эта деятельность имела успех. Демонстрация поддержки населением церкви
    и монастыря привела к тому, что в 1928–1929гг. монастырь зарекомендовал себя как
    центр консолидации общественного недовольства. Участие крестьян в борьбе за сохранение
    Селижаровской Троицкой обители показало их неприятие антирелигиозной политики
    Советской власти.
    13 декабря 1928г. в местном клубе им.Карла Маркса состоялось женское собрание,
    где "активистами" впервые был поставлен вопрос о закрытии монастыря, но присутствующие
    женщины воспротивились и настояли на том, чтобы отложить его обсуждение на неделю.
    Через неделю, 20 декабря, собралось много людей, настроенных против закрытия.
    Программа вечера была сорвана. Народному судье не дали закончить доклад
    "О правах женщины". Инициативой завладели члены церковного совета монастырской
    церкви.
    Это выступление помешало властям немедленно закрыть монастырь, однако дало материал
    для возбуждения уголовного дела.
    Первоначально следствие разрабатывало версию о том, что организатором акции протеста
    был архимандрит Модест. Следствие тянулось около года без существенных результатов.
    За это время в кельях у монахов был проведен обыск, а затем кельи были отобраны.
    Церковный совет нанял для иноков помещение вблизи монастыря, в доме Ивана
    Евстигнеева в Почтовом переулке.
    В 1929г. на одном из собраний церковного совета монастырской церкви было решено
    продемонстрировать властям, что монахи пользуются массовой поддержкой населения.
    Вскоре из местных деревень пришли крестьяне и устроили митинг с требованием
    не закрывать монастырский храм. Настоятель вел перепись верующих, посещающих
    церковь, "в результате эта переписка дошла до паломничества — собирались до
    тысячи человек". Архимандрит Модест разъяснял братии, что "если Богу будет угодно,
    то весь народ должен прийти на помощь Православной Церкви и освободить ее от тех
    гонений, которые Церковь и духовенство переживают".
    30 марта 1930г. дело насельников Селижаровского монастыря объединили
    с несколькими другими уголовными делами в одно производство. Объединение было чисто
    механическим: многие лица, корторые обвинялись в принадлежности к одной и той же
    контрреволюционной организации, познакомились только после ареста — в тюрьме.
    По версии следствия, к-р организация включала в себя семь ячеек — три в Селижаровском
    районе и четыре — в Кувшиновском районе.
    В мае 1930г. насельники Селижаровского Троицкого мужского монастыря во главе
    с настоятелем, архимандритом Модестом (Клюевым), были арестованы и заключены в тюрьму.
    Они были обвинены как "участники нелегальной монашеско-церковнической
    контрреволюционной группировки".
    Почти все арестованные признали свою принадлежность к этой мифической группировке,
    понимая под этим то, что они "исполняли все монастырские обрядности", "молились
    в монашеских одеяниях". По версии следствия, эти показания были равносильны
    признанию существования контрреволюционной организации, Иноки не предполагали
    такой трактовки их показаний и фактически были введены в заблуждение.
    3 сентября 1930г. тройка при ПП ОГПУ по Западной обл. вынесла приговор
    по стт.58–10, 58–11 УК РСФСР.
    Архимандрит Модест (Клюев) был приговорен к 10 годам концлагерей,
    откуда он уже не вернулся, иеродиакону Валентину (Сорокину) присудили 3 года
    концлагерей, дальнейшая его судьба неизвестна, равно как и остальных насельников
    монастыря, которые были приговорены к высылке в Северный край на 3 года.
    На этом монастырь свое существование прекратил.
    Все проходившие по делу были полностью реабилитированы в декабре 1989г.
    СписокПострадавших ->

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