Сщмч. Прот. Iоаннъ Восторговъ (1864-†1918). Вчное торжество правды.*)
SvIoannVostorgov

                                                                                                                                    Христосъ Воскресе!

          
а, онъ воскресъ въ радость ученикам и мiру, Онъ воскресъ, несмотря на злобу враговъ, уже торжествовавшихъ надъ Нимъ побду, несмотря на охрану римской стражи, несмотря на тьму охватившей Его гробъ ночи! Смерть не удержала въ своихъ объятiяхъ Начальника жизни, адъ встртилъ въ Немъ своего Разрушителя. Онъ воскрес, - и какъ гибнетъ тьма предъ лучами восходящаго свтила, все одушевляющаго и оживляющаго, какъ бжит ночной холодъ предъ тепломъ солнца, такъ гибнетъ предъ встью воскресенiя всякое унынiе и всякiе страхи; Онъ - воскресъ - и вселилъ этимъ в мiръ такую радость, бодрость вру и жизнь, что предъ ними померкла область самой смерти, и сущiи во гробахъ оказались живыми! Яко исчезаетъ дымъ, яко таетъ воскъ отъ лица огня, такъ исчезаютъ изъ души, врущей въ воскресенiе, послднiя сомннiя, бгутъ колебанiя и всякiя попытки врага истины поселить в ней смертныя тни недоврiя к добру и правд, неврiя въ ихъ окончательную побду надъ мiромъ злобы и лукавтства. Онъ воскрес... О, чудная, всеоживляюшая всть! О, святая, дивная, всерадостная ночь воскресенiя! Въ волнахъ житейской суеты, когда смотришь на тебя издали, ты кажешься обыкновенною въ сред другихъ ночей года. Но пришла ты, свтозарная, но заговорила соимъ властным языкомъ, заглянула въ душу, - и все освтила, всм завладла въ глубинахъ сердца, и не уйдетъ отъ твоего возвышающаго и обаятельнаго воздйствiя самая зачерстввшая в неврiи душа! Недаромъ поэты всхъ временъ и народовъ сложили в честь Воскресенiя Христова дивныя псни; недаромъ одинъ изъ титановъ нашей русской мысли, Θ. Достоевскiй, признается, что въ эту ночь воскресенiя онъ впервые посл горячего спора съ атеистомъ, при первомъ удар колокола къ пасхальной заутрен, "реально опозналъ Бога"... Конечно, прiйти к этому дано не всякому. Только дтство, съ его непосредственною врою и свжестью чувствъ, видитъ, какъ в этотъ день солнце на неб играетъ и переливается, да народъ, этотъ великiй ребенокъ вры, знаетъ въ непоколебимомъ убжденiи, что врата рая в эти дни не затворяются и души умершихъ въ чудный праздникъ Пасхи въ небесномъ полет в горнiя блаженныя обители не встрчают себ никакой препоны. Но чмъ дальше живешь, чмъ боле вдумчиво относишься к окружающему, чмъ шире опытъ, тоньше совсть и ближе послдняя неизбжная грань бытiя, - тмъ боле чувствуешь всю неизмримую глубину истины воскресенiя, именно в немъ также какъ бы "реально опознаешь Бога"... Жизнь полна противорчiй, зло торжествуетъ такъ часто и такъ нагло, чувство собственнаго безсилiя такъ тяжко, смерть такъ неизбжна и ужасна: куда укрыться отъ всего этого, гд найти бодрость и радость? Въ воскресенiи нашего Божественнаго Учителя! Воистину, Онъ воскресъ и по страданiи Своемъ живымъ явилъ Себя ученикамъ Своимъ. Что было бы, если бы Онъ не воскресъ? Тогда Пилатъ, и Иуда, и Анна съ Каiафою, и лжесвидтели, и озврлая толпа, и завистливые книжники, - вс бы