Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодСмерти 1947
Дела oki.112
    Богоявленский Сергей Константинович 
    Год рождения 1872 
    День рождения 17 
    Месяц рождения 2 
    Место рождения Москва 
    Специальность москвовед, доктор исторических наук, член-корр. АН СССР, археолог, архивовед 
    Родился в Москве и был крещен в церкви Успения Богородицы в Печатниках.
    Происходил из духовного сословия.
    Отец — протоиерей Константин Иванович Богоявленский (1839–1913) —
    был человеком добрым и непритязательным, глубоко благочестивым, служил
    протоиереем Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве.
    Дядей его отца был свт.Филарет, митрополит Московский.
    Мать — Варвара Сергеевна, урожденная Смирнова (1849–1922) — была старшей дочерью
    Сергея Константиновича Смирнова, профессора и ректора Московской Духовной Академии,
    известного и популярного среди московской исторической элиты, автора книг по
    истории академий — Славяно-Греко-Латинской и Троице-Сергиевской, человека
    просвещенного, друга В.О.Ключевского.
    В дружной патриархальной семье детям жилось мирно и спокойно.
    Интерес к истории возник у Сергея Богоявленского очень рано. Он с детства знал,
    что "будет историком, как дедушка Сергей Константинович Смирнов".
    Семья состояла в ближнем и дальнем родстве чуть ли не со всеми московскими историками.
    Одна из сестер его матери была замужем за историком Н.Ф.Каптеровым, другая —
    за П.Н.Милюковым, третья — за А.П.Голубцовым. "По-домашнему", в доме деда он
    видел и слушал В.О.Ключевского.
    Дом, в котором жила семья Богоявленских, стоял в Замоскворечье на Пятницкой ул.
    и принадлежал Покровскому собору.
    Учился Сергей в 3-ей Мужской гимназии на Б.Лубянке. По преданию, на этом месте стоял
    двор освободителя Москвы князя Дмитрия Пожарского. Против церкви Введения на Лубянке
    был небольшой острог, в котором доблестно сражались москвичи против поляков.
    В самой Введенской церкви находилась икона Спасителя на убрусе с изображениями
    святителей Петра и Алексия, шитая одной из дочерей кн.Дмитрия Михайловича Пожарского.
    Вопросы, касавшиеся истории Москвы, находились в центре внимания членов семьи
    Богоявленских. Отец выписывал журнал "Чтения в Обществе любителей духовного
    просвещения" (ЧОЛДП), распространявшийся среди московских батюшек, в котором
    помещались статьи и исследования по истории православных храмов и монастырей Москвы.
    Атмосфера в семье, подъем московского патриотизма в 1890-е годы
    способствовали проявлению у Сергея Богоявленского интереса к русской истории
    и истории Москвы. В 1891г. он поступил на историко-филологический факультет Московского
    университета
    Родство Фотографии[1] ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1933г.] [1933-1947гг.]
      Образование
        Московский университет, историко-филологический факультет 
        Год поступления 1891 
        Год окончания 1896 
        Поступив в 1891г. в университет, Сергей Богоявленский выбрал специализацией русскую
        историю.
        Он проштудировал все основные источники, известные в то время по русской истории VIII-XVII вв.
        По результатам своих архивных изысканий в 1894г. он написал свой первый научный
        труд "К вопросу о статьях Разрядного приказа".
        Он прослушал лекционный курс В.О.Ключевского "Методология русской истории", и, как
        исследователь школы Ключевского, С.К.Богоявленский усвоил непротиворечивое понимание
        местной и общероссийской истории, методологию обращения к местному материалу для изучения
        общего и наоборот. Изучение русской истории XIII-XVII вв. естественно основывалось
        на московских источниках и материалах.
        В семинаре проф. П.Г.Виноградова Сергей Богоявленский овладевал археографической методикой,
        О нем впоследствии С.К.Богоявленский вспоминал:
            "На семинарских занятиях, которые надо назвать образцовыми, он учил, как
             надо работать над источниками, критически анализировать их, сопоставлять
             одни с другими, извлекать обоснованные выводы и формулировать их".
        По окончании университета Сергей Богоявленский получил диплом I степени.
        К "новейшим" теориям — марксизму и позитивизму — остался равнодушным
      Места проживания
        Москва, Пятницкая ул., дом Покровского собора 
        Год окончания 1917 
        С октября 1897г. до 1917г. он работал учителем истории и географии в лучшем
        из частных московских реальных училищ — училище К.Ф.Воскресенского.
