Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церквь в XX в.
(с) ПСТГУ, ПСТБИ (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса
Home page
[back][up level][first][previous][next][last]
NIKA_ROOT INDEX ГодОсуждения 1953
Дела o14.296
    Макаровский Александр Иванович 
    Год рождения 1888 
    День рождения 6 
    Месяц рождения 11 
    Место рождения Псков 
    магистр богословия, профессор, специалист по истории Русской Церкви 
    Родился в Пскове в Кремле, где в церковном доме жила семья Ивана Сергеевича
    Макаровского, диакона Троицкого собора (впоследствии возведенного в сан протоиерея).
    Мать Александра Макаровского Елена Михайловна, урожденная Смирнова, была
    дочерью протоиерея Троицкого Кафедрального собора Пскова.
    Кроме Александра Ивановича, в семье было еще четверо детей: Гавриил, Надежда,
    Людмила и Николай, каждый из которых впоследствии работал в народном образовании
    и все, кроме Надежды, — в Печорском крае Эстонии с 1920г. по 1940г.
    ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до конца 1940-х гг.] [1949-1953гг.] [1953-1958гг.]
      Образование
        Псковская Духовная Семинария 
        Год окончания 1909 
        В 1909 году блестяще закончил Псковскую Духовную семинарию, благодаря чему
        поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный кошт
        Санкт-Петербургская Духовная Академия 
        Год поступления 1909 
        Год окончания 1913 
        кандидат богословия 
        В 1913г. Александр Иванович закончил Духовную Академию по первому разряду
        (первым учеником) со степенью кандидата богословия и
        был оставлен при Академии для подготовки к профессуре в качестве профессорского
        стипендиата при кафедре психологии у профессора В.С.Серебренникова.
        Его кандидатское сочинение было на тему:
           "Учение Канта о нравственной природе человека и критическая оценка этого
            учения с точки зрения христианской психологии".
        Сохранилась выписка из журнала "Христианские чтения", апрель 1914г.
        (Журнал заседаний Совета Императорской СПДА), где очень подробно разбирается
        эта работа и дается ей блестящая оценка со стороны рецензентов
      Служение
        Псков, Псковская Духовная Семинария 
        Должность преподаватель 
        Год начала 1914 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1918 
        Месяц окончания 8 
        В 1909 году его отец, Иван Сергеевич Макаровский, переехал в Изборск, получив
        там место второго священника в Никольском соборе в крепости.
        С марта 1914г. до августа 1918г. Александр Иванович Макаровский служил
        преподавателем логики, психологии, философии, педагогики и дидактики в
        Псковской Духовной семинарии
      Места проживания
        Псков 
        Год окончания 1919 
        До весны 1919г. он еще преподавал во Пскове, но уже в 5-ой Трудовой школе
        II ступени, — читал историю.
        Осенью 1919 года он переехал в Изборск к родителям
        Псковская о., Печорский р. (Эстония до 1940г.), пос.Старый Изборск 
        Год начала 1919 
        Год окончания 1947 
        В Изборске (до 1940г. это была Эстония) с осени 1919г. и до 1925г.
        Александр Иванович преподавал Закон Божий в I-й Изборской шестиклассной
        русской школе, с 1 ноября 1919г. и до 1 сентября 1940г. являлся ее заведующим.
        За эти 20 лет он не только построил новую двухэтажную школу с преподаванием
        на русском языке (ученики пошли в новую школу 1 октября 1924г.),
        но и сделал все, чтобы эта школа была оснащена всем необходимым.
        При школе была организована библиотека, выписаны физико-химический кабинет
        для четырехклассной школы "Eluta loodus", физико-химический кабинет Мейзера
        и Мертинга, заказаны разнообразные наглядные пособия.
        Очень скоро Изборская школа стала своеобразной методической базой для учителей
        Печорского уезда.