они были хозяевами мiра и были бы оправданы суровою правдою жизни. Но Онъ все-таки воскресъ, доказалъ Свое Божество, оправдалъ Свое искупительное дло, восторжествовалъ надъ зломъ во всей его совокупности, умертвивъ саму смерть, - это зло коренное и самое страшное. Кто вруетъ въ Него,- а какъ въ Него не вровать? - тотъ изъ устъ Его въ Евангелiи особенно часто слышитъ настойчивое, безъ конца повторяемое слово: во Мн ты имешь жизнь вчную. Итакъ, пусть торжествуетъ иногда зло, льется кровь невинная, поднимаетъ голову Iудино окаянство; пусть мiр полонъ несовершенства и противорчiй, пусть человкъ нарушаетъ нравственную гармонiю мiра грхомъ и паденiями: Онъ все-таки воскресъ, нашъ Учитель и Господь, Онъ смерть попралъ, Онъ далъ залогъ и надежду на окончательное торжество Правды вчной. Онъ и живым и мертвымъ возвстилъ о спасенiи от зла. Да, и мертвымъ: ибо съ Его воскресенiемъ мертваго нетъ ни единаго въ гроб и "жизнь жительствуетъ" во всемъ необъятномъ Божьемъ творенiи! Какъ же не радоваться Его возстанiю? Небу и земл несется нын отрадный благовстъ, такъ хорошо въ эти дни символизируемый цлодневнымъ звономъ в храмахъ. Христосъ воскресе! - такъ говоритъ мiру, какъ живой, этотъ мдный голосъ. Донесется ли онъ до васъ, наши дорогiя братья-воины, хранящiе миръ нашъ? Или вы встртите и въ этотъ святой день праздника коварного врага, великiе трудъ, опасность, муки и смерть? О, съ вами, съ вами, дорогiе, в этотъ день вся наша Россiя во глав съ Царемъ, и вся Церковь, сiяющая и радостная врою въ Воскресшаго и смерть Поправшаго! Гд бы вы ни были, что бы съ вами ни случилось - и въ отрадной жизни и въ геройской смерти, и по ту сторону могилы шлетъ вамъ привтъ святая родина: Христос воскресе! Победитель ада и смерти грядетъ къ языческому Востоку, сдящему во тьм и сни смертной. Вы являетесь Его дружиною, остаиваивающею жертвами и кровью Его достоянiе. Скоро ли забрезжитъ тамъ вра въ Воскресшаго? Но слово его не пройдет мимо: будет проповедано Евангелiе Его Царствiя во свидтельство всмъ народамъ, и вся земля поклонится Ему, поклонится имени Его всякое колно земнородныхъ! И тогда вс другъ друга обымемъ, рцемъ: братiе, и ненавидящимъ простимъ вся воскресенiемъ... Свершится ли это чудо нравственнаго перерожденiя мiра? Чтобы ответить на этотъ вопросъ, надо дать вопросъ другой; думалось ли бгущимъ къ Мертвецу въ цвтущiй садъ Iосифа мироносицамъ и робкимъ апостоламъ, думалось ли унылымъ путникамъ эммаусскимъ, заплаканными глазами не узнавшимъ Воскресшаго Учителя,- думалось ли имъ, что врующихъ в Воскресшаго на земл будетъ столько, сколько мы ихъ видимъ теперь? Не думалось умомъ, но ясно гласилось в сердц Духомъ Божiимъ. Сокрыты отъ вковъ и родовъ тайны Божiи. Но одна тайна открыта: добро побдитъ зло и Господь положитъ враговъ Христа въ подножiе Его...
Ибо Христос воскресе, воистину воскресе! Аминь.

*) Пасха Христова. 28 марта 1904 года
Полное Собранiе Сочиненiй Протоiерея Iоанна Восторгова, т.2. Полное собрание сочинений в 5-ти томах. Издат. Царское село. СПб. 1995г. С. 353-356.
Сщмч. Прот. Iоаннъ Восторговъ (1864-†1918). Праздникъ свта и радости. (Пасхальная статья).