        Училище располагалось на Мясницкой ул. в "доме Липгарта" — старинном особняке.
        Работа в училище явилась немаловажным фактором для формирования его интереса к
        истории Москвы. В преподавании истории он активно использовал "историю вокруг нас"
        и далеко выходил за рамки учебной программы.
        Одновременно, с 1898г. С.К.Богоявленский работал в Московском главном архиве
        Министерства иностранных дел (МГАМИД) сначала сверхштатным сотрудником, а с 1902г. —
        в штате — делопроизводителем VIII штата. Работая в архиве, он сформировался как
        историк-архивист, найдя в этом смысл и содержание своей жизни.
        В МГАМИД С.К.Богоявленский проработал более 30 лет, дослужившись до должности
        управляющего архивом. Среди архивистов в начале XX века было много исследователей,
        которые не уступали маститым ученым: Н.Н.Ардашев, А.Х.Востоков и др.
        С.К.Богоявленский был убежден, что история как наука развивается в зависимости от
        количества и содержания источников.
        Воспитание, образование и работа определили внимание С.К.Богоявленского к
        москвоведению.
        Увлечение археологией, искавшей достоверные источники для исторической реконструкции
        жизни и быта населения, привело его к сотрудничеству с ИМАО (Императорским
        Московским археологическим обществом).
        С.К.Богоявленский работал как полевой археолог с 1896г. в течение 10 лет и внес
        значительный вклад в изучение курганов. Им лично были раскопаны курганные группы
        у озера Бисеровское и на реке Вьюнка в Богородском уезде Московской губернии.
        Летом 1900г. совместно со своим другом Ю.В.Готье он раскопал Елизаровский могильник
        в Волоколамском уезде (на Ламском Волоке), позволив уточнить ход славянской
        колонизации Московского края в конце X века.
        В 1906г. на заседании ИМАО он сделал сообщение о составленной им
        археологической карте Московской губернии. (Материалы этой карты были
        опубликованы только в 1947г.).
        Его материалы имеют важное значение в особенности потому, что они привязаны к
        географической основе, что делает их своеобразным "компасом", так как в
        советское время неоднократно менялось административное деление и шел процесс
        порчи и исчезновения древнейших памятников.
        С.К.Богоявленский стал также первооткрывателем ценных источников в архивах,
        он умел использовать общеисторические сведения в поиске местонахождения источника
        и выявлял, систематизировал и использовал огромный массив архивных источников.
        Он публиковал свои находки в издании "Чтения Общества истории и древностей
        российских при Московском университете".
        Одной из самых значительных публикаций С.К.Богоявленского стал "Судебник царя
        Федора Ивановича 1589г." (1900г.), позднее на тему истории образования судебного
        обычая он опубликовал в 1915г. "Акты времени междуцарствия".
        Исследования С.К.Богоявленского как архивиста, археолога и историка
        органически переплетались, и результаты работы в одной области являлись следствием
        занятий в другой области.
        Принципом его творчества являлся путь искания новых источников и выбора тем в
        зависимости от количества и содержания сохранившихся источников.
        Среди его находок преобладали материалы по истории Московского государства
        XVII века.
        В научном москвоведении С.К.Богоявленский представлял историко-государственное,
        а не историко-краеведческое направление.
        В 1899г. он опубликовал работу "Некоторые статистические данные по истории
        русского города XVIII столетия", в которой впервые были введены данные, которые
        позволили проследить движение населения в русских городах и сопоставить их с
        аналогичными данными по городам Западной Европы.
        В 1902–1908гг. он проделал большую работу "Москва. Урочища, слободы, улицы,
        переулки" по собиранию и изучению источников, которые позволили бы реконструировать
        топографию Москвы.
        В 1909г. С.К.Богоявленский стал одним из соучредителей Комиссии по изучению старой
        Москвы при ИМАО, которую стали называть "Старая Москва" и которая возглавила
        общественную работу по изучению и охране историко-культурного наследия Москвы.
        В 1910г. он принял участие в издании сборника статей "Москва в ее прошлом и настоящем"
        и написал для него 4 статьи: "Управление Москвой в XVI-XVII вв.", "Войско в Москве
        в XVI-XVII вв.", "Московские смуты XVII в.", "Театр в Москве при царе Алексее Михайловиче".
        Рассматривая "Соляной бунт", "Медный бунт", "Стрелецкий бунт".
