Священномученик Андроник (Никольский). Пасха Христова и современный гнев Божий.
Пасхальное приветствие всем православным христианам Пермской епархии

Христос воcкресе! Воистину Христоc воскресе!

     С детства привыкли мы радостно приветствовать друг друга во дни светлой Пасхи Христовой. И не столько от обычного приличия и заведенного обычая, сколько от избытка сердца. Такова радость светоносного Воскресения Христова и таково таинство этого спасительного праздника праздников, что даже и ослабевшие в вере христиане и отставшие от церковного богослужения люди, помимо своей воли, переживают необычные святые чувства в своем сердце. Приходилось бывать в пасхальные дни за границей и среди российских светских людей, и среди инородных православных христиан. И там одинаково и те и другие полны пасхальной неземной радости и общего святого настроения, которое, как луч незримого света, скрашивает их обычно чисто мирскую жизнь и сутолоку.
      Так исполняет Спаситель Свое обещание апостолам, скорбевшим перед Его крестной смертью: вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16, 22). Ибо воскрес Христос - и попрана смерть, истреблена всякая скорбь. Мы, ничтожные создания Божии, - свои Ему. Наше естество, взятое Им в общение Его Божества, воскресло в Нем, - воскреснет и в нас. Он обожил наше естество, обещал и нас обожить, если пребудем в Его любви. Отсюда все высокое и святое, на что способен сделаться человек, возрожденный верой во Христа Воскресшего.
      И эта радость пасхальная больше, чем какая иная радость, ищет непременно излиться на других, подвигая всех радовать друг друга, любить друг друга, помогать друг другу. Ибо Единый Христос для всех свой и всех и каждого Себе усвоил.
      В самом деле, кто не испытывал в сии дни пасхальные того чувства, которое со всеми сродняет до самой нежной любви, какой не бывает и между родными по крови! Так во Христе и чужие делаются своими и родными. Тогда сбывается древнее проречение Исаии пророка: народы перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2, 4). Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис.11, 6-9).
      Такому бы настроению подобало быть у христиан не только в пасхальные дни всеобщего мира и радости, но всегда. Ибо христианин только верой в Воскресшего и жить должен. Поэтому у любящих Христа и трудящихся для Него воистину пасхальное и всегда настроение на душе. Преподобный Серафим Саровский во всякое время года со всеми приходящими к нему христосовался и всех неизменно "радостью" именовал. Сам он в своем подвиге только и дышал, и возмогал верой в Воскресшего; радостью о Нем полна была душа его, просветлявшаяся светом Христовым. Это же самое от него естественно изливалось и на других. Само лицо его дышало радостью и восторгом. Без напряжения, совершенно естественно передавал он эту свою радость и другим.
      Не от праздности уединенной жизни это было у преп. Серафима. Его жизнь была полна непрестанных трудов и подвигов телесных и духовных. Кроме того, постоянно приходил к нему народ со всех сторон, что требовало большого внимания и труда до самозабвения. И, однако, ничто не нарушало его душевного мира, не отгоняло из его сердца радости о Господе и ничто не мешало изливать эту радость и другим. Такова сила Христа, обещавшего по Своем Воскресении дать Свою радость, которой никто но восхитит от верующих в Него и живущих Им.
      Итак, сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь! И от своего собственного сердца все мы свидетельствуем, что это так и есть. Но, однако, у нас грешных не долее, как только в сии пасхальные дни. А потом все куда-то незаметно исчезает, и мир душевный опять не прочен, и жизнь так тускла и непостоянна в своей неизбежной суетности. И опять те же страсти и несогласия между людьми, которые вчера только так таинственно и чудно почувствовали себя братьями. Так - не сумеют и на несколько дней люди удержать Христа посреди себя. И уходит Христос, ибо люди и сами забывают Его, как своего светлого Гостя, оставляют Его одиноким, сами тоже разъединяясь между собой до вражды и ненависти.
      Особенно это восчувствуем мы ныне, когда и среди пасхальной радости мыслью своей будем переноситься в окопы и в траншеи к нашим чудо-богатырям - братьям-воинам. Да, то, что теперь совершается там на поле брани, есть воистину вражеское надругательство над Христом Воскресшим и радость всему миру Даровавшим.