        В 1923г. в школе была устроена первая выставка ученических работ школ
        Изборской волости по ручному труду, рисованию, минералогии. Позже аналогичные
        выставки стали проводиться периодически. Министерство Народного Просвещения
        Эстонской Республики включило Изборск в план обязательных школьных экскурсий.
        Руководителем их был назначен А.И.Макаровский. Он проводил для
        школьников Изборска и других мест Эстии интереснейшие экскурсии по историческим
        местам, памятникам архитектуры и археологии Изборского края.
        Так, в мае — июне 1923г. он провел 17 экскурсий для учеников средних и
        начальных школ. В мае — июне 1926г. в Изборске побывали 13 школьных
        экскурсий. Изборские школьники также выезжали не экскурсии в другие города
        Эстонии.
        Практически весь период работы в Изборской школе полностью отражен в труде
        Александра Ивановича "Летопись Изборской школы".
        Эту летопись он вел все эти годы, и сейчас она хранится в Изборском музее.
        В 1934г. он издал учебник истории для 4 класса, а в 1936г. — для 5-го класса.
        Это были учебники истории для начальных школ Эстонии с русcким языком обучения.
        Рисунки к этим учебникам выполнил Николай Иванович Макаровский — брат
        Александра Ивановича.
        Написанные им учебники по русской истории знали и во всех русских школах
        Эстонии.
        Кроме работы в школе, на протяжении долгих лет он являлся председателем
        культурно-просветительного общества. В рамках общества были созданы и активно
        действовали театральное и хоровое отделения, оркестр народных инструментов,
        библиотека, спортивный кружок "Трувор", домоводческий кружок, кружок любителей
        леса, детские площадки.
        Александр Иванович выступал перед изборянами с докладами и статьями на темы
        общей русской педагогики и дидактики, истории и археологии Псковщины.
        Им опубликованы несколько статей по истории Изборска и Псково-Печерского
        монастыря.
        Вспоминают, что у Макаровского было небольшое собрание археологических
        находок, извлеченных им и его учениками из стен крепости или Словенского поля
        и Труворова городища.
        Макаровский воспитал целое поколение изборян на уважении к древней истории и
        любви к своему краю.
        Его ученики были инициаторами создания в Изборской библиотеке исторического
        кружка "Историческая пятница", на базе которого был создан Изборский музей
        на общественных началах.
        В 70-е годы музей стал филиалом Псковского музея-заповедника
        Псковская о., г.Нарва 
        Год начала 1940 
        Год окончания 1941 
        С 1940г. по 1941г. А.И.Макаровский работал преподавателем истории и географии в Нарвской
        русской средней школе, а также читал курс общей истории Западной Европы
        в вечерней Совпартшколе города Нарва
        Псковская о., Печорский р., пос.Изборск 
        Год начала 1941 
        Год окончания 1947 
        Во время войны Александр Иванович с семьей вернулся в Изборск и преподавал
        грамматику в первом классе Кряковской школы.
        С 1944г. по 1947г. он работал заведующим учебной частью и преподавателем
        истории и русского языка в Изборской семилетней школе.
        В 1947г. вышел на пенсию
      Аресты
        Ленинград 
        Подвергался аресту в Ленинграде в конце 1940-х гг. Подробности неизвестны
      Служение
        Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия 
        Должность доцент кафедры истории Русской Церкви (с сентября 1949г.), профессор (с 1951г.), магистр богословия, член Учебного Комитета при Св.Синоде 
        Год начала 1949 
        Месяц начала 9 
        Год окончания 1953 
        День окончания 5 
        Месяц окончания 3 
        В 1949г. А.И.Макаровский был приглашен на должность доцента кафедры истории
        Русской Церкви в Ленинградскую Духовную Академию.
        Он занимал активную церковно-общественную позицию, способствовал усилению
        состава преподавателей Духовной Академии, порой преодолевая вместе с митрополитом
        Ленинградским и Новгородским, председателем Учебного Совета Московской
        Патриархии Григорием (Чуковым) категорическое несогласие уполномоченного.