        С.К.Богоявленский пришел к выводу, что главными виновниками волнений были неумелые,
        своекорыстные и недобросовестные администраторы и фавориты, что правительство
        должно считаться с настроением народа, что "измена" в понимании людей XVII века —
        это злоупотребление властью в корыстных личных целях.
        В своих очерках о Москве XVII в. он нарисовал яркие картины жизни допетровской
        Москвы и реконструировал систему управления Москвой, по крупицам собирая
        материал, разбросанный по разным актам. Он дал исчерпывающее описание того,
        какие слободы Москвы в подчинении какого приказа находились, чем ведали.
        Он полагал, что Кремль, Китай-Город, Белый Город, Земляной Город, слободы и сотни
        (черные, дворцовые, стрелецкие и т.п.) не являлись административными единицами,
        а "это были скорее топографические обозначения".
        Он нащупал новую методику изучения истории, суть которой заключалась в реконструкции
        административных органов и жизни людей на основе делопроизводства.
        Для реконструкции деятельности приказов он собирал фрагменты, рассеянные
        по казенным и частным архивам и материалы из делопроизводства других приказов.
        Он воссоздал историю "Расправной Палаты" при Боярской Думе и "Пушкарского приказа",
        введя в научный оборот множество новых, ранее не известных фактов.
        После 1917г. жизнь семьи Богоявленских (жена и дети) резко изменилась.
        Семья была вынуждена поселиться в Лефортово
        Москва, Лефортово, ул.Радио, 22, Комната 4а (дом Шестакова) 
        Год начала 1917 
        "Комната 4", в которой жила семья Богоявленских, была когда-то "барской опочивальней".
        В 1919г. от дизентерии умер старший сын Юрочка — одаренный необыкновенными
        способностями мальчик.
        Младший сын Михаил в 1924г., как бывший член организации скаутов, был арестован
        и сослан в Ачинск. С большим трудом С.К.Богоявленскому удалось помочь сыну
        перебраться в Тулу и устроиться там на работу.
        С.К.Богоявленский в трудных условиях революции и гражданской войны ясно
        осознавал и неуклонно выполнял задачу, поставленную самой историей перед
        "хранителями памяти", одним из которых он как архивист, являлся.
        В апреле 1917г. он предложил МОИДР взять на себя инициативу выработки декрета
        об охране древностей.
        Как высококвалифицированный специалист, в 1922–1926гг. он давал консультации
        сотрудникам НКИД, участвовал в проведении архивной реформы.
        Работа в ЦАУ РСФСР позволила С.К.Богоявленскому посильно влиять на становление
        советского архивоведения. Он писал статьи о критериях и практике отбора документов
        на государственное хранение, стремясь уберечь документы от уничтожения.
        В 1923г. на торжественном заседании в зале Исторического музея научная общественность
        отметила 25-летний юбилей его архивной службы. Лейтомотивом присланных адресов
        являлись слова:
              "Вы сумели архивную службу превратить в живое общественное служение".
        В 1922–1924гг. он возобновил свою педагогическую работу, принимая участие в
        подготовке кадров архивистов как профессор кафедры археографии Московского
        Государственного университета им.М.Н.Покровского.
        В 1924г. кафедра была закрыта, и С.К.Богоявленский был уволен из университета
        по сокращению штатов.
        В 1920-е годы в СССР еще продолжали действовать научные общества. На заседаниях
        общества "Старая Москва" С.К.Богоявленский сделал доклады:
        "О Мещанской слободе в XVII в." (1921г.), "О санитарном состоянии Москвы в XVII в."
        (1923г.), "Дворовые деревянные постройки в Москве в XVII в." (1924г.),
        "О Голицынском доме в Охотном ряду" (1926г.), "Казенная слобода и торговые ряды
        XVII в. в графическом изображении" (1929г.).
        В 1928г. в Государственном Историческом музее он прочитал доклад "Новый Английский
        денежный двор".
        В 1929г. перед самым закрытием "Старой Москвы", он выступил с докладом
        "Московские слободы и сотни в XVII в.".
        Эти статьи тогда не были опубликованы:
        после 1917г. возможностей для публикации своих исследований С.К.Богоявленский
        по существу не имел.
        За 1917–1930гг. свет увидели лишь несколько его небольших статей.
        Одной из его статей был очерк "200-летие бывшего Московского главного архива
        Министерства иностранных дел" (1925г.) (к тому времени МГАМИД был передан
        в ГА РФ и лишился собственного имени).