      Забыли люди светлые и высокие заветы Христа; презрели ту вечную жизнь, которую принес Своим Крестом и Воскресением нам Спаситель. Погрузились исключительно в земные заботы и попечения. Чрево с его многоразличными требованиями ненасытными сделалось богом людей. А Бога Спаса своего, с Его духовными радостями о вечной жизни, позабыли крепко. Мало этого, началась прямая вражда на Бога, гонение на все, что говорит о Нем и зовет к Нему. Люди, в господствующем своем настроении, провозглашают свой ум или самих себя богами в этом мире, проповедуя и на деле исповедуя сверхчеловечество и человекобожество. Господствующее направление нашего века не за Христа, а против Христа или за Антихриста. Христос у большинства держится разве только как пережиток или предрассудок, от которого все еще никак не могут вполне отделаться. Но вовсе нет того, чтобы Христос с Его Евангелием о вечной жизни был господствующим направлением жизни человеческой, освещающим ее и смысл ей придающим. Так это в личной жизни большинства, так в разных общественных учреждениях и собраниях, так в торговле и в прочих предприятиях, так и в семье.
      Но возмечтавшее о себе человечество само себе и яму вырыло. Там, где всякий мыслит себя человекобогом, там не может существовать другого человекобога, - им тесно. И разгорелись страсти, злоба и вражда между людьми и народами. И как в древнюю пору смешал Господь языки возгордившихся людей и рассеял их по всей земле (Быт. 11 гл.), так и теперь попустил Господь страшную братоубийственную войну. Попустил Господь это как самое грозное на земле испытание. Пусть разгордившиеся и восставшие на Бога народы сами истребляют друг друга, чтобы увидели всю низость своей хвастливой жизни без Бога, чтобы увидели ту бездну самоистребления, к которой приводит их вражда на Бога.
      И до тех пор продолжится эта братоубийственная бойня, пока Господь не увидит смирения и раскаяния народов перед Божественной Его Десницей. Когда если не все враждующие народы, то, по крайней мере, один из них всем своим существом, как древние Ниневитяне, признают и исповедуют над собой Божие Промышление и вверят себя Ему, - тогда прекратит Господь гнев Свой и запретит Ангелу смерти истреблять народы. Если же этого раскаяния всенародного перед Богом не проявится и, однако, война окончится, то это явный признак, что Господь отступается от нас и оставляет нас самим себе на постепенное самоистребление и погибель, которая поведет к скорейшему пришествию последнего врага Божия - Антихриста, а за ним и ко второму пришествию Христа на страшный всеобщий суд.
      Отсюда возведем свои мысленные очи на то, что теперь совершается в нас самих и во всем нашем родном народе. Правда, чудесно, манием Божиим, мы переродились с того дня, когда по призыву нашего праведного Царя пошли на защиту младших братьев наших от немецкого варварского истребления. Это перерождение все мы переживаем, чувствуем и видим, - говорить о нем нет нужды. Но разве одновременно заметно возрождение и нашей души народной, и нашей народной жизни? Разве есть признаки того, чтобы мы, как единый народ, порывом всей соборной народной души признали и исповедали Бога над нами, Его Божественное водительство во всей нашей жизни, руководствуемой к вечной жизни за гробом? Этого нет и нет. Конечно, застигнутые личным горем каются, молятся, припадают к Богу. Но общее течение жизни, с ее господствующими заботами и попечениями, остается прежнее, не к Богу ведущее. Возрождения души народной, преклонения народа, как одного соборного человека, перед Богом Всесильным -этого нет и нет.
      Вот и льется кровь человеческая во искупление наших преступлений перед потерянным нами Богом, и будет она литься до времени, определенного Господом. Но, братья и сестры о Господе, в нашей власти приблизить это время, сократить срок Божьего попущения. Пусть всякий сам для себя объявит и признает Воскресшего Христа своей радостью и жизнью. Пусть всякий преклонится перед Ним, как перед владыкой своей собственной жизни. Утвердившись же в этом, пусть, подобно Женам Мироносицам, всем возвещает о Христе Воскресшем для всех и всякого, пусть всех зовет к той же вере во Христа Вседержителя, пусть всех зовет смириться перед Ним и предаться Ему, уготовляя себя для вечной жизни в Царствии Божием. Так, от одного к другому передаваясь, это светлое настроение воскресной радости охватит весь народ, и все, как один человек, преклонятся перед Богом и будут служить Ему Единому. И умилостивится Господь, положит конец смерти человеческой и через наш же народ приведет в веру и все другие народы мира сего. И начнется то золотое время, о котором пророчествовал Исаия пророк выше. К этому зовет нас Бог Своим Промышлением, - чтобы мы бесстрашно и дерзновенно, подобно Женам Мироносицам, всем возвещали: "Христос воскресе! Воистину Христос воскресе!"
Пермь. Пасха 1915 года, март
Творения. Проповеди, обращения, послания.
Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский
Книга II. Тверь, "Булат", 2004, с. 221-226.
Православный портал "Трезвение"