        Так, одним из самых трудных было назначение профессора-протоиерея Василия Верюжского,
        который до своего примирения в 1946г. с Московской Патриархией
        был одним из руководителей иосифлян и чудом выжил в лагерях и ссылке.
        Еще 5 июня 1947г. о.Василию была присвоена ученая степень доктора церковной
        истории, но лишь в сентябре 1951г. он смог приступить к преподаванию в ЛДА,
        возглавив вновь созданную кафедру византологии и истории славянских Церквей
        (такой же кафедрой о.Василий заведовал в 1913–1918 гг.в СПбДА).
        Из резко негативного письма уполномоченного в Совет по делам РПЦ в апреле 1951г.[4]:
                  Несколько месяцев назад доцент Ленинградской Духовной Академии
        А.И.Макаровский вошел в контакт с бывшим профессором Петербургской
                   Духовной Академии протоиереем В.М.Верюжским. Поводом к их сближению
                   послужило поручение, данное Верюжскому Патриархом: дать отзыв на
                   диссертацию Парийского. Напомню, что Верюжский, бывший настоятель
                   храма "Воскресение на крови", был репрессирован в свое время как
                   заядлый иосифлянин и по возвращении в Ленинград ни разу не служил,
                   продолжая оставаться враждебным к Советской власти и не желая
                   участвовать в богослужениях, на которых за cоветскую власть молятся.
                   Несмотря на это, или из уважения к этому, Патриархия всячески
                   поддерживает Верюжского. Ему дали в Москве ученую степень доктора
                   богословия, первую в Советском Союзе, его усердно желали продвинуть
                   профессором в Ленинградской Духовной Академии, и только несогласие
                   властей воспрепятствовало этому протежированию. При первых же встречах
                   Верюжский заговорил с Макаровским, как с историком, о необходимости
                   открытия в Ленинградской Духовной Академии специальности византологии
                   и истории славянских Церквей. Это специальность самого Верюжского.
        Макаровский ухватился за эту мысль и стал уговаривать Верюжского
        кандидатироваться на эту кафедру, если она откроется.
                   Верюжский ответил, что "наученный горьким опытом, палец о палец сам
                   не двинет, но от предложения ему кафедры не отвернется".
                   Тогда Макаровский составил петицию на имя Патриарха. В Москве к
                   петиции отнеслись благоприятно. Митрополит Григорий ее поддержал,
                   но высказал мнение, что "Кушнарев Верюжского не пропустит".
                   Макаровский, как человек инициативный и понимающий, что требуется
                   для Церкви, был митрополитом выдвинут, а Патриархом утвержден членом
                   Учебного комитета при Патриархе. В Москве насчет кафедры византологии
                   и истории славянских Церквей начали действовать очень осторожно.
                   Сначала отдельным решением открыли с осени 1951г. кафедры этого
                   предмета в Московской и Ленинградской Духовных Академиях.
                   Потом на заседании Учебного комитета, первом с участием Макаровского,
        стали подыскивать формулу, как протянуть в академию Верюжского так,
                   чтобы власть это проглядела и пропустила.
                   Выход был найден во временном назначении Верюжского.
                   Как видно, "трюк" был подхвачен и одобрен Патриархом как вполне
                   соответствующий его собственным желаниям и направленности...
                   Кафедра византологии интересна тем, что в ней ставятся непрерывно
        вопросы взаимоотношения Церкви и государства, затрагиваются
                   общественно-философские проблемы.
                   Кафедра рассматривает проблемы византийских влияний и заимствований
                   в России. При желании она может быть обращена в острое оружие
                   идеологического и политического характера...".
        30 октября 1951г. А.И.Макаровский защитил магистерскую (докторскую) диссертацию
        и получил звание профессора.