        В 1925г. фонды бывшего МГАМИД в их дореволюционной части поглотило Древлехранилище.
        С.К.Богоявленский работал управляющим в архиве РГАДА (Российском Архиве древних
        авторов).
        В 1929г. С.К.Богоявленский был избран членом-корреспондентом АН СССР.
        В записке об ученых трудах С.К.Богоявленского подчеркивался его большой вклад
        в источниковедение и приоритет в разработке проблемы административной системы
        управления XVII в.
        В 1930г. в книге "Московский край в его прошлом" была опубликована его работа
        "Московские слободы и сотни в XVII в.", в которой он указывал на существование в Москве
        в XVII в. развитой системы самоуправления.
        Неблагоприятные условия при Советской власти не позволили С.К.Богоявленскому
        развить положения этой работы, которая могла бы стать основой для создания
        фундаментального труда по истории Москвы XVII в., потому что в начале 1930-х гг.
        в СССР произошел разгром общественных краеведческих организаций.
        Это привело к тому, что не только общественное краеведческое движение,
        но и научное краеведение, в том числе москвоведение, которым занимался С.К.Богоявленский,
        потерпело поражение в правах". В отношении профессиональных историков, которые
        работали в государственных научно-исследовательских учреждениях "под идеологическим
        руководством партии", термин "москвовед" перестал употребляться. Москвоведческий
        компонент в их творческом наследии специально не выделялся
      Аресты
        Москва 
        Год ареста 1930 
        День ареста 10 
        Месяц ареста 8 
        "Чистка кадров" в Академии Наук привела к аресту С.К.Богоявленского.
        При аресте часть его научного архива и переписка были изъяты и бесследно пропали.
        Но выписки, черновики рукописей и библиотеку его жене удалось сохранить.
        После ареста он был препровожден в Ленинград, в тюрьму "Кресты"
      Осуждения
        тройка при ПП ОГПУ СССР 
        10/02/1931 
        Статья ст.58–2 УК РСФСР 
        Приговор заключение в концлагерь с заменой на ссылку в Западную Сибирь 
        На первом допросе он все обвинения отрицал, на втором допросе вообще отказался
        что-либо говорить и подписал ложное обвинение.
        В Соловецкий концлагерь, как предполагалось, по каким-то причинам увезен не был,
        а прямо из тюрьмы был отправлен в ссылку в Западную Сибирь
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма "Кресты" 
        Год начала 1930 
        Месяц начала 8 
        Год окончания 1931 
        Месяц окончания 2 
        Новосибирск 
        Год начала 1931 
        Год окончания 1933 
        В Новосибирске в ссылке он работал в Западно-Сибирском краевом архивном бюро
        (вскоре переименованном в управление) в должности архивиста-консультанта.
        Во время ссылки он собирал архивные материалы по истории народов Сибири, которые
        потом легли в основу его трудов, в частности, по истории калмыков в XVII в.
        В 1933г. он был досрочно освобожден и вернулся в Москву
      Места проживания
        Москва 
        Год начала 1933 
        Год окончания 1941 
        После освобождения на прежнюю должность управляющего архивом С.К.Богоявленского
        не взяли. Он по-прежнему находился на подозрении как "чуждый марксизму специалист".
        11 августа 1934г. было принято постановление Комиссии Советского контроля СНК
        о "снятии с него взыскания, наложенного при чистке советского аппарата и освобождении
        из ссылки со свободным проживанием в СССР", но полностью реабилитирован он был лишь
        30 июля 1989г.
        В 1933–1935гг. он работал по договору внештатным сотрудником Комиссии транскрипции
        при Главном Картографическом управлении г.Москвы.
        В 1935г. С.К.Богоявленский начал работать по договору с Академией Наук, и работы его
        регулярно публиковались.
        В 1937г. был снова арестован его сын Михаил Сергеевич. По счастью, родным удалось
        добиться пересмотра дела, сын был освобожден и получил разрешение на проживание
        в Москве.
        В 1937г. в СССР стали быть востребованными исторические концепции государственников
        и начало поощряться изучение ранних периодов русской истории.
        В 1937г. была опубликована работа С.К.Богоявленского "Приказные дьяки XVIII в.",
        одним из его выводов было утверждение: из судей и правителей дьяки сделались простыми
        исполнителями начальственных распоряжений.
        В 1938г. вышла его работа "Вооружение русских войск в XVI-XVII вв.",
        в 1939г. — "Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в.".
        В октябре 1940г. он был зачислен старшим научным сотрудником в штат
        института Истории АН СССР, в сектор феодализма.
        В 1941г. вышла его работа "Хованщина", где он восстановил фактическую
        историю восстания стрельцов. Оценивая восстание стрельцов
        через призму "смуты", он подчеркивал, что претензии стрельцов вызывали раздражение
        во всех слоях общества.
        В 1941г. С.К.Богоявленский стал членом Ученого Совета Института Истории АН СССР.
        Ему было доверено участвовать в создании обобщающих трудов института.
        В 1941г. Высшая Атестационная Комиссия утвердила его доктором исторических наук
        Ташкент 
        Год начала 1941 
        Во время войны он находился в эвакуации в Ташкенте. Под влиянием знакомства со
        Зденеком Неедлой в эвакуации у него возник интерес к истории славянства.
        Результатом стали исследования по истории русско-сербских отношений в XVII в.,
        частично опубликованные в 1946г.
        Москва 
        Год окончания 1947 
        В 1944г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1945г. — орденом
        Знак Почета.
        1 мая 1945г. ему была назначена персональная пенсия.
        В 1946г. был опубликован его труд "Приказные судьи XVII в.", материал для которого
        накапливался им в течение многих десятилетий. Этой работой С.К.Богоявленский
        завершил труд ученых-архивистов нескольких поколений.
        В связи с подготовкой к 800-летнему юбилею Москвы у С.К.Богоявленского появилась
        надежда опубликовать свои исследования по истории Москвы. В 1947г. вышел его
        очерк "Московская Немецкая слобода". Он завершил монографию "Московская Мещанская
        слобода в XVII в." (опубликована спустя много лет, в 1980г.).
        С.К.Богоявленский уделял большое внимание изучению топографии средневековой Москвы,
        работал над планами и картами. Опубликовал статьи "Казенная слобода в 1678–1680гг.",
        "Топография Торговых рядов на Красной площади", "Источники для восстановления
        топографии Москвы XVII в.". На основе панорамных и геометрических планов
        Москвы из писцовых книг, расшифровывая и дополняя графические изображения сведениями,
        почерпнутыми из актового материала, он составил сводный план Москвы XVII в.
        С.К.Богоявленский внес большой вклад в изучение московского городского жилья
        XVII в., опубликовал статьи "Дворовые деревянные постройки в Москве в XVII в.",
        "Двор князей Голицыных в Охотном ряду в Москве". Большая часть москвоведческих
        наработок С.К.Богоявленского была использована при написании первого тома коллективного
        труда "История Москвы", изданного в 1952г., уже после его смерти.
        Значителен вклад С.К.Богоявленского в создание фундаментального обобщающего труда
        "Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в.", также вышедшего после его кончины
        Он подготавливал монографию по истории русско-сербских отношений в XVII в.,
        главы из которой были написаны еще в годы войны и частично опубликованы.
        Вклад С.К.Богоявленского в изучение истории Москвы гораздо полнее и намного
        значимее, чем о том судили при его жизни во время Советской власти.
        Москва XVII в. была постоянно в сфере его творчества. Он стремился раскрыть
        общеисторический подтекст в конкретных, иногда даже ординарных событиях.
        С.К.Богоявленский воспринимал Москву как источник, позволяющий раскрыть органичность
        и самобытность русской культуры допетровской Руси.
        С.К.Богоявленский не придерживался марксистской точки зрения на историю.
        Он остался верен концепции В.О.Ключевского в понимании исторического процесса,
        но в отличие от Ключевского, он стремился не к попытке разрешения исторических
        проблем, а к реконструкции исторической ткани на основе первоисточников.
        Долгая и плодотворная работа в московских архивах приучила его к кропотливому
        подбору документов, что стало основой его методики в подготовке научных трудов.
        Он оставлял первенство за источником перед теорией.
        С.В.Бахрушин, лично хорошо знавший и высоко ценивший С.К.Богоявленского, писал:
           "Он избегал обобщений, не любил гипотез. Но там, где надо было установить факт
            и произвести углубленное его изучение, разъяснить явление, устранить
            необоснованную, мнимо научную легенду, он не имел себе равного".
        Методологию С.К.Богоявленского отличают не поиск темы, а поиск нового источника,
        комплексность исследовательских подходов, приоритет эрудиции перед логикой.