        Из статьи М.В.Шкаровского об открытии в Ленинграде духовных школ:
             "Владыка Григорий (Чуков) всячески содействовал подготовке преподавателями
              магистерских диссертаций, только после защиты которых они получали звание
              профессора. В результате в Ленинградской Духовной Академии состоялся ряд
              магистерских диспутов (защит диссертаций на соискание ученой степени
              магистра богословия):
              ... 30 октября 1951 г.— А. И.Макаровского... Все члены преподавательской
              корпорации не только преподавали, но и активно участвовали в
              церковно-общественной жизни:
              писали статьи в "Журнале Московской Патриархии", давали консультации
              различным отделам Патриархии, поддерживали научные связи с Ленинградским
              университетом, консерваторией, Публичной библиотекой, Академией наук,
              создавали новые учебники, распространявшиеся путем перепечатывания через
              заочный сектор по всей стране, участвовали в международной деятельности
              Церкви..."
      Аресты
        Ленинград (Санкт-Петербург) 
        Год ареста 1953 
        День ареста 5 
        Месяц ареста 3 
      Осуждения
        Ленинградский Городской суд 
        22/05/1953 
        Статья ст.58–10 УК РСФСР 
        Приговор 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества 
        Дело рассматривалось при закрытых дверях.
        21–22 мая 1953г. А.И.Макаровский был осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией
        имущества.
        16 июня дело рассматривалось в Верховном суде РСФСР, который отменил
        конфискацию имущества.
        Предстояло рассмотрение дела в Верховном суде СССР.
        В те трудные годы владыка Григорий (Чуков) ходатайствовал за арестованных
        и осужденных преподавателей духовных школ.
        Когда был арестован профессор А.И.Макаровский, митрополит Григорий обращался
        во все возможные инстанции, а 9 июля 1953 г. отправил письмо в защиту
        профессора председателю Совета по делам Русской Православной Церкви Карпову:
                 "Простите за смелость обращения к Вам по делу, которое не имеет прямого
                  отношения к кругу моих обязанностей, но которое тревожит меня, т.к.
                  касается судьбы человека, подвергшегося большому несчастию. Профессор
                  нашей Ленинградской Духовной академии по русской и общей древней
                  церковной истории А.И. Макаровский 5 марта с.г. был арестован и 21–22 мая
               городским судом осужден на 10 лет.
                  Суд происходил при закрытых дверях. Известно только, что ему была
                  предъявлена 58 статья. Дело рассматривалось 16 июня в Верховном суде
                  РСФСР, который отменил конфискацию имущества.
                  Предстоит рассмотрение дела в Верховном суде СССР.
                  Как известно от ведущего дело адвоката, обвинение касалось деятельности
                  Макаровского как преподавателя школы в Эстонии (до перехода его в
                  Ленинградскую Академию) и как профессора Академии.
                  По сообщению адвоката, в Московском суде все обвинения, касавшиеся прежней
                  деятельности Макаровского, отпали; остался только донос об его деятельности
                  в Академии, касающийся специфически религиозных его убеждений.
                  А.И.Макаровский — большая научная сила, пользовавшийся большим
                  авторитетом среди студентов. Не мудрено, что нашлись люди, которые по
                  своему осветили религиозные убеждения и авторитет Макаровского,
                  может быть даже в целях самореабилитации. Если дело Макаровского
                  таково, как мне его передали, то оно важно для нас с чисто
                  принципиальной стороны (по отношению к марксистским взглядам) и было бы
                  желательно, чтобы при рассмотрении его в Верховном суде СССР присутствовал
                  хорошо богословски-образованный эксперт, и самое дело было вытребовано
                  из Ленинграда.
                  Ведь дело по существу касается принципиальной стороны преподавания
                  богословских предметов и вообще богословского образования.
                  И только с этой стороны я счел возможным беспокоить Вас своим обращением.
                  Не откажите, если это возможно, выяснению этого дела при рассмотрении
                  его в Верховном суде СССР".
        24 июля при личной встрече Карпов сообщил митрополиту Григорию, что передал
        письмо председателю Верховного суда СССР, и ему обещали внимательное
        рассмотрение дела.
        Макаровский еще несколько месяцев оставался под арестом, но владыка не забыл
        о пострадавшем профессоре и 12 ноября 1953 г. написал Карпову о необходимости
        напечатать статью осужденного в "Журнале Московской Патриархии":
                "По поводу исполнившегося в 1950 году (18 апреля) 50-летия со дня смерти
                 известного церковного историка, профессора Санкт-Петербургской
                 Духовной академии Василия Васильевича Болотова мною предложено было
                 отметить память знаменитого профессора торжественным собранием Совета
                 академии... Составление соответствующей речи было поручено профессору
                 академии А.И.Макаровскому. Составление речи затянулось, а когда она
                 была готова, то профессор Макаровский по не зависящим от него
                 обстоятельствам был лишен возможности выступить с ней пред собранием.
                 Ныне, 1–14 января 1954 года исполняется 100-летие со дня рождения
                 В.В.Болотова и было бы очень желательно отметить эту дату хотя бы
                 помещением в "Журнале Московской Патриархии" статьи, посвященной памяти
                 проф.Болотова, написанной проф.Макаровским.
                 Статья очень ценна по содержанию и достойно изображает личность и научные
                 заслуги проф.Болотова. Так как автор статьи сейчас находится
                 в изоляции, то является вопрос, можно ли под статьей поставить подпись
                 А.Макаровского или можно ограничиться подписью "А.М.".
                 Очень прошу Вашего содействия к напечатанию в журнале указанной статьи и
                 указаний относительно подписи под нею".
        Помощь владыки способствовала скорому освобождению Макаровского
        (уже 26 ноября 1953 г.) и его возвращению к преподаванию в Ленинградской
        Духовной Академии
      Места заключения
        Ленинград, тюрьма 
        Год начала 1953 
        День начала 5 
        Месяц начала 3 
        Год окончания 1953 
        День окончания 26 
        Месяц окончания 11 
      Служение
        Ленинград (Санкт-Петербург), Ленинградская Духовная Академия 
        Должность профессор Ленинградской Духовной Академии, магистр богословия 
        Год начала 1953 
        День начала 27 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1958 
        А.И.Макаровский являлся крупным специалистом в области истории Русской Церкви.
        В период педагогической работы в Академии он составил "Курс истории Русской
        Церкви" (домонгольский период), в котором разработал и дал самостоятельное
        освещение целому ряду церковно-исторических проблем и написал ряд статей
        на церковно-исторические темы, напечатанные в "Журнале Московской Патриархии".
        За время работы в Ленинградской Духовной Академии и Ленинградской Духовной Семинарии
        у него учились многие деятели Русской Православной Церкви, среди них —
        Патриарх Всея Руси Алексий II и митрополит Петербургский Владимир (Котляров),
        который писал кандидатскую работу под руководством Александра Ивановича
      Места проживания
        Ленинград (Санкт-Петербург) 
        Год начала 1953 
        Месяц начала 11 
        Год окончания 1958 
        День окончания 3 
        Месяц окончания 5 
    Кончина
      1958 
      День 3 
      Месяц 5 
      Место Ленинград (Санкт-Петербург) 
      Место захоронения Псковская о., Печерский р., пос.Старый Изборск 
      Умер в Ленинграде, но похоронить себя завещал в Старом Изборске
    Публикации
      1 Псковский синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. Москва — Псков: "Духовное преображение", 2005. 
      С.555. 
      2 http://museum-izborsk.ru/peoples/persons/makarovsky (сайт Изборского Музея-заповедника). 
      3 http://pda.sedmitza.ru/text/415931.html (сайт Санкт-Петербургской Духовной Академии). 
      4 http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=118 (сайт Псковской епархии Русской Православной Церкви. Паломнический центр "Вертоград"). 

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