        С.К.Богоявленский существенно расширил и углубил изучение быта и систему
        административно-хозяйственного управления торгово-ремесленного посада XVII в.,
        того исторического направления, у истоков которого стоял русский историк И.Е.Забелин.
        С.К.Богоявленский стал изучать архетип москвича XVII в.,
        сосредоточив внимание на земцах-кормильцах, приказных и служилых людях.
        Своим творчеством он обеспечил преемственность в развитии русской исторической
        науки. Он предварил многое в развитии научной исторической мысли последующих десятилетий
        Часть его работ по социально-политической и топографической истории Москвы
        долгое время оставалась неопубликованной.
        В 1957г. и в 1971г. его сын Михаил Сергеевич передал сохраненные им материалы из архива отца
        в Архив РАН (Ф.353.), благодаря чему научное наследие С.К.Богоявленского
        в 1974г. стало доступно исследователям.
        В 1980г. впервые было опубликовано его монографическое исследование о Мещанской
        слободе XVII в., статьи и доклады разных лет.
        Написанные на основе архивного материала, труды С.К.Богоявленского не потеряли
        своего значения и нередко используются специалистами в качестве источника, как,
        например, в "Истории Москвы с древнейших времен до наших дней", изданной в 1997г.
        Из очерка о нем М.К.Функа "Знаток московской старины":
              "Настоящий москвич, большой знаток московской старины С.К.Богоявленский был
               беззаветно предан своему родному городу и посвятил служению ему всю жизнь"
      Награды
        орден Трудового Красного Знамени 
        Год награждения 1944 
        орден знак Почета 
        Год награждения 1945 
    Кончина
      1947 
      День 31 
      Месяц 8 
    Реабилитация
      Дата 30/07/1989 
      По году репрессий 1931 
    Труды
      1 Изложение сообщения о составлении археологической карты Московской губ.// Древности. М. 
      1906г. 
      2 К вопросу о статьях Разрядного приказа// Журнал министерства народного просвещения. 1894, N 6., С.401–403. 
      1894г. 
      3 Некоторые статистические данные по истории русского народа XVII столетия. М., 1898, С.5. 
      1898г. 
      4 Московские смуты XVII в.// Москва в ее прошлом и настоящем. Ч.I, вып.3. С.81–96; Ч.II, вып. 4/5, С.62–84; Вып.6. С.97–104; Ч.III, вып.6. С.123–140. 
      5 Московский театр при царях Алексее и Петре// Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1914. Кн.2 С.1–92. 
      1914г. 
      6 Войско в Москве в XVI-XVII вв.// Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1910. вып. 4. С.62. 
      1910г. 
      7 Расправная палата при Боярской Думе// Сборник статей, посвященных В.О.Ключевскому. М., 1909. С.426. 
      1909г. 
      8 О Пушкарском приказе// Сборник статей в честь М.К.Любавского. Пг., 1917. С.363. 
      1917г. 
      9 Московские слободы и сотни в XVII в.// Московский край в его прошлом. М., 1930. Ч.2. С.115–131. 
      1930г. 
      10 Приказные дьяки XVII в.// Исторические записки. М., 1937. Т.1, С.225. 
      1937г. 
      11 Вооружение русских войск в XVI-XVII вв.// Исторические записки. М., 1938. Т.4. С.258–283. 
      1938г. 
      12 Материалы по истории калмыков в первой половине XVII в.// Исторические записки. М., 1939. Т.5, С.48–101. 
      1939г. 
      13 Хованщина// Исторические записки. М., 1941. Т.10. С.207. 
      1941г. 
      14 Приказные судьи XVII в. М.; Л., 1946. 
      1946г. 
      15 Московская немецкая слобода// Изв. АН СССР. Сер. истории и философии. 1947. Т.4, N 3. С.220–232. 
      1947г. 
      16 Московская Мещанская слобода в XVII в.// Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980. 
      1980г. 
      17 Казенная слобода в 1678–1680гг.// Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980. С.171–173. 
      1980г. 
      18 Топография Торговых рядов на Красной площади// Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980. С.174–181. 
      1980г. 
      19 Источники для восстановления топографии Москвы XVII в.// Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980. С.181–192. 
      1980г. 
      20 Дворовые деревянные постройки в Москве в XVII в.// Научное наследие: О Москве XVII в. М., 1980. С.194. 
      1980г. 
       
    Публикации
      Дмитриева И.А. С.К.Богоявленский — ученый москвовед// История и историки: Историографический вестник. М.: Наука, 2003. 
      С.263–292. 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